Если твой начальник — деспот

Рынок труда
Сервис по трудоустройству «Работа.ру» продолжает радовать нас любопытными фактами. Недавно он провел опрос среди москвичей о том, все ли довольны своими отношениями с начальством.

Две трети из 3500 опрошенных пользователей признались, что начальством довольны, однако 33 процента пожаловались на своих боссов. Руководителей упрекали в жестоком обращении, угрозах, манипуляциях и прочем деспотизме. Им вменили в вину некомпетентность, дурной характер и даже такое «несолидное» прегрешение, как склонность распускать сплетни о подчиненных.

Удивляет и весь этот цветистый перечень претензий, и слишком малый процент жалобщиков — всего треть. Чуть более года назад деловые газеты писали об исследовании Высшей школы экономики, в котором более половины респондентов ругали начальство. А еще полгода назад тот же сайт «Работа.ру» опубликовал результаты опроса, где 42 процента людей сознались, что хотели бы уволить своего шефа. То есть, возможно, теперь, к началу 2021-го, наши граждане поработали над собой и смирились с неизбежностью. Начальство нельзя сменить, значит, ругать его бесполезно.

Вообще ценить кого-то у нас не принято и не модно. Причем касается это не только руководства на работе. Однажды мне пришлось пообщаться с иностранцами, ведущими бизнес в нашей столице. Одному из них хронически не везло с кадрами: россияне оказались не склонны высоко ценить чужой труд и вообще чужие усилия, уважать договоренности, соблюдать сроки. Обещать — не значит сделать и так далее. Поэтому наш экспат решил, что специалистов надежнее со своей родины завозить.

Если твой начальник — деспотЕсли твой начальник — деспот / Кадр из фильма «Служебный роман»

Интересно, что эту национальную черту мы и сами у себя давно заметили. Ежегодно выходят десятки, в том числе отечественных, исследований о нашем национальном характере, склонном то к выученной беспомощности, то к неоправданному насилию. По разным авторитетным данным, мы — самый агрессивный народ среди европейцев. Этика личных взаимоотношений хромает у нас на обе ноги. Поорали друг на друга, смертельно обиделись, разошлись по углам, нехотя помирились. И так по кругу до скончания веков. Если конфликт — то скандал с мордобоем, если обида — то бойкот на неделю. В информационном пространстве уже много лет ведутся разговоры о том, как улучшить микроклимат в семье, как порадовать домашних, как находить контакт с детишками, родителями, супругами.

И, кстати, этот массовый психологический ликбез уже приносит плоды: статистика показывает, что детей, например, воспитывать ремнем сегодня почти перестали. Однако отношения на работе этот всеобщий психотерапевтический дискурс почти не затрагивает. Что странно, ведь в офисах и конторах мы проводим треть суток (а то и побольше).

Нам кажется, что настоящие, искренние отношения — только с родней и друзьями. А с коллегами, подчиненными, начальством — это всего лишь «деловое общение», имитация настоящей жизни. Как бы отношения второго сорта. Некоторые психологи даже большие статьи пишут о том, как вредно дружить на работе. Особенно с начальниками. Приходя на службу, мы подспудно стараемся переключать эмоции в «режим ожидания». Однако мы живые люди, нет у нас такого переключателя. Поэтому и дружим мы на работе, и влюбляемся, и ненавидим. Хотя, если так не нравится начальник, почему бы не поискать ему замену в другой конторе? Работа — большая часть жизни. Самая настоящая. И не хочется тратить ее на сетования и мстительные мысли.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse