Интернет похож на сыр больше, чем вы думаете
В исследовании приняла участие тысяча человек, 70 процентов из тех, кто готов пользоваться только российскими интернет-сервисами, — женщины старше 45 лет. Меньше всего таких среди респондентов младше 24 лет. Важно, что 66 процентов опрошенных считают, что государство должно поддерживать российские интернет-компании, а 77 процентов поддержали инициативу, по которой обеспечивать безопасность их персональных данных будет государство.
Ситуация похожа на 2014 год, когда на волне антироссийских санкций государство заявило о программе поддержки отечественных производителей. Тогда многие разводили панику, говоря, что мы «оголодаем без европейского хамона и пармезана», но за пять лет в рамках импортозамещения российские фермеры плотно обосновались на прилавках столичных магазинов. То же самое получается с Интернетом.
Я опросила подруг, которые активно общаются в чатах по делам детей-школьников: у 80 процентов из них и их собеседников почта на Mail.ru, информацию они черпают из «Яндекс-новостей», чаще всего общаются в соцсети «ВКонтакте». Это все российские интернет-сервисы, интуитивно понятные российскому обывателю, которые насильно не навяжешь и не заставишь пользоваться в ежедневном режиме. Мы хотим, чтобы сегодня нам было удобно, но это внутренний фактор.
Внешний заключается в том, что интернет-индустрия развивается, обеспечивая 5 процентов ВВП России. В «цифру» уходит все больше услуг, операций и документов. Для этого в России разворачиваются нацпроекты, вливаются сотни миллиардов рублей, разрабатываются технологии и стартапы, без которых мы не будем представлять свою жизнь через 5 или 10 лет — в социальной сфере, технологиях беспроводной связи, дополненной реальности.
Но при этом надо понимать, что чем больше информации о себе мы получаем, тем больше выдаем своих личных данных. К новостям о сливах информации о миллионах пользователей мы почти привыкли — сбором и передачей личных данных занимаются и Facebook, и Google, и уйма сервисов, получая прибыль от бизнеса за таргетированную рекламу. Сколько раз у вас был такой случай, когда вы обсудили с приятелем по телефону царапину на машине, а через пять минут реклама выдала кузовные работы? Ничего личного, только бизнес.
Многие пилотные проекты по внедрению новых технологий пройдут в столице, поэтому москвичи и жители города смогут первыми оценить и Интернет 5G, и высокотехнологичное оборудование, в том числе и в больницах. Будущее уже наступило, главное — не забывать, что вместе с ним должны прийти цифровая грамотность и интернет-гигиена. По-хорошему, ее надо вводить в школах, чтобы обезопасить детей от Даркнета с оборотом запрещенных веществ, опасных групп и прочей дряни. Но этот путь нам только предстоит пройти. Интересно, что между отечественным сыром и Интернетом нашлось общее — мы развиваем альтернативные направления отечественных разработок и гордимся ими.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции