Когда в товарищах согласья нет: какие проблемы у ООН в канун своего 80-летия
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ80-летие Организации Объединенных Наций, которое выпадает на 24 октября, дает повод для анализа ее деятельности, которая давно уже, как говорится, оставляет желать лучшего.
ООН создавалась после Второй мировой войны, в 1945 году, для поиска путей и решений, способных в будущем исключить подобные кровавые глобальные конфликты. Ныне ситуация в ООН служит, скорее, иллюстрацией раскола мира, неспособности найти под ее эгидой компромиссы и выходы из нарастающих современных опасных катаклизмов, чреватых непредсказуемыми последствиями. В среде прежде всего развивающихся стран крепнет убеждение в том, что в своем нынешнем виде ООН не отражает сильно изменившейся за прошедшие 80 лет картины мира. И, в частности, возросшего потенциала и влияния государств, которые в ту эпоху только начинали освобождаться от колониальной зависимости. Более того, если в 50-е годы США и их сателлиты использовали так называемую «машину для голосования» ради лоббирования собственных интересов, то и теперь, по словам нашего главы МИД Сергея Лаврова, руководящие посты в главных департаментах аппарата ООН сохраняют за собой англосаксы.
Так что все наперебой говорят о необходимости реформ организации, но взгляды на варианты преобразований явно расходятся. Кто-то хочет ограничить право вето постоянных членов Совбеза ООН. Коллективный Запад особенно раздражает наличие этого права у России и Китая. Кто-то — сторонник кардинального расширения состава Совбеза и замены института вето голосованием квалифицированного большинства. Главные спонсоры ООН — США и Китай — все чаще задерживают свои взносы в казну организации, демонстрируя собственное неудовольствие ее деятельностью. Вот только по Уставу ООН ничего нельзя изменить без консенсуса постоянных членов Совбеза. Так что же делать и кто виноват?
— Конечно, кризис назрел, — полагает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. — И выход из него надо искать на путях структурной перестройки организации. Самое простое средство в этой связи — действительное расширение состава постоянных членов Совбеза ООН за счет ряда развивающихся стран, значительно укрепивших свой международный авторитет благодаря своим экономическим и технологическим прорывам. Речь может идти об Индии, самой населенной стране в мире, Бразилии как представителе Латинской Америки, ЮАР или Нигерии от Африки. Еще одна проблема, требующая незамедлительного решения, заключается в необходимости избавиться от финансового диктата Соединенных Штатов. Да, американский взнос в размере 22% бюджета ООН давно превратился в штатовский инструмент откровенного давления на организацию. Каждый год американцы тянут буквально до последнего, демонстрируя свое влияние на деятельность ООН. Решить эту проблему можно одним способом: рационально сократить функционал ООН, разросшиеся аппаратные департаменты, занимающиеся всем подряд, — от экологии до гуманитарной помощи, проблем образования и развития промышленности. Необходимо сосредоточиться на главной изначальной функции Объединенных Наций, ради которой ООН и создавалась, — борьбе за стабильность и мир, установление универсальной системы глобальной безопасности.
Особая тема, без сомнения, — право вето, которое иногда представляется как проявление корыстных конъюнктурных интересов великих ядерных держав. В ситуации, которая может сложиться после расширения состава постоянных членов Совбеза, можно было бы перейти к коллективному вето группы стран, что могло бы укрепить авторитет такого института.
На последней сессии Генассамблеи ООН, как мы помним, состоялось личное шоу Дональда Трампа, от которого с высокой трибуны всем досталось. Но прежде всего он клеймил ООН за создание миграционного и иных кризисов, коррупцию, общую неэффективность. И с особой страстью раскритиковал организацию за проповедничество «зеленой повестки», заявив, что изменения климата не существует, все это, мол, проделки «глупых людей» и являет собой откровенное мошенничество. Это к вопросу о разросшихся функциях ООН и попытке Штатов контролировать организацию.
— Понятно, что в идеале было бы логично перенести штабквартиру ООН в какую-нибудь нейтральную, неприсоединившуюся страну, но пока технически и финансово это невозможно, — считает эксперт Стас Барбашин. — Между тем и у наших дипломатов, работающих в ООН, немало проблем, в том числе и при получении виз. И эта ситуация есть отражение общего взаимного ограничения в работе дипмиссий, которое мы не смогли изменить, несмотря на серию известных консультаций с американской стороной. Наш МИД констатирует, что прогресса в этой области нет, нам не вернули и захваченную недвижимость. Что касается расширения Совбеза, например, за счет Германии или Японии, то тут возникают исторические моральные ограничения, поскольку ООН основана антигитлеровской коалицией победителей во Второй мировой. Существует вариант предоставления постоянного места в Совбезе Евросоюзу в целом, но такой ход явно не понравится Великобритании, покинувшей ЕС.
Целями ООН, закрепленными в уставе, являются поддержание мира и безопасности, предотвращение угроз и подавление актов агрессии, разрешение мирными средствами споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Собственно, при всех проблемах будущее ООН и заключается в неуклонном соблюдении этих принципов. Иного пути просто нет.