Нашим самолетам в небе места нет

Технологии
Закончилась эпоха. Ту-154 выполнил в России последний пассажирский перелет — из Якутска в Новосибирск. Самолету скоро 28 лет, и у него истекает срок действия сертификата летной годности. Он будет «зимовать» в аэропорту Толмачево, а потом, наверное, отправится на металлолом. Как и большая часть российских самолетов.

Еще полвека назад СССР был великой авиационной державой. «Иномарки» не использовались вообще, зато каждый второй летательный аппарат находившейся тогда в воздушном пространстве планеты был родом из Союза. Самые популярные советские борта — Ан-2, Ан-14, Як-40, Як-42, Ил-14, Ил-76, Ту-134, Ту-154 — выпускались сотнями, а порой и тысячами. Одна из причин была в том, что так мы… готовились к войне: большинство машин имели двойное назначение. Сегодня ты перевозишь гражданских, а завтра — перебрасываешь войска.

Вторая причина столь бурного развития авиации — невероятные советские расстояния. Поезда могли ехать из конца в конец страны по десять суток, и без самолетов было никак. Авиация была частью политики: связывала самую большую в мире страну в единое целое. Плюс, конечно, мы не хотели тратить дефицитную валюту на закупку «иномарок», да еще и у идеологических соперников и предполагаемых противников. А ну как война?! Где запчасти к «Боингам» брать будем? Поэтому — только свое.

Удобства наших лайнеров, увы, напоминали комфорт «Жигулей». Однажды, помню, летел из Алма-Аты в Новосибирск на Ан-24. Взлет этой чудо-машины напоминал удар в нос — короткий и со схожими последствиями. Нас болтало, как на лодчонке в шторм, и я, тогда еще ребенок, не удивился бы, если бы самолет вдруг замахал крыльями. Настолько «военной» была атмосфера полета. Тем не менее… Пусть такая, но авиация у нас все-таки была. Со временем комфорт рос. Тот же Ту-154, например, сконструировали как наш ответ «Боингу-727», и стоил он, кстати, значительно дешевле. Поэтому страны соцлагеря по всему миру его так активно закупали.

Нашим самолетам в небе места нетТу-154 выполнил в России последний пассажирский перелет / Фото: wikipedia.org

Все развалил наш великий реформатор Егор Гайдар. Вот что вспоминает бывший замминистра гражданской авиации СССР, глава комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:

— Гайдар однажды сказал буквально следующее: «Авиационная промышленность — это очень сложная отрасль. Она требует множества инженеров, конструкторов, рабочих и государственных средств. А я договорился с «Боингом», что нам дадут необходимое количество любых самолетов». Это идиотское, непрофессиональное, предательское мнение превратилось в государственную политику.

Что сейчас? Более 90 процентов всех авиаперевозок в России совершают «иномарки». Казалось бы, а нам, пассажирам, какая разница? Разница есть! Во-первых, большинство бортов — не собственность авиакомпаний, они приобретены в лизинг. И платежи за аренду, понятно, в долларах либо евро, которые постоянно растут. Во-вторых, запчасти тоже нужно покупать за валюту, как и делать серьезный ремонт. Да что там, даже обучение пилотов «Боингов» и «Аэробусов» часто приходится проводить за границей и тоже понятно, что не за рубли. Вот и получается, что любые валютные колебания (а валюта почти всегда «колеблется» вверх) тут же отражаются на ценах авиабилетов.

А российское самолетостроение представлено главным образом «Суперджетом». Самолет по большей части собран из импортных деталей и настолько «хорош», что от него отказались все зарубежные авиакомпании — большой привет Егору Тимуровичу! Самое неприятное, что света в конце тоннеля пока не видно. «Иномарки» заняли наш рынок, и втиснуться туда даже хорошему российскому самолету — если он появится — будет весьма сложно.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news