Почем попкорн для народа: как кинозалы заработают на еде
На самом деле во многих кинотеатрах Москвы этот запрет уже действует: на входе в зал висят соответствующие объявления. Почему кинотеатры так держатся за монополию на попкорн?
Начнем с того, что продажа билетов расходы кинотеатра не окупает. Ведь примерно 40–45 процентов выручки отправляется создателям фильма. Еще в среднем 10 процентов — прокатчику. Кинотеатру достается в лучшем случае половина вырученной суммы. При этом средняя заполняемость зала — 20 процентов. А 40 процентов — это в современном представлении просто аншлаг!
Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, кинотеатры активно торгуют снедью с колоссальной торговой наценкой. Себестоимость ведра попкорна — рублей десять, а продается оно за 300–400. Газировку в баре предлагают за 100–150, хотя ровно такую же в магазине можно купить втрое дешевле. Да, зрителям обидно, но надо понимать, что такие бешеные накрутки позволяют кинотеатрам сдерживать цены на билеты. А они, кстати, не растут уже около пяти лет, колеблясь в среднем от 100 рублей за утренний сеанс до 400–500 — за вечерний в выходные.
В США, кстати, такая же картина. Там цены на билеты стабильны и составляют в среднем 15 долларов за сеанс. А примерно половина доходов кинотеатров — выручка от продажи фастфуда. Доходит до того, что прокатчики и даже создатели фильмов требуют, чтобы кинотеатры начинали делиться с ними «попкорновыми» доходами. Мотивировка такая: ведь едят-то на наших фильмах!
Запрет на пронос своей еды в кинозал, на мой взгляд, — история спорная. С одной стороны, экономически он оправдан. К тому же зрителей никто не заставляет покупать попкорн по бешеным ценам.
С другой стороны, как мне кажется, свое веское слово еще скажет Федеральная антимонопольная служба. Ведь, по сути, кинотеатры устанавливают свое монопольное право на продажу фастфуда. А кинозал все-таки не бар, где ты по определению можешь пить и есть только то, что там купил. Кинозал — это отдельное помещение, где нет ни стойки бара, ни столиков, ни места для мытья рук, ни туалета. Почему же на него вдруг распространяются правила бара? И почему вдруг Министерство культуры решает вопрос с торговлей фастфудом, который к культуре отношения не имеет? Думаю, битва за попкорн еще впереди.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции