Москвичи пересели на автобусы
Доля легковушек при поездках в рабочее время также заметно уменьшилась — с 38 до 30 процентов. Ну а самое впечатляющее достижение связано со снижением смертности в ДТП — в два раза за те же десять лет.
Легко хвалить эти достижения, будучи принципиально «безлошадным» москвичом, как я.
Никогда не забуду собственный восторг, когда несколько лет назад обнаружила, что благодаря выделенным полосам в городе «поехал» наземный общественный транспорт, а автобусы стали реальной альтернативой метро, в том числе на самых загруженных магистралях вроде Щелковского шоссе.
А такси! Еще десять лет назад я рисковала пользоваться им только в периоды гарантированно свободных дорог, то есть очень поздно вечером, ночью и самым ранним утром — чтобы и не разориться на счете, и не простоять пару–тройку часов в непреодолимых пробках.
Теперь же можно быть уверенной, что даже днем доедешь вовремя на желтой машине с «шашечками».
В общем, транспортная политика московских властей, будь то «закручивание гаек» для автомобилистов или создание принципиально новых возможностей общественного транспорта, по понятным причинам вызывает горячую поддержку таких людей, как я. А сокращение доли личных легковушек на московских дорогах видится мне крайне позитивным трендом, который должен только нарастать.
Однако очевидно, что у многих столичных автовладельцев взгляд на ситуацию принципиально иной. Последние годы им приходится ломать в себе устоявшиеся и очень прочные стереотипы — и личные, и общественные.
Самое интересное, что эта тема имеет неожиданный общественно-политический аспект. Из-за особенностей советского прошлого в 1990–2000-х годах автомобиль у нас был одновременно символом и престижа, и, так сказать, демократических завоеваний.
В результате введение совершенно обычных для любых крупных городов ограничений для личного автотранспорта многими воспринималось как наступление на права и свободы граждан.
Но за прошедшие годы и это постепенно меняется. Автомобиль для большинства людей окончательно превратился в обычное средство передвижения, которым пользуются по мере удобства и необходимости. Сформировалось понимание, что многомиллионный мегаполис и впрямь требует особых правил коммунального общежития, включая резкое удорожание содержания и пользования личным автотранспортом.
Ну а мощное развитие системы общественного транспорта и разнообразных сервисов — от агрегаторов такси до каршеринга — облегчило принятие этой, в общем, очевидной идеи.
Что до стереотипов, то московский транспортный сюжет доказывает: цепляться за них не стоит, и все, что вчера казалось очевидным, сегодня представляется все-таки архаикой.
Это очень хороший, полезный урок для общества в целом.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции