Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Выдающийся русский композитор, которого почти не знали на родине

Общество
Выдающийся русский композитор, которого почти не знали на родине
Фото: предоставлено Фондом наследия русского зарубежья

10 мая в Москве стартовал фестиваль «Русское зарубежье: города и лица». Этот крупный всероссийский проект призван познакомить широкую аудиторию с русским зарубежьем, его историей и современностью и людьми, которые внесли вклад не только в российскую, но и мировую культуру. В этом году москвичи, в частности, смогут познакомиться с фигурой выдающегося композитора — Николая Черепнина (1873–1945).

— В этом мае отмечается 150-летие со дня рождения Николая Николаевича, — рассказывает администратор программ Фонда наследия русского зарубежья Ника Пшинко. — Черепнин — одна из центральных фигур русской и европейской культуры первой половины ХХ века. Он известен, прежде всего, как композитор. В его музыкальном наследии две оперы, множество хоровых произведений, около 100 романсов, 70 фортепианных произведений и многое другое.

Самым значительным вкладом Черепнина в историю музыкально-театрального искусства стало его участие в «Русских сезонах» в Париже в 1909–1914 годах. Причем одновременно в качестве композитора и дирижера. Начиная с балета «Павильон Армиды», на протяжении многих лет Николай Николаевич сотрудничал с группой «Мир искусства». Особенно интенсивно — с легендарным русским художником и писателем Александром Бенуа. Черепнин был одним из известнейших профессоров Петербургской консерватории и, кстати, любимым педагогом Сергея Прокофьева. А после эмиграции в Париж в 1924 году стал директором и профессором знаменитой Русской консерватории им. Сергея Рахманинова, где преподавал до конца жизни. В эмигрантский период Черепнин смог проявить себя, прежде всего, как педагог и музыкальный организатор.

Его музыкальные сочинения этого периода редко исполнялись, а сейчас, увы, они труднодоступны из-за отсутствия изданий. Несмотря на значимость вклада Черепнина в историю русской музыки, его наследие до сих пор почти неизвестно ни в России, ни за ее пределами. Концерты в рамках московского фестиваля, приуроченные к 150-летию со дня рождения композитора, призваны возвратить отечественной культуре наследие одного из ярчайших ее представителей. Концертная программа включит в себя редкие мало исполняемые хоровые и вокальные произведения композитора.

Почему же Черепнина так плохо помнят в России?

— Николай Николаевич — непосредственный предшественник композиторов следующего за ним поколения. — Рассказывает куратор музыкальной программы фестиваля Олеся Бобрик. — В частности, Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Например, в его фортепианной «Бабе-Яге» можно услышать знаменитое «Наваждение» Прокофьева. Но все же музыка Черепнина находится примерно в одном стилистическом пласте с поздним Римским-Корсаковым и Лядовым. В тот исторический момент и в тех обстоятельствах, в которых он жил, он фактически был обречен остаться композитором, как говорят, «второго ряда».

Начало 1910-х в истории музыки — это период резкого перелома, когда на первый план вышли Шенберг, Стравинский, Барток, Прокофьев. Они привлекали к себе общее внимание, более умеренные стилистически композиторы оставались в их тени. Повезло только Рахманинову, в том числе потому, что он привлекал внимание как великий пианист. За границей эта тенденция только усилилась. Кроме того, Черепнин столкнулся со сложностью всех эмигрантов — состояться не в своей среде всегда сложнее, чем на родине. Чтобы быть успешным за границей, было необходимо состояться вне эмиграции — за пределами ее круга. Так было с Прокофьевым, Стравинским и Рахманиновым. Черепнин в то время был уже не молод, и не так известен, как они. Таким образом, и за границей он остался в кругу соотечественников. Если бы он остался в России, то, может быть, был бы композитором статуса Глиэра или Ипполитова-Иванова, как минимум.

Как пояснила Ника Пшинко, некоторые записи музыки Черепнина есть в интернете. Но на предстоящих концертах прозвучат, в том числе, редкие и мало исполняемые произведения.

КСТАТИ

В программу фестиваля включены два мероприятия, посвященных личности выдающегося композитора, один концерт уже прошел, но на второй еще можно успеть.

Вход — бесплатный, по предварительной регистрации на сайте фестиваля: fest.fnrz.ru/moscow2023.

— Концерт камерной вокальной музыки Николая Черепнина. Он пройдет в понедельник, 15 мая. В МГК им. П. И. Чайковского, Малый зал, что на Большой Никитской, 13/6.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.