«Сделаю все, чтобы помочь ребятам»: дрессировщик Аскольд Запашный — о поддержке участников СВО и человеческих ценностях
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНародный артист России художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный посетил столичный пункт отбора на военную службу по контракту на улице Яблочкова. «Вечерняя Москва» пообщалась со знаменитым дрессировщиком.
— Аскольд, поделитесь впечатлениями от посещения пункта отбора контрактников. Какие там настроения?
— Мне трудно говорить о настроениях. Мне кажется, любой, кто отправляется участвовать в боевых действиях, чувствует в первую очередь страх за свою жизнь. Это читается в глазах человека, как бы он ни был мотивирован. И такое несравнимо с тем, как я захожу в клетку к хищнику — а значит, к убийце. Потому что в клетке — риск, а там — испытание судьбы. Но страх — это естественное чувство, необходимое нашему организму, чтобы выживать. Не боится только дурак! На мой взгляд, у ребят, пришедших на пункт отбора, такая искренняя мотивация, такая любовь к Родине, что она перекрывает страх. Мы все верим в то, что наше дело правое. В пункте, который я посетил, все организовано на высшем уровне. Там работают и психологи.
— А какую поддержку, на ваш взгляд, может дать артист желающим отправиться на фронт?
— Если посещение артистами таких центров приносит пользу, если мы тоже как-то мотивируем людей, собирающихся на воинскую службу, — конечно, я буду делать все от себя зависящее. Мы с братом (народный артист РФ Эдгард Запашный. — «ВМ») понимаем, что психологическая помощь, поддержка бойцов имеют большое значение. Посещаем и госпитали, и реабилитационные центры, общаемся с участниками спецоперации.
— Известно, что вы с братом давно помогаете жителям Донбасса. Более того, вы были и одними из первых, кто поддержал там зоопарки.
— Да, когда удар пришелся на Мариупольский зоопарк, мы приняли участие в спасении уцелевших животных. И до сих пор продолжаем сотрудничество. В то же время я понял для себя, что всем не поможешь. Помощь — это ведь ответственность. Важно из хороших побуждений не сделать хуже. Поэтому мы стараемся понять, где и что можем сделать, а где — нет, и тогда привлекаем людей, ресурсы. Многих животных с Донбасса мы привезли сюда, помогли перераспределить их в Московский зоопарк, в Ростовский.
Тигренка из Мариуполя собираемся взять в цирк. Также с братом ездили в Луганск, помогали военнослужащим, которые работают с собаками, приобрести специальное оборудование. Сейчас в Мариуполе начинает работать цирк — в этом тоже участвуем.
— Чем современный цирк привлекает зрителя?
— Цирковое искусство — наиболее демократичное, оно привлекает зрителя вне зависимости от его возраста, предпочтений, взглядов.
Это искусство, которое не ставит перед собой ограничений. Оно, по сути, демонстрирует возможности человеческого тела и возможности работы над собой. И конечно, взаимоотношения человека с животными, с природой, с которой очень важно сохранять контакт.
При этом любое искусство должно быть актуальным — я говорю о веяниях времени, о технологиях. Цирк я люблю потому, что это очень честное искусство.
— Ваше шоу «КороЛЕВство» идет по несколько раз в день, практически ежедневно. Безопасна ли такая нагрузка для животных?
— К сожалению, шоу идет не каждый день — мне бы хотелось, чтобы цирк работал чаще. К примеру, в советское время цирк мог позволить себе функционировать ежедневно, потому что на тот момент в городе не было такого обилия развлечений, как сейчас. Да, животные выдерживают нагрузку. Как профессионалы мы прекрасно понимаем: никто не сможет перешагнуть через свой лимит. Невозможно в принципе заставить животное сделать то, чего оно сделать не в силах. Если вы сходите на спектакль, то увидите, с каким удовольствием они работают, какую самоотдачу демонстрируют. Это невозможно сымитировать.
— Какие ценности вы считаете главными в человеческих отношениях?
— Самая главная семейная ценность — это уважение. Большинство людей, наверное, ответили бы, что любовь важнее всего, но это чувство очень переоценено в нашем обществе. Человек склонен романтизировать все вокруг, создавать сказку. В противовес суровому быту мечтать о чем-то светлом и прекрасном. Безусловно, любовь есть — к своему делу, к близким, к животным, в то же время это чувство, которое никто не может однозначно охарактеризовать. А вот уважение — это то, что является фундаментом любых здоровых отношений.
— Вы с братом придумали трюк, который попал в Книгу рекордов Гиннесса, — «Прыжок верхом на льве» (рекорд был зафиксирован в 2006 году: Аскольд верхом на льве по кличке Майкл совершил почти трехметровый прыжок. — «ВМ»). Как шла подготовка к нему?
— Не совсем так. Этот трюк придумал наш папа, Вальтер Запашный. А мы в какой-то момент поняли, что нужно фиксировать какие-то свои достижения, потому что наш уровень профессионализма поставили под вопрос, и нам приходилось его защищать.
Появилась необходимость создать трюк, который никто не сможет повторить. И тут в памяти всплыл номер, который исполнял наш папа, но не довел его до совершенства. Эдгард предложил мне его попробовать. Оказалось, что там есть целый комплекс сложностей. Например, отношения животного с человеком должны быть доверительными. И любая ошибка могла стоить жизни. Но все получилось! И мы с братом сейчас единственные, кто знает, как выполнять этот трюк, и может повторять это каждый день.
ДОСЬЕ
Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Окончил Российский институт театрального искусства (ГИТИС). Женат, отец двух дочерей. Дрессировщик хищных животных, канатоходец, жонглер, вольтижер, акробат на роликах. С 2012 года — художественный руководитель Большого Московского цирка. Народный артист России.
- Катался в валенках по льду
Среди увлечений Аскольда Запашного особое место занимает хоккей. Он дружит с Александром Овечкиным и другими известными хоккеистами. Выступал в Ночной лиге с Александром Лукашенко, в команде звезд «КомАр». В детстве у будущего дрессировщика коньков не было, он мечтал о них, выходя в валенках на лед. А через много лет на гастролях Аскольд по приглашению друзей попробовал сыграть в хоккей — и его «затянуло». Амплуа Запашного — основной защитник. Еще ему довелось выступать как фигуристу — в шоу «Ледниковый период», в паре с чемпионкой мира Марией Петровой.
- Тигр Стивен
Многих своих тигров Аскольд и Эдгард называют по именам звезд, а затем стараются познакомить их с артистами. Актер, кинопродюсер Стивен Сигал, будучи в Москве, не побоялся зайти за кулисы и погладить тигра, названного в его честь.
- Рекорд и без зверей
Аскольд не единожды попадал в Книгу рекордов Гиннесса не только благодаря трюкам, связанным с дикими зверями. Так, он придумал идею номера, в котором команда артистов из 12 человек жонглирует 36 булавами: четверо циркачей находятся на манеже, один — высоко под куполом, на 24-метровой высоте, а другие подвешены на тросах.
- Пишет книги
Помимо основной деятельности, Аскольд пишет книги. С братом Эдгардом и Анастасией Такки в 2008 году он выпустил произведение «Интрига», в том же году с братом — «Как мы дрессируем собак». В 2009-м Запашные стали авторами книги «Камелот. Осколки легенд» (фото справа), а спустя два года у них вышла проза для детей «Мои друзья тигры».
- Послушал маму
К профессии режиссера цирка Аскольд пришел благодаря матери Татьяне Запашной. Артист имеет аналитический склад ума с самых ранних лет. Ребенком он разбирал игрушки, чтобы понять их внутреннее устройство. Начав работать с животными, стал изучать психологию. Затем ему захотелось не только анализировать чтолибо, но и творить. Запашный увлекся кино, стал снимать постановки. И однажды мама сказала ему, что видит в нем талант к режиссуре. Тогда Аскольд обучился этой профессии, а затем и стал преподавать ее в ГИТИСе.