Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Психиатр Вилков объяснил, почему опасно ругать детей за плохие оценки

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Психиатр Вилков объяснил, почему опасно ругать детей за плохие оценки
Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Отношения родителей и детей часто страдают из-за школьных оценок. Взрослым может быть сложно найти золотую середину между строгостью и поддержкой, а дети боятся признаться в полученной двойке. Слишком серьезное отношение родителей к отметкам может отбить у ребенка желание учиться или даже привести к более страшным последствиям. «Вечерняя Москва» обсудила с психиатром, психотерапевтом Алексеем Вилковым, как говорить с детьми об оценках и мотивировать учиться без угроз и конфликтов.

Как говорить с ребенком об оценках

Баланс между критикой и похвалой

По его словам, в процессе воспитания ребенка всегда важно соблюдать баланс между критикой и похвалой. А в подростковом возрасте особенно важно акцентировать внимание на позитивных сторонах личности ребенка.

— Важно внушать школьнику, что он молодец, что в нем есть потенциал и ресурсы для получения знаний. А также предупредить, что неудачи — это нормально. Это создает мотивацию для его обучения, не пугает его сказать о плохих оценках, — пояснил Вилков.

В подростковом возрасте есть свои особенности личности, считает специалист. Перестройка гормонов и сам процесс взросления в это время ощущаются острее. Поэтому родителям нужно быть внимательными к ребенку, чтобы избежать роковых инцидентов.

— Чтобы ребенку было нестрашно говорить о своих успехах и неудачах, обсудите с ним, что оценка его успеваемости не связана с оценкой его личности в целом, — порекомендовал психиатр.

Нужно объяснить, что двойка в школе — это проблема, связанная только с одним предметом, считает Вилков. При этом обязательно нужно обозначить, что ребенок хорош собой и может справиться с любой другой задачей. И даже с тем заданием, которое сегодня оказалось ему непосильным, он тоже может справиться. Просто для этого нужно приложить чуть больше сил, усидчивости и внимания, подчеркнул эксперт.

Упор на сильные стороны и разностороннее развитие

Чтобы личность сформировалась полноценно, психиатр посоветовал уделять внимание всем сферам жизни ребенка, а не только урокам.

— Школьник должен иметь хобби, развлечения, общаться с друзьями и сверстниками, чтобы не чувствовать себя одиноким, — считает Вилков.

Врач обратил внимание, что нередко у детей бывает не очень хорошая успеваемость, но при этом есть успехи в спорте, танцах или вокале. Родителям важно указать на сильные стороны ребенка, чтобы он видел в них поддержку и не боялся говорить о том, что его тревожит.

Все, что нужно помнить родителям, чтобы избежать психологических травм ребенка из-за учебы, — это развивать ребенка разносторонне.

— Постарайтесь спланировать его день так, чтобы у него хватило времени на уроки, физические нагрузки (спортивные секции, танцы — прим. «ВМ»), общение с родителями и друзьями, — посоветовал Вилков.

Он обратил внимание, что общение с родителями является ключевым фактором в этом списке:

— Бывает так, что ребенок общается с друзьями и одноклассниками, но почти не разговаривает с родителями. Этого допускать нельзя, потому что контакт с мамой и папой важен для комфорта ребенка. Это общение развивает в нем осознание, что любая проблема может быть решена с помощью поддержки близких.

Какие тяжелые последствия могут проявиться

Многое в поведении детей, по словам психиатра, зависит от взаимоотношений с родителями.

— Если с раннего возраста воспитывать ребенка в ежовых рукавицах и требовать от него одни пятерки, сформируется болезненный перфекционизм. Он не сможет принять никакую другую оценку, кроме лучшей. Когда такой ребенок получает четыре, он воспринимает это болезненно и боится сказать об этом взрослым, — уверен Вилков.

Поэтому он порекомендовал родителям избегать категоричных заявлений о том, что хорошая оценка — это пять, и никакая другая.

Кроме того, специалист подчеркнул, что такая установка может отобразиться и во взрослой жизни.

— Если изначально внушать ребенку, что все нужно делать идеально, это может стать причиной разочарований и кризисов в сознательном возрасте, — пояснил психиатр.

Почему троечники добиваются успехов

Когда речь заходит об оценках ребенка, вспомните стереотип о том, что троечники добиваются всего быстрее и лучше, чем отличники. Специалист отметил, что у детей, которые средне учились в школе, действительно есть преимущества перед отличниками:

  • они реальнее оценивают свои возможности;
  • не так болезненно воспринимают неудачи;
  • меньше переживают из-за того, что не стоит переживаний;
  • довольствуются малым, потому что ценят то, что имеют уже сейчас;
  • идут к целям, не стараясь делать все идеально, а в том темпе, который им удобен, потому что знают, что все равно придут к результату.
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.