- Город

Главная страница ВМ

Около 60 московских дворов благоустроят на деньги от платных парковок

Появилось видео нападения боевиков на российских военных в Сирии

Молодежь в России назвала самые важные цели в жизни

Проведение бесплатного тестирования на антитела к COVID-19 продлили в Москве

Банковские услуги: что ценят клиенты во время пандемии?

Опубликовано видео попытки Ефремова откупиться после ДТП

Вакцина от коронавируса будет доступна для граждан с 14–15 августа

ПФР напомнил о росте выплат работающим пенсионерам с 1 августа

Ученые нашли необычный способ раннего выявления коронавируса

Названа причина гибели туристов на перевале Дятлова в 1959 году

Стало известно о состоянии Олега Тинькова после пересадки костного мозга

Диетолог Ковальков назвал самый опасный тип ожирения для женщин

Как остановить анафилактический шок с помощью вилки

Названы лучшие мобильные приложения для прослушивания музыки

Скончалась жена Джона Траволты

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Смысл паломничества

Начался период отпусков, а у школьников — пора каникул. В это время многие совершают паломничества по святым местам, и очень важно знать, для чего мы это делаем.

Чем отличается литургия в древнем далеком монастыре от литургии в сельском храме? Ничем. В любом месте Земли Божественная литургия одинаковая. И в известном святом месте, и в приходском храме родного города мы приобщаемся истинных Тела и Крови Христовых. Другой вопрос, что настрой будет отличаться в привычном окружении и месте паломничества, особенно если человек приложил немало труда, чтобы туда попасть.

У наших предков существовал обычай посещать святые места, естественно, главной мечтой и желанием было побывать на Святой Земле. Добирались они туда пешком. По свидетельству людей, которые ходили в Иерусалим на богомолье, весь путь занимал около двух лет. К паломничеству они особенно готовились, родственники их напутствовали молитвой и давали записки для поминовения. Главная цель паломничества была поклониться Гробу Господню, Голгофе, побывать в Гефсимании и Вифлееме, посетить монастыри Святой Земли. Они постились, читали и пели молитвы. Духовно настраивались принять Тело и Кровь Христовы.

В причастии, соединении с Богом, есть две составляющие — объективная и субъективная. Господь по Своей милости дает возможность приобщиться Его Святых Тайн — это объективная сторона. Субъективная составляющая зависит от способности человека воспринять таинство. Условия эти изменчивы и порой зависят от того, в каком состоянии мы находимся, что делаем перед тем, как прийти в храм: развлекаемся или молимся, слушаем музыку или читаем творения святых отцов и душеполезную литературу.

Отправляясь в паломничество, человек должен тщательно настраиваться на поездку и готовиться к причастию, ведь это сакральное событие. Полезно в дни перед поездкой больше молиться, узнать об истории монастыря или храма и имеющихся там святынях. Заранее надо настраиваться на причащение Святых Христовых Тайн, а если паломничество совершается семьей, то надо подготовить и детей, чтобы они знали, куда едут и что будут причащаться. Именно по причине более основательной предварительной подготовки большое распространение получила практика причащения во время паломничества.

Подчас тот высокий духовный настрой, в котором человек отправляется на богомолье, помогает ему с пользой для души побывать в святом месте. Вдали от дома паломник может отвлечься от повседневных житейских вопросов и сосредоточиться на своей духовной жизни.

Господь говорил, что нет пророка в своем отечестве (см. Мф. 13:57). Люди привыкают к великому, которое их окружает, и стремятся к далекому и недостижимому. В Калуге, например, есть широко почитаемая икона Божией Матери «Калужская». Люди из других городов приезжают, чтобы помолиться перед этим чудотворным образом. С любовью, благоговением они прикладываются к ней. А жители Калуги, имея возможность хоть каждый день молиться перед этой иконой, по большей части об этом забывают. Однако совершая паломничество, увидев почитаемую Смоленскую (Одигитрия) или Владимирскую икону Божией Матери, у которой бывают реже, с особым благоговением возносят молитвы. Святыня пробуждает в них религиозное чувство и освежает духовно.

Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

ФОТО: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Потому некоторые люди и говорят, что в паломничестве получается легче молиться и сосредоточенней приступать к причащению, чем в родном городе. В таком случае, может быть, лучше причащаться вдали от дома? Нет. Наша цель — обрести правильный настрой, научиться внимательной молитве независимо от места. Преподобный Серафим Саровский говорил дивеевским сестрам: не надо ходить на богомолье ни в Киев, ни в Иерусалим, молитесь здесь. Тогда будет вам и Киев, и Иерусалим.

Можно провести параллель с чтением ежедневных молитв. Чтобы не привыкать к ним, святитель Феофан Затворник советовал читать каноны и богослужебные тексты. Это полезно изредка делать, чтобы исполнение правила не стало механической привычкой, а помогало поддерживать молитвенный настрой духа.

Научиться внимательно и нерассеянно молиться словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» — нелегкий труд. Это Иисусова молитва, которую святые отцы называют установлением Божественным, наукой из наук, художеством из художеств. Среди повседневных житейских обязанностей сложно творить ее постоянно, и здесь на помощь приходят образные, глубокие молитвы, которые читаются утром и вечером или поются в храме. Помимо этого, православные верующие среди дня прочитывают каноны и акафисты по выбору. На незнакомой молитве ум сосредотачивается, а текст, который помнишь практически наизусть, бывает, проскальзывает мимо сознания. И все-таки хотя молитвословия, написанные святыми отцами, помогают научиться вниманию, которое преподобный Симеон Новый Богослов называл душой молитвы, все равно вершиной молитвенного подвига остается молитва Иисусова.

Точно так же и с паломничеством. Цель его — не только поддерживать молитвенный настрой человека, но и научить себя с благоговением молиться и в своем храме, в который ходите регулярно. Как писал святитель Иоанн Златоуст, для спасения души не нужно «предпринимать дальний путь, переплывать море и переходить горы». Человек может достичь высокой духовной меры и рядом со своим домом, поскольку «средство ко спасению… в сердце».

Если сейчас это сразу не получается, то полезно найти время поехать и помолиться в другом месте. Перемена места для молитвы поможет иметь правильный настрой и в то же время будет учить, какой должна быть молитва в храме, в который мы ходим постоянно. Святитель Иоанн Златоуст писал, что Бог смотрит не на место, а «Он требует только пламенного сердца и смиренной души». Мы должны помнить, что паломничество — не цель духовного подвига, а средство развития в себе любви к Богу и обретения постоянства во внутренней сердечной молитве.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

165 966 + 1012 (за сутки)

Выздоровели

230 642 + 613 (за сутки)

Выявлено

4 205 + 37 (за сутки)

Умерли

Олег Сыров

Готовим дома: креветки в сырной панировке

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Приговор о жизни человека

Дарья Завгородняя

Клюквенный сок лучше крови

Николай Варсегов

Не ходите, девки, замуж

 Александр Хохлов 

Украина всегда против

Виктория Федотова

Рудковская vs Дакота: дешманские разборки

Александр Лосото 

Когда из аптек исчезнут подделки

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите