Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Гроссмейстер Сергей Карякин: Люди еще заговорят о шахматах

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Гроссмейстер Сергей Карякин: Люди еще заговорят о шахматах
Сергей Карякин (справа) во время партии с калмыцким шахматистом Сананом Сюгировым / Виктор Шандрин / Фотохроника ТАСС

Турнир на Кубок группы компаний «РЕГИОН» по быстрым шахматам завершился 4 декабря в столичном Центральном доме шахматиста имени Михаила Ботвинника. «Вечерняя Москва» пообщалась с победителем соревнований, гроссмейстером Сергеем Карякиным.

— Сергей, насколько такого рода турниры необходимы сегодня? Конкуренция была высокой?

— Да. Собрались лучшие шахматисты России. Каждая партия была очень напряженной. С первого дня турнира я понимал: самое главное — сохранять стабильность, играть хорошо. Проводить подобные турниры крайне важно. Тем более в нынешнее время, когда дорога на многие международные соревнования для россиян закрыта — где-то официально, где-то нет. Нашу сборную отстранили от участия в чемпионатах мира и на олимпиадах. Но очень важно не терять форму, иметь возможность гдето выступать. Поэтому такой турнир — очень кстати. Спасибо организаторам, что меня пригласили.

— Спорт должен быть вне политики. Однако в данной ситуации он замешан по полной программе...

— Конечно, плохо, что так происходит. Мы всегда считали, что политика и спорт — разные вещи, что нужно просто хорошо играть в шахматы. А сейчас выясняется, что этого недостаточно. Что касается соревнований, которые проводятся на территории России, — все отлично! Слава богу, что они есть. Недавно на отличном уровне был организован турнир «Звезды». А за границей я не выступал с февраля. И на данный момент не знаю, когда смогу выступить на мировой арене.

— Переживаете, что сейчас нет возможности соревноваться с иностранными шахматистами?

— Конечно. Такие перемены имеют значение. На протяжении многих лет я где только не участвовал. Сейчас все изменилось, причем внезапно. Тем не менее для меня это не повод менять свою позицию. Я лучше посижу дома, чем буду делать вещи, которые не вяжутся с моей совестью. А как еще можно поддерживать себя в форме, когда турниров меньше? Есть возможность много тренироваться и играть партии дома, но здесь важен вопрос мотивации. Может помочь самодисциплина, но если ты не знаешь, когда у тебя следующий турнир, заставить себя работать круглые сутки непросто. Хочется поделать что-нибудь еще, и в итоге шахматами занимаешься меньше.

— Вы предлагали создать новую федерацию, отличную от ФИДЕ, «с прозрачным менеджментом, со спонсорами и с сильными турнирами». Насколько данная идея актуальна сегодня?

— Это было в первое время после моей дисквалификации. Если брать международную историю, думаю, что будущее за дружественными нам странами БРИКС (межгосударственное объединение, куда входят Россия, Бразилия, Индия, КНР, ЮАР), мы сможем играть с шахматистами оттуда. Сама идея правильная, но пока ждем, как ее реализовать. Я на время этот вопрос отложил, сейчас занимаюсь другими делами. Недавно баллотировался на пост президента Федерации шахмат России, потому что недоволен работой нашей нынешней федерации. На мой взгляд, можно очень многое улучшить.

Я не хочу, чтобы моя повестка была связана с каким-то негативом. Наоборот. Желаю создать для шахматистов лучшие условия, чтобы в первую очередь они думали об игре, а не о том, как и где заработать деньги.

Гроссмейстер Сергей Карякин: Люди еще заговорят о шахматах Сергей Карякин перед началом матча между «Спартаком» и «Рубином» / Фото: Сергей Виноградов / ТАСС

— Что входит в ваш план?

— Есть задача вывести все на новый уровень. Если мы берем профессиональные шахматы — это регулярная организация турниров, подобных тому, о котором мы говорили, это работа с молодыми талантами. Очень часто бывает так, что появляются перспективные юниоры, но никто с ними должным образом не занимается. Может быть, и есть какая-то адресная помощь или где-то открылся какой-то шахматный дворец, но профессиональные спортсмены, руководители федераций и родители юных шахматистов часто жалуются мне на то, что нет никакой поддержки, не проводится глобальной, сбалансированной работы, особенно в регионах. И я ее не вижу. Мы теряем позиции. Все зависит от руководителей федераций — насколько они готовы развивать шахматы, тратить на них много времени, сил, энергии. Нужно все выстроить грамотно, и у меня есть команда единомышленников, готовая вместе со мной заниматься развитием шахмат.

— Сегодня людей, любящих играть в шахматы, гораздо меньше, чем в XX веке. Со временем игра потеряла былую популярность. Как сделать так, чтобы вернуть интерес широкой аудитории к шахматам?

— Это работа, которую как раз и должна проводить шахматная федерация. Я со своей стороны делаю довольно много для развития шахмат, но в целом опять же не хватает комплексного подхода — чтобы шахматы были все время на телевидении и в прессе, чтобы о них больше говорили. Мы не можем вернуться в Советский Союз, где, кроме шахмат, футбола и хоккея, по сути ничего и не было. Сейчас, конечно, существует большая конкуренция с другими видами спорта и всевозможными развлечениями. Поэтому настолько же популярными шахматы вряд ли станут.

И есть еще такой момент — у шахматистов расценки совсем другие. Тем не менее их можно увеличивать, и здесь есть потенциал для роста. Просто порой какой-нибудь спонсор говорит о том, что ему дорого поддерживать шахматы, а потом идет и помогает футболу. Это выглядит странно.

— Тем не менее вы, наверное, никогда не жалели о решении посвятить жизнь шахматам? Ведь еще в детском возрасте благодаря им ваше имя попало в Книгу рекордов Гиннесса.

Конечно, не жалею. Это лучшее решение в моей жизни. Благодаря шахматам я достиг известности и успеха. И я готов выступать и дальше и работать как функционер, который будет приводить спонсоров и трудиться на благо развития шахмат в России.

— У вас наверняка все получится. Мышление шахматиста ведь помогает вам в жизни?

— Конечно. Шахматы дают мне возможность планировать, думать и даже чувствовать. И делают мою жизнь более цельной.

Коротко о главном

— Что такое патриотизм в вашем понимании?

— Это поддержка своей страны, понимание, что ты должен быть с ней. Да, порой возникают сложные ситуации. Но надо держаться вместе, и, если мы все объединимся и не станем подрывать ситуацию изнутри, это будет огромным плюсом и залогом нашей победы.

— В марте вы проводили сеанс игры в шахматы с детьми из Донецка. Планируете ли организовать еще нечто подобное?

— Да, сейчас как раз думаю над тем, что бы еще организовать. Дети там чудесные, веселые. Мне кажется, главное для них — это забота, внимание. Было бы желание, а как им помочь, всегда можно придумать. Я после ездил еще в Донецк, в Луганск и на новые освобожденные территории. Регулярно играю с детьми, их поддерживаю. Я сам три года жил в Донецкой области. Поэтому все, что сейчас происходит, для меня очень личное.

Гроссмейстер Сергей Карякин: Люди еще заговорят о шахматах Сергей Карякин играет в шахматы с детьми-беженцами из ДНР / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

— За «Спартак» болеть продолжаете?

— Да. В последнее время из-за напряженного графика ходить на игры времени не хватает, смотрю по телевизору. У меня сыновья занимаются хоккеем в школе ЦСКА. Успехи уже есть. Например, младший пятилетний сын играет в хоккей в группе из шести человек. Когда его ставят одного против пятерых — он побеждает. Все его хвалят. Шахматами мои сыновья тоже занимаются, но у них нет такого настроя, как у меня. Может быть, всему свое время, и интерес появится потом. В любом случае заставлять их не собираюсь. Сам люблю играть в бильярд, боулинг, ходить в кино, общаться с друзьями.

— Вы, как шахматист, привыкли планировать все на много ходов вперед?

— Да. Мое самое лучшее решение — переезд в Москву. Я понимал, что в столице у меня будет гораздо больше возможностей для тренировок и для роста, и это все полностью оправдалось. В 19 лет я перебрался в столицу, а в 20 лет вошел в мировую десятку. Но если вы думаете, что я во всем рационален, это не так. Я могу быть очень азартным, способен поспорить с кемнибудь на отжимание, каков будет итог футбольного матча. У всех есть свои интересы — и у меня тоже. В целом благодаря шахматам чувствую себя более защищенным.

В сериале «Ход королевы» звучала фраза: «Шахматы могут быть красивыми. Это целый мир, состоящий всего из 64 клеток». А в чем для вас красота шахмат? Для меня красота шахмат заключается в том, что я могу придумывать новые комбинации. Погружаться в эту игру настолько сильно и глубоко, что раньше и предположить не мог, что в шахматах есть такие интересные и сложные моменты.

ДОСЬЕ

Шахматист, заслуженный мастер спорта Украины, заслуженный мастер спорта России, Cергей Карякин родился 12 января 1990 года в Симферополе. В 12 лет был признан самым молодым гроссмейстером в истории. Его имя внесли в Книгу рекордов Гиннесса. Становился обладателем Кубка мира ФИДЕ, чемпионом мира по быстрым шахматам и чемпионом мира по блицу, дважды побеждал в командном чемпионате мира в составе сборной России. Окончил Российский государственный социальный университета по специальности «социальная психология».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.