Суррогатное материнство: обычная медпомощь или торговля людьми
А ведь наше действующее законодательство — одно из самых либеральных в мире. Сравните с Германией, Францией, Австрией, где суррогатное материнство запрещено, потому что общество до сих пор не готово принять саму возможность рождения ребенка посторонней женщиной. Различные ограничения действуют в Великобритании (нельзя платить за эту услугу), Дании, Канаде. Чтобы обзавестись потомством, бесплодные пары едут в Россию, зная, что у нас хорошо развиты репродуктивные технологии. И это вписывается в госпрограмму поддержки въездного медицинского туризма. Полученные средства остаются в стране и в конечном итоге идут на совершенствование медпомощи для россиян.
Впрочем, авторы обещающего стать скандальным законопроекта о сурматеринстве видят совсем иную, поистине фантасмагорическую картину. Дескать, дети не в семьи попадают, а к трансплантологам. Ребенка может получить любой иностранец — преступник, алкоголик, наркоман. Тысячи молодых мужчин ясно какой ориентации уезжают из России с купленными детьми. Правда, депутаты, озвучившие эти обвинения на заседании рабочей группы, не слишком позаботились о том, чтобы привести доказательства. Похоже, им все ясно: между суррогатным материнством и торговлей людьми они ставят жирный знак равенства.
И словно не понимают того, что речь идет об одном из способов лечения бесплодия, которое признано болезнью во всем мире, в том числе и у нас. Попросту говоря, это обычная медицинская помощь, на которую имеют право все граждане России, вне зависимости от возраста и штампа в паспорте. Что, одинокая женщина не имеет права на счастье материнства? А лечить незамужних от гипертонии или скарлатины врачам разрешат? Если да, то в чем сакральная разница между этими заболеваниями? Почему депутаты хотят отказать в праве на продолжение рода тем, кто не достиг 25 лет или уже миновал роковой 55-летний рубеж? Кто придумал именно эти отсечки и, главное, чем он руководствовался? И в 20 лет женщине могут поставить диагноз «бесплодие». А сколько отцов-удальцов, которые обзаводятся потомством в 70, а то и в 80 лет! Размножаться естественным путем им никто не мешает. Во всяком случае пока. А вот размножаться через пробирку — почему-то ни-ни.
Да, законодательная база далека от совершенства. Можно было бы установить строгие правила отбора иностранцев, желающих участвовать в репродуктивных программах. Логична предложенная поправка, запрещающая рекламу суррогатного материнства. Давно пора определиться и с одной юридической тонкостью. Сегодня матерью признается та женщина, что родила. Несмотря ни на какие договоры, она вправе оставить ребенка себе и порой шантажирует этим своим правом заказчиков (истинных родителей!), выбивая сверхгонорар. Те вынуждены платить: а куда деваться, чего не отдашь за родную кровиночку! Бывает и наоборот: заказчики отказываются от младенца, который родился больным. Или к моменту его появления на свет пара успевает расстаться — общее дитя им уже не нужно…
В общем, тут есть над чем подумать, чтобы не наломать дров и вместе с грязной водой не выплеснуть ребенка. Причем в самом буквальном и ужасном смысле этих слов.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции