Царь повелел веселиться
Сюжет:
Новый год – 2020Государь всея Руси Петр Алексеевич все любил делать по-новому, по-своему: бороды боярам брил, а особенно длинные вообще рубил, шапки горлатные боярские да ферязи дорогого сукна носить запретил. И по старому календарю тоже жить не велел.
Слово царское крепкое, а палка еще крепче. С тех пор и повелось — новолетие с 1 января. Так, одним росчерком пера многовековой уклад русской жизни был поломан. Теперь не с осени и даже не с Пасхи отсчитывали год. Обе эти вехи были по-своему логичны. Сентябрь — время сбора урожая и финал хозяйственного годичного цикла. Пасха же — финал цикла церковного. Январь же не выглядел ни тем, ни другим. Почему, собственно, год должен начинаться именно зимой, когда никаких дел хозяйственных почти уже и нет, а люди занимаются либо извозом, либо домашним рукоделием, и доедают вместе с семействами выращенный летом и собранный осенью урожай?
Как известно, сердце государя в руце Божьей, потому и указ Петра был исключительно его самодержавным решением. Царь есть царь. Сказано, что будет как в Европе, значит, будет. Государь словно почувствовал то самое «глубинное государство». Ну а где еще, как не в России, устраивать самую главную праздничную попойку, когда на улице деревья трещат от мороза? Но не только насилие над народными традициями знаменовало новое установление. Праздновали наши далекие предки Новый год? Наверное, как-то праздновали, только память об этом почти никакая и не сохранилась.
Зато новогодняя елка, появлением которой мы тоже обязаны Петру, пустила настолько глубокие корни в народном сознании, что выкорчевать ее не смогли даже скорые на расправу над всеми пережитками «старого мира» большевики.
Да и не только елка. Вся эта круговерть с подарками, лихими гулянками, когда вся страна немного похожа на киногероя Женю Лукашина — не вполне осознает себя в пространстве, берет свое начало в том самом петровском указе. А еще и фейерверки, карнавалы, катание с гор — и вот это вот все тоже благодаря самодержавной воле одного человека.
Праздник изначально имел сугубо светский, демократичный характер — радоваться приглашались как первые бояре, так и последний простолюдин. Задолго до появления термина «идентичность» Петр нашел ее в разгуле, ибо во хмелю, как и в бане все равны. И сам он не «почитал за низкость» в забаве первым быть.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции