Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Глобальный передел: Европа болезненно реагирует на решения, которые принимаются без нее

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Политика
На военном параде, посвященном 80-й годовщине окончания Второй мировой войны и капитуляции Японии, Пекин показал все свое самое современное вооружение
На военном параде, посвященном 80-й годовщине окончания Второй мировой войны и капитуляции Японии, Пекин показал все свое самое современное вооружение / Фото: Andres Martinez Casares / EPA / ТАСС

В Китае грандиозным военным парадом закончился 25-й, юбилейный саммит стран Шанхайской организации сотрудничества. Как отмечают эксперты, мир окончательно перестал быть однополярным и останавливаться на достигнутом никто не собирается. Во время саммита был принят ряд важнейших инициатив. О том, как это изменит весь миропорядок, вместе с экспертами разбирается «Вечерняя Москва».

Четыре дня заседания саммита ШОС и последующие двухсторонние контакты и переговоры лидеров почти тридцати стран были событием номер один в мире. И это неудивительно. Достаточно взглянуть на статистику организации: общая площадь входящих в ШОС стран более 35 миллионов квадратных километров (65 процентов территории Евразии), общая численность населения — 3,5 миллиарда человек (половина населения планеты). ШОС не является на данном этапе военным или политическим блоком, но его провозглашенные основные цели и задачи — укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экономическое сотрудничество, энергетическое партнерство, научное и культурное взаимодействие — четко отражают назревшие потребности мирового сообщества.

Правила Си

Этот саммит во многом расценен как прорыв в развитии сотрудничества. Многие решения, принятые не только в ходе многосторонних переговоров, но и, так сказать, на полях саммита, пока остаются как бы в тени. Тем более что, по мнению ряда аналитиков, «встречи на полях» были в чем-то важнее публичных переговоров и выступлений лидеров большей части мира, представленной в ШОС. Но по мере дальнейших действий основных акторов Шанхайской организации сотрудничества многое из согласованного станет ясно. Однако, задавая тон начавшейся на Западе истерики по поводу якобы намерений большой тройки «Россия–Индия–Китай» сломать существующий миропорядок, главный дипломат Евросоюза Кайя Каллас уже пафосно заявила: «Это не просто антизападная риторика, это прямой вызов международной системе, основанной на правилах. И это не просто символично… Это реалии, которым Запад должен противостоять».

Видимо, это реакция еще и на заявление Владимира Путина и Си Цзиньпина о «безграничном партнерстве». В свою очередь, Владимир Путин был предельно лаконичен, подчеркнув, что коллективные решения ШОС не носят конфронтационного характера: «У нас все настроены на работу с позитивным посылом. Мы думаем не о том, как бы кого-то обставить, обыграть. Нет. Мы просто думаем о том, как организовать лучшим образом свою работу». И, подводя в общем плане итоги той самой работы саммита ШОС, российский президент отметил, что «единство всех собравшихся стран в Китае демонстрирует позитивный настрой и уверенность в достижении целей».

И, естественно, Владимир Путин выделил китайскую инициативу о глобальном управлении: «Это очень важно!». По словам нашего президента, «Россия поддерживает инициативы Си Цзиньпина по глобальному управлению и заинтересована, чтобы приступить к их конкретному рассмотрению». Собственно, суть концепции глобального управления озвучил сам Си Цзиньпин, который лично излагал ее на партийном съезде КПК и которая еще в 2015 году была представлена китайской делегацией на Генассамблее ООН.

Однако теперь, видимо, в мире сложились условия для ее реального осуществления. «Глобальное управление должно основываться на пяти главных принципах: суверенное равенство, соблюдение принципов международного права, курс на многосторонность, отстаивание ориентированного на людей подхода и концентрация на реальных действиях», — отметил во время выступления Си Цзиньпин. «Голос каждой страны, — отметил председатель Си, — должен быть услышан вне зависимости от ее богатства, размеров и возможностей». А его российский коллега добавил, что «… многополярность не означает появление новых гегемонов, все страны должны иметь равные права».

Необходимость реформ

Самое примечательное заключалось еще и в том, что к провозглашенным принципам переустройства современного мира без диктата и гегемонизма, на основе равенства, уважения суверенности и справедливости присоединились страны, которые не являются членами ШОС, но разделяют идеологию этой организации. К слову, в Пекине впервые отчетливо прозвучал термин «ШОС плюс». Даже присутствовавший в Пекине турецкий лидер Эрдоган, президент натовской страны, заявил, в частности, что «ООН не справляется со своими обязанностями и нуждается в реформировании». А еще один «натовец», словацкий премьер Роберт Фицо, пошел еще дальше: «Если кто сегодня и оказался в изоляции, так это Европейский союз». Словак сравнил ЕС с «жабой на дне колодца», которая ничего не видит.

— Конечно, с одной стороны, решения Тяньцзиньского саммита ШОС — это во многом шаг вперед на пути становления такой масштабной организации, — комментирует состоявшееся событие для «ВМ» политолог Алексей Макаркин, — но, как говорится, есть нюансы. И их немало. Выдвинутая Китаем концепция «глобального управления» не первый пекинский нарратив такого рода. На моей памяти это уже четвертый предлагаемый китайцами вариант перестройки международных отношений на более справедливой основе. Понятно, что Китай с его нынешним экономическим потенциалом выстраивает свою новую глобальную роль в этом нестабильном мире. Это одно из проявлений его известной «мягкой силы», опирающейся и на особую идеологию. Но в этом цикле развития она была подкреплена силой вполне себе жесткой, что и продемонстрировал масштабный военный парад с показом всей новой китайской ядерной триады. Парад, конечно, стал мощным сигналом и намеком на стремление китайцев к достижению даже ядерного, а не только экономического паритета с Соединенными Штатами. Но я не думаю, что речь может сейчас идти о появлении нового мирового гегемона в лице Китая. В конце концов, в многополярном мире, к которому стремятся и члены ШОС, гегемонов по определению быть не может. Но тем не менее не надо забывать, что ШОС — не военно-политический блок, а, скорее, платформа для обмена мнениями и сближения точек зрения.

Политолог особо отмечает, что сегодняшняя политика Запада сама сделала все, чтобы иные, не входящие ни в какие коалиции страны начали объединяться и забывать претензии друг к другу.

— Притом что у каждой страны, входящей в ШОС, есть и свои специфические интересы, которые подталкивают их к маневрированию, — говорит Макаркин. — Мне кажется, что есть проблема, связанная с расширением организации. На этапе, когда ШОС объединяла Россию, Китай и страны Центральной Азии, вырабатывать общие решения было проще. А теперь вместе за одним столом главы Индии и Пакистана, которые только что воевали и чуть не оказались на грани ядерного конфликта. Конечно, под давлением политики Трампа заметно сближение Индии с Россией и Китаем. Заговорили о треугольнике РИК. Но обратили внимание: на парад премьер Моди так и не остался. Не захотел стоять рядом на трибуне с пакистанским коллегой. И заодно любоваться демонстрацией растущей китайской военной мощи. Масштабным военным наступательным потенциалом страны, у которой с Индией остается нерешенный территориальный спор вокруг Тибета. И на фоне новых торговых соглашений и открытия прямого авиасообщения Пекин — Дели застарелые противоречия пока не исчезают. Вот Моди и блокирует присоединение к ШОС Азербайджана, засветившего свое сближение с Пакистаном. В том числе и в военной сфере. Не прилетел в Пекин и бразилец Лула да Силва. Это дало повод заговорить о том, что Китай, мол, делает сейчас большую ставку на ШОС, чем на БРИКС. Хотя обе платформы выполняют по-своему собственные специфические консультативные функции. Притом что, например, Банк БРИКС, возглавляемый бывшим президентом Бразилии Дилмой Русеф, крупным явлением в перестройке мировой экономической системы не стал.

Новый финансовый проект

Помимо пяти принципов Си Цзиньпина относительно миропорядка, во время саммита ШОС было еще одно очень важное экономическое решение: создание Банка ШОС, который вполне может стать альтернативой МВФ.

— Это проект не одного дня, — отмечает политолог Макаркин.

И тем не менее нельзя недооценивать значение реальных сигналов из Пекина, на прием которых были настроены во всем мире. В частности, не просто так на прошедшем саммите ШОС огромное внимание было уделено чисто экономическим проблемам. А председатель Си заявил, что ШОС стала значимой силой, способствующей построению нового типа международных отношений и Сообщества единой судьбы человечества.

— На таком фоне стала вырисовываться и перспектива преобразования ШОС в недалекой перспективе в классический экономический блок, — делится своими выводами с читателями «ВМ» профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. — Подчеркну, именно экономический. Такой подход может в конечном итоге сгладить и чисто политические, и даже военные противоречия. Действительно, следует ли тем же Индии и Пакистану враждовать, если экономические дивиденды от сотрудничества превысят по своей значимости все прежние проблемы. Иногда вспоминают не слишком большое значение, которое в свое время приобрел тот же коллективный Банк БРИКС, и на этом основании выражают определенный пессимизм относительно нового проекта — Банка ШОС. Но давайте примем во внимание значительные глобальные экономические изменения в мире. На этапе формирования Банка БРИКС Китаю еще не было выгодно поступательное обрушение доллара, сокращение его ареала как главной резервной валюты в мире. И до сих пор китайцы владеют немалым объемом американских ценных бумаг, и резкое обрушение доллара не отвечает пока интересам «акционеров системы штатовских трежерис». Но ситуация все равно другая. И дело даже не только и не столько в торговых и тарифных войнах, развязанных Трампом. В Пекине отдают себе отчет в том, что любая администрация США будет работать на ослабление позиций Китая, а то и на разрушение его экономики. Еще недавно китайцы сдерживали свою экономическую экспансию.

Теперь они перестают осторожничать, речь действительно идет о новой экономико-финансовой архитектуре. И что такое Банк ШОС? Ведь это означает, что, как и в случае с МВФ, решения будут приниматься не только китайцами, а коллективно, а это многое меняет.

— Одно дело противостоять в плане экономики одной, пусть и мощной стране, а другое — коллективу стран, — продолжает Сафонов. — И такой подход облегчил бы продвижение товаров и капиталов в страны Латинской Америки. Может возрасти роль в торговле не только национальных валют, но и золота во внутренней торговле стран ШОС, раз уж о создании единой валюты речь пока не идет. Банк ШОС вполне способен стать и хранилищем золотых запасов ряда стран. К тому же надо помнить и европейский опыт. Помните, как сначала возникла уже подзабытая европейская единица расчетов — ЭКЮ, которая представляла собой корзину представленных в разных пропорциях валют стран ЕС. И только позже пришли в Евросоюзе к евро. И такой опыт может быть использован. К тому же на чем продолжает держаться доллар? Отнюдь не только на пяти авианосных флотах, как иногда говорят. Нет, прежде всего США пока остаются еще колоссальным рынком сбыта. Поэтому так сейчас нервничают страны, которые выстраивали свои экономики как экспортоориентированные, — Германия, Япония, Южная Корея. Поэтому их так легко берет за горло Дональд Трамп своими пошлинами. А Китай давно начал борьбу с бедностью, что привело к росту внутреннего потребления, на которое ныне работают целые отрасли национальной экономики. Но и новые наши газопроводы придадут устойчивости многосторонним программам. Тот же глава РФПИ Кирилл Дмитриев уже говорит о планах на 18 триллионов рублей, что находятся в портфеле Межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству России и Китая.

Многополярный и многополюсный

ШОС выступает символом нового центра силы. Китай и Россия делают ставку на укрепление Евразии, привлекая Индию, Турцию, государства Центральной Азии и даже Ближнего Востока. Тяньцзиньский саммит стал сигналом — мировая политика больше не вращается вокруг коллективного Запада. Западноцентричный мир уходит в историю. А его классические инструменты господства, такие как санкционное давление, торговые войны, угрозы и шантаж, противоречащие нормам ВТО пошлины, лишь ускоряют консолидацию новых центров влияния, отрицающих «колониальные правила». Для России и Китая с их новым подходом к построению отношений — это окно возможностей, а для Запада реальный и убедительный сигнал того, что эра его полного доминирования, позволявшая устанавливать во всем свои пресловутые правила, уходит.

— А вы заметили, что Латинскую Америку на параде представляла только Куба? — задается вопросом Алексей Макаркин. — Хотя немало заявлений о том, что континент давно, мол, не задний двор Соединенных Штатов. Или взять тот же Казахстан с его ударной многовекторностью. Пока в Брюсселе возмущались антизападной направленностью решений Тяньцзиньского саммита ШОС, в Казахстане гостила представительная делегация американского бизнес-сообщества, обсуждавшая в ряду прочего и вариант разработки там редкоземельных элементов. Мир действительно многосторонний и многополюсный.

ЦИФРА

44 миллиарда кубометров газа — такова мощность газопровода «Сила Сибири-2», о строительстве которого в рамках саммита ШОС договорились Россия и Китай. Схема финансирования строительства будет определена в 2026 году.

СПРАВКА

25-й, юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) прошел с 31 августа по 1 сентября 2025 года в китайском портовом городе Тяньцзинь. Мероприятие стало самым масштабным за 24-летнюю историю организации: в нем приняли участие лидеры всех десяти государств-членов, а также главы государств и правительств стран-наблюдателей и партнеров по диалогу — всего более двадцати высокопоставленных гостей, включая генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и двух глав стран НАТО: президентов Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и Словакии Роберта Фицо. Повестка была сосредоточена на утверждении долгосрочной стратегии развития блока, укреплении экономического партнерства и координации в сфере безопасности на фоне растущей международной напряженности и торговых ограничений со стороны США.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.