Дайте шанс получить опыт
Можно было бы предположить, что причина низкого уровня образования по той или иной специальности в этом году связана с пандемией. Но и до ситуации с ковидом, отправившей студентов на дистанционное обучение, работодатели утверждали, что молодые ничего не умеют, несмотря на полученные ими дипломы университетов, академий и институтов. А вузы умывают руки: мол, они свою задачу в соответствии с лицензией на образовательную деятельность выполнили: курс лекций отчитали, определенное количество семинаров провели и даже практику студентам как-то зачли. Какой с них спрос?
Согласно исследованию рекрутингового агентства, больше всего компании нуждаются в технических специалистах. Но о том, что учебные программы многих высших заведений страны безнадежно устарели, отстав от прогрессивной мысли лет эдак на десять, а то и двадцать, говорить не очень удобно. Иначе ведь под сомнением окажется вопрос способности того или иного вуза готовить профессионалов по востребованным на рынке труда перспективным специальностям. По сути проблема упирается именно в это. Передовому, современному предприятию, чтобы быть успешным, а не убыточным, сегодня нужно очень быстро осваивать инновационные технологии. Но повлиять на то, чему и как учат в вузах, оно не может.
Высшие учебные заведения сами меняться не торопятся. Отчасти потому, что в вузах страны ведущий преподавательский состав, средний возраст которого по статистике превышает 67 лет, не очень-то готов перестраиваться под новые реалии. Обижать почтенных профессоров и академиков, ясное дело, не хочется, поскольку рейтинг образовательного учреждения, в частности, зависит и от того, сколько именитых ученых в нем на преподавательских ставках работает. При этом уровень престижности вуза имеет значение при трудоустройстве, уточняют эксперты.
А вчерашнему студенту очень работа нужна. Ему семью создавать надо, строить планы на будущее. Для того он и учился четыре–пять лет, мечтая о карьере в той области, которую выбрал в качестве будущей профессии. Поэтому и разочарование работодателя он переживает болезненно. Диплом в кармане, а с трудоустройством — проблемы.
В итоге замкнутый круг, в центре которого оказались молодые дипломированные специалисты, приводит к росту безработицы среди молодежи даже на фоне общего дефицита соискателей на рынке труда. Упершись в отказы, многие молодые ребята опускают руки и в конце концов устраиваются по принципу «куда возьмут». А это, согласитесь, едва ли способствует желанию развиваться и совершенствоваться. Да и вообще эффективно и добросовестно работать.
И тут, если честно, работодателей понять сложно. Да, выпускник вуза не все умеет, и практических навыков у него нет. Но опыт, как известно, дело наживное. Так, чем выражать недовольство, бери и доучивайся, затачивая мастерство под индивидуальные требования своей компании.
Понятно, что дело это хлопотное. И найти наставника среди опытных сотрудников, готовых тратить личное время на несмышленыша, невероятно сложно. Но шансов в конце концов получить грамотного специалиста при таком варианте все-таки больше, нежели ждать, пока вузы подстроятся под требования современной действительности.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции