Богатства вечной мерзлоты: какие сложности стоят перед развитием Арктики
Сюжет:
Эксклюзивы ВМОсвоение Арктики остается приоритетом для России, заявил Владимир Путин на совещании по развитию городов Арктики. Поговорим о перспективах развития региона и сложностях, которые строят на этом пути.
С освоением Арктики у нашей страны связаны грандиозные планы. За последние три года сформировано 766 инвестиционных проектов с объемом инвестиций в 1,75 трлн рублей. Предусматривается создание не менее 40 тысяч рабочих мест. Пока их создано более 13 тысяч. Несмотря на очевидные трудности (к примеру, стали недоступны иностранные кредиты), деньги на осуществление задуманного есть, но в основном это государственные — бюджетные — инвестиции. На первом месте, разумеется, горнорудная (44 проекта на 862 млрд рублей) и нефтегазохимическая промышленность (15 проектов на 207 млрд рублей).
Едва ли не основные арктические надежды связаны с развитием Северного морского пути (СМП). Притом что это не только маршрут прохождения судов и транспортировки грузов, но и сопутствующая береговая инфраструктура, которую надо практически создавать с нуля, вкладывая сотни миллиардов. Плюс строить свой ледокольный флот, который отвечал бы новым потребностям. Однако и тут на пути СМП встала геополитика. Связано это не только с санкциями, которые препятствуют поставкам уникального оборудования, которое нужно импортозамещать, но и с востребованностью СМП в новых условиях в принципе. Какие грузы по нему возить и куда?
По состоянию на прошлый год целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» был выполнен. На 2024 год стояла задача увеличить объем грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн, к 2031 году — до 200 млн тонн. Реально ли это?
Во-первых, не хватает ледоколов. Россия в принципе обладает соответствующими технологиями, однако испытывает нехватку верфей. Их и во всем мире недостаточно. На строительство одного такого судна требуется несколько лет. В настоящее время на 7 ледоколов приходится 600 проводок судов. Однако срок службы ледоколов, некоторые из которых были заложены еще в СССР, истечет уже к концу нынешнего десятилетия. На наших верфях заложено строительство еще пяти атомных ледоколов. В 2027–2030 годах ожидается ввод четырех дизель-электрических ледоколов.
Недавно достигнута предварительная договоренность с Индией, что какое-то количество судов такого класса будет построено на ее верфях. Торгуя с Индией энергоносителями и получая за это неконвертируемые рупии, Россия накопила их в индийских банках за последние два года на сумму, эквивалентную почти 40 миллиардам долларов...
Возможно, еще какую-то часть кораблей сможет построить Китай. Раньше Россия сотрудничала в судостроении с Южной Кореей. Но сейчас из-за санкций и активизации отношений России и Северной Кореи южнокорейские партнеры, скорее всего, отпадут.
В России имеется программа, утвержденная в 2022 году, по строительству до 2035 года 50 ледоколов и судов ледового класса для работы на СМП. Она предусматривает и осуществление ряда инфраструктурных объектов — терминалов по перевалке угля, нефти и сжиженного природного газа (СПГ), портов, аварийно-спасательных центров и формирование орбитальной группы спутников.
Деньги на программу есть, но реализация пока идет с отставанием от графика. Важной составляющей проекта Севморпути в целом ранее считалось резкое увеличение транзитного международного грузопотока.
СМП должен был стать своего рода конкурентом как Суэцкому каналу, так и китайскому мегапроекту «Один пояс — один путь». Оба они являются логистическими путями, связывающими Восток и Запад. Однако Запад для России на сегодня практически закрыт, и значение Севморпути как транзитного коридора между Западом и Востоком уменьшается. А вот значение его для перевозок грузов между Россией и Азией, а также в целях развития восточных регионов страны остается.
Основные перспективы развития Арктики связаны прежде всего с разработкой и добычей полезных ископаемых в прибрежной зоне, а затем с доставкой их в другие регионы страны и мира через Северный морской путь. Именно сырье и будет определять почти полностью развитие перевозок по СМП в обозримом будущем.
В 2023 году транзитный грузопоток по СМП достиг 2,1 млн тонн, что является рекордом. Главным транзитным товаром стала нефть (на нее приходится 1,5 млн тонн транзита, это один из логистических путей обхода западных санкций на фоне отказа европейских портов обслуживать российские танкеры). На втором месте железорудный концентрат (350 тыс. тонн).
Плюс небольшие партии СПГ. В ближайшее время большую прибавку к объемам грузоперевозок мог бы дать как раз СПГ — в связи с началом работы проектов «Восток Ойл» «Роснефти», «Арктик СПГ-2» компании «Новатэк». Однако недавно США ввели блокирующие санкции против «Новатэка» и именно против проекта «Арктик СПГ-2», что поставило под сомнение наращивание объемов его экспортных поставок.
А вот на пути резкого увеличения контейнерных перевозок, на которые приходится существенная часть международной торговли, стоят чисто природные преграды. Дело в том, что на СМП находятся два мелководных пролива — Санникова и Лаптевых. Там могут проходить только суда с осадкой 11–15 метров, что годится для контейнеровозов грузоподъемностью в три раза меньше, чем те, что ходят через Суэцкий канал. Ну и, помимо этого, нужно еще чем-то заинтересовать Китай, чтобы он использовал именно СМП в качестве транзитного логистического пути в ущерб своему мегапроекту «Один пояс — один путь». Впрочем, СМП может существовать как вполне самостоятельный российский внутренний проект либо в целях активизации морской торговли с Азией. Но требующий огромных вложений.
Объективно, в интересах развития страны хорошо бы еще связать транспортную инфраструктуру на суше с СМП. Однако, увы, таких планов пока нет даже в перспективных разработках: железнодорожники говорят, что не видят в таких проектах окупаемости. Тут решающей будет стратегическая позиция государства.
С учетом глобального потепления арктическая зона может оказаться более благоприятной для добычи полезных ископаемых и работы там вахтовым, а то и постоянным образом. И предложенная правительством программа льготной ипотеки для Арктики под 2 процента является, конечно, стратегическим «пробросом» в будущее. И, занимаясь инвестициями Арктики, следует отдавать себе отчет и в том, что от этого процесса не стоит ждать быстрой отдачи. Эта работа на то, чтобы ее результатами воспользовались уже внуки нынешних поколений.