Как изменится рынок продуктов
Даже все торговые сети вместе взятые контролируют у нас менее половины рынка продуктов и товаров повседневного спроса. И ни одна из отдельно взятых сетей не контролируют даже 10 процентов. В США, для сравнения, сеть «Волмарт» держит 20 процентов рынка! Нам до этого еще очень далеко.
Тем не менее цены на продукты, я считаю, будут расти. Дело в том, что мировой рынок сейчас буквально залит финансами. Правительства всего мира поддерживали во время пандемии бизнес и раздавали населению «вертолетные» деньги. В результате во всем мире подорожало сырье — например, нефть, резко выросли цены на недвижимость и биржевые котировки — народ пошел с деньгами на биржу. Так что вопрос роста мировых цен на продукты — практически решенный. Тут многое будет зависеть от курса рубля.
Если по отношению к доллару он продолжит укрепляться, то мировое повышение цен серьезно по нам не ударит. Но если рубль ослабеет до 80–85 единиц за доллар, продукты подорожают существенно.
Также, я думаю, будет расти число жестких дискаунтеров. Это магазины, где продукты лежат в коробках, выбор их минимален, качество не самое высокое, зато цены самые низкие. Если учесть, что покупательская способность россиян падает восьмой год подряд, а за первый квартал этого года, по данным Росстата, реальные денежные доходы снизились еще на 3,6 процента, то востребованность дискаунтеров, да, продолжит расти. Вместе с тем не стоит думать, что кругом будут только «скидочные» магазины.
В июле 2008 года в России, как известно, начали действовать две сети — жесткий дискаунтер «Светофор» и магазин здоровой еды «ВкусВилл». Прошло почти 13 лет, и что? Обе сети прекрасно себя чувствуют и продолжают расти! Так что многое, я думаю, будет зависеть от руководства ретейлеров — как бизнес сумеет приспособиться к снижению наших доходов. Что предложит среднему классу и что — малоимущим, сумеет ли удержать своего покупателя. Уже сейчас очевидно, что просто так, из желания нажиться, никто увеличивать цены не станет.
За этим и правительство следит, но главное — ретейлеры понимают: покупатели просто не готовы платить. Даже средний класс с оливкового масла переходит на более дешевое подсолнечное, нишевых продуктов на полках становится все меньше. В общем, ценники, я думаю, будут зависеть от мировых цен на продукты и курса рубля по отношению к доллару.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции