Карта городских событий
Смотреть карту

Образование важно, но воспитание важнее

Общество
Весна, время Великого поста, совпадает с волнительным периодом в жизни взрослых: их детям и внукам вскоре нужно поступать в средние и высшие учебные заведения. Парадоксально, но обеспокоены этим вопросом именно родители, бабушки и дедушки, а уже после — будущие студенты. Почему так происходит?

Это явление можно было бы легко объяснить, если бы речь шла о семье будущего первоклассника. Причина состоит в том, что ребенок еще не способен оценить достоинства и недостатки школы. Отец и мать заботятся о детях, хотят дать им достойное образование, потому сами и выбирают для них учебное заведение. Родители стремятся найти для ребенка образовательное учреждение с безупречной репутацией. Они выбирают, будет ли это языковая школа или, например, гимназия с углубленным изучением физики и математики.

Средняя школа — совсем другое дело. Бывает, мама с папой убеждены, что их дочь должна стать врачом, поэтому ей нужно пробиться в класс химико-биологического профиля. Врач — одна из самых востребованных и полезных специальностей. Вот только девочка грезит совсем другим. Она давно увлекается филологией и древнерусской литературой: ежедневно просматривает видеозаписи мастер-классов по этому направлению, читает много книг, великолепно проявляет себя в конкурсах по русскому языку и литературе. О ее незаурядных способностях в этой области говорят школьные педагоги, преподаватели высших учебных заведений, в олимпиадах которых она участвовала, знакомые родителей. Однако мама и папа так увлечены идеей определения ребенка в медицинский класс (они оплатили подготовительные курсы, репетиторов, полностью освободили дочь от работы по дому, только бы та училась), что школьница боится их разочаровать.

Еще ярче это проявляется, когда родители подбирают для сына или дочери институт и сами решают, куда им следует или не следует поступать. А чего хотят сами будущие студенты? По-разному. Одни согласны с выбором родителей, но не слишком стремятся к цели. Другие хотели бы поступить в другой институт или среднее учебное заведение, но под натиском родителей отказываются от собственных планов. Есть школьники, которые сами не знают, чего хотят.

Самый лучший вариант, когда дети и родители единодушны в выборе учебного заведения. Тогда вся семья сообща движется к намеченной цели: старшеклассник старательно выполняет все задания репетиторов. Он нацелен на то, чтобы сдать экзамены на высокие баллы. Родители обсуждают, где будет жить ребенок. Бабушки и дедушки заранее обдумывают, как они смогут помогать будущему студенту.

Образование важно, но воспитание важнееФото: Kozhokhin Alexander

Родители тратят много времени и денег на образование детей. Но задумывались ли они о том, должны ли все силы быть брошены только на обучение ребенка? Неужели это самое главное? Нет. Без нравственной основы образование не принесет никакой пользы. Отводят ли родители столько же времени и сил моральному развитию ребенка? Приводят ли детям жизненные примеры, рассказывающие о добре и зле? И, самое главное, стараются ли отец и мать жить, соблюдая законы христианской нравственности? Как известно, правильные слова без положительного примера родителей немного стоят.

Любое образование можно обратить во зло, если человек не будет следовать принципам милосердия, любви к ближним, благоразумия. Достаточно вспомнить, какое чудовищное применение профессиональным навыкам нашли нацистские врачи. Освенцим, Дахау, Бухенвальд и другие концлагеря стали местом их медицинских экспериментов над живыми людьми. Знания этих врачей не были сопряжены с человечностью.

Отсутствие нравственного стержня даже при очень хорошем образовании сказывается в безразличии к окружающим людям. Например, девушка окончила педагогический институт, пришла работать в школу. Заработная плата показалась ей слишком маленькой. Она решила: «Я могла бы работать лучше, но за такую зарплату ни к чему слишком стараться». В итоге ее решение сказалось на детях. Знания у девушки есть, а ответственности за свой труд перед учениками не хватает.

Еще пример. Мужчина по настоянию родственников защитил кандидатскую диссертацию, имел востребованную специальность. Только постоянно трудиться он не привык, поэтому и не захотел предпринимать усилий, чтобы найти постоянную работу. Время от времени он брал на дом небольшие заказы, но основным источником дохода семьи оказалась пенсия матери. Женщина большую часть жизни потратила на то, чтобы убедить сына получить достойное образование. Однако в итоге оказалось, что в этом человеке не были развиты воля, ответственность за свою жизнь и за судьбу уже немолодой матери. Без этих качеств его образование не принесло никакой пользы.

В то же время можно вспомнить немало святых, имевших великолепное образование. Это и святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, и великомученик, целитель Пантелеймон, и многие другие. Они использовали все приобретенные знания и навыки для служения Господу и людям. Прошло много веков, но добрые поступки этих угодников Божиих, иные результаты их образованности сохраняются в Церковной памяти.

Чем же отличается подход современных родителей к образованию и подход людей, воспитавших будущих святых? Первые стремятся дать образование ребенку, чтобы материально его обеспечить. Вторые же воспитывали детей, помня о словах Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а все остальное, в чем имеете нужду, «приложится вам» (Мф. 6:33). Период Великого поста, когда дети готовятся к новому жизненному этапу, является самым благоприятным временем для того, чтобы вспомнить о Боге — Подателе разумения (см. Иов. 32:8) — и о христианских нравственных принципах. Помочь ребенку сформировать свой духовный и нравственный стержень.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse