Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Зойкина квартира», «Собака на сене» и «Авлабар, или Новая Ханума»: самые яркие премьеры столичных театров

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Зойкина квартира», «Собака на сене» и «Авлабар, или Новая Ханума»: самые яркие премьеры столичных театров
Артур Ваха в образе старого князя-пьяницы Васо (слева) и Ирина Пегова в образе мастерицы интриг свахи Ханумы в спектакле «Авлабар, или Новая Ханума» на сцене МХТ имени Чехова / Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Столичные театры продолжают радовать зрителей, разнообразие премьер способно удовлетворить запросы даже самых искушенных. Водевиль «Авлабар, или Новая Ханума» в постановке Виктора Крамера на сцене МХТ имени Чехова и комедия «Собака на сене» режиссера Александра Коручекова в Московском Губернском театре подарят легкость и смех, а «Зойкина квартира» Евгения Писарева в Театре имени Пушкина заставит задуматься о хрупкости придуманных миров.

Каждой бабочке по цветочку, или Грузинский водевиль

В МХТ имени Чехова состоялась премьера музыкального спектакля «Авлабар, или Новая Ханума» Виктора Крамера. Создатели предлагают зрителям путешествие в солнечный Тифлис .

Авторы постановки умело обращаются с культурными особенностями Грузии. Все персонажи говорят с характерным акцентом и одеты в традиционную одежду — платья с длинными рукавами, а мужчины носят папахи и ахалохи (распашной кафтан. — «ВМ»), подчеркивающие их широкие плечи. Впечатления дополняют узнаваемые элементы грузинской культуры, которые используют в сценографии. Сваха Ханума (Ирина Пегова) эффектно появляется перед зрителями, спустившись с колосников на качелях в виде хинкали, а ее таинственная кандидатка в невесты выходит из раскрывшегося алого граната. Шашлыки на докрасна раскаленных шампурах, которые готовят для дорогих гостей в доме купца, тоже заставят зрителей вспомнить о кавказской кухне... Но смысл спектакля совсем не в том, чтобы показать гастрономические изыски.

В основе постановки — водевиль Авксентия Цагарели о хитроумной свахе, для которой свадьбы не ремесло, а предназначение. Создавая гармоничные браки, Ханума сохраняет равновесие в хрупком мире. Его нестабильность визуально отражается в декорации, созданной режиссером Виктором Крамером. Все события происходят на фоне необычной конструкции — на маленьком камушке, вопреки законам гравитации, удерживается огромный валун, где стоят небольшие домики.

Шаткая конструкция падает, когда влюбленным мешают быть вместе, и все герои, как атланты, бросаются удерживать ее, постепенно разбираясь в том, кто на ком женится.

А прояснить это непросто — пока смешливая Ханума старается соединить тех, кто испытывает настоящие чувства, ее конкурентка Кабато (Янина Колесниченко), наоборот, хочет женить старого князя Васо (Артур Ваха / Юрий Стоянов) на молодой красавице Соне (Елизавета Ермакова / Софья Шидловская), разлучив ту с возлюбленным Котэ (Арсентий Журид / Даниил Феофанов). В отличие от Ханумы, ее волнует лишь гонорар да шанс стать самой престижной свахой в Тифлисе.

Учитель Виктора Крамера Георгий Товстоногов тоже ставил по этой пьесе спектакль, ставший ярким событием театральной жизни 1970-х. Но время изменилось, поэтому для постановки в МХТ сделан современный перевод, а композиторы Сергей Чекрыжов и Дмитрий Чувелев написали другую музыку, и теперь спор Ханумы и Кабато выглядит как рэп-батл. Хотя новые художественные решения здесь касаются только формы. Главная мысль остается неизменной — «брачными узами мир укрепляется», а люди сопротивляются женитьбе только потому, что еще не встретили вторую половинку. Однако в этой версии чуть заостреннее становится еще одна линия — судьба изящной красавицы Текле (Мария Зорина), сестры старого пьяницы Васо. Отказавшись от личного счастья, она посвятила всю жизнь брату и поет свою лирическую песню о том, почему же в мире всем всего дается не поровну и кто-то должен жертвовать счастьем ради другого.

Но тем не менее основным двигателем сюжета в спектакле остается любовь, он весь насквозь пропитан теплыми чувствами к зрителю. А главная цель режиссера и артистов — отправить нас из зала в Авлабар, старейший район Тифлиса. Место, наполненное солнцем и ароматом специй, а по ночам — величественным сумраком, где сквозь туман степенно проходят строгие чабаны (пастухи овец. — «ВМ») исполинского роста.

Пусть всего только на три часа зритель оказывается среди гор, где можно отдохнуть от реальности. Постановка сравнима с отпуском, когда после возвращения домой еще долго перед глазами стоят яркие картины, впечатлившие в путешествии.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Крамер, режиссер спектакля:

— «Ханума» ассоциируется у меня с праздником, так необходимым нам сегодня. Мы ориентировались на первоисточник, драматургию Цагарели. Персонажи, которые живут в этой истории, открыты в своих страстях, в них нет дуализма, они как дети — дистанция между любовью и конфликтом максимально короткая. Мне хочется, чтобы в нашей жизни существовал такой Авлабар, в котором происходят сказки с неизменным счастливым концом, — это мир мечты и фантазии.

Актеров Губернского театра охватила испанская страсть

На сцене Московского Губернского театра поставили «Собаку на сене». Режиссер Александр Коручеков постарался избежать аллюзий на популярную советскую экранизацию одноименной пьесы Лопе де Вега и создать свою оригинальную версию.

Может ли любовь родиться из ревности? Именно на этот вопрос стремятся ответить главные герои спектакля. Высокомерная графиня Диана де Бельфлор (Вера Шпак / Наталья Качалкина) не терпит соперниц. Но надо заметить, что ее красоту не может затмить ни хорошенькая белокурая служанка Марсела (Полина Галкина / Ирина Токмакова), ни три молчаливые молодые испанки, которые словно живая декорация присутствуют в каждой сцене.

События происходят в замке Дианы: пространство сцены, лишь условно разделенное перегородками в мавританском стиле, наполнено воздухом, кажется, здесь даже стены ничего не способны скрыть от посторонних глаз. Как только хозяйка узнает, что Марсела собирается замуж за ее секретаря Теодоро (Андрей Исаенков / Евгений Сыркин), в ней тут же просыпается любовь к нему. Однако поначалу все их чувства напоминают игру — складывается впечатление, что только уязвленное самолюбие способно зажечь в душе женщины страсть. Любовь может и кажется в этот момент фальшивой, но гнев героини непритворный. Над сценой начинают сверкать молнии, а в зале раздаются раскаты грома.

Сам Теодоро тоже отнюдь не образец искренности — хитроумный интриган мечется между двумя женщинами, стараясь понять, как ему выбрать наиболее выигрышную партию. Комического эффекта добавляет вентилятор с конфетти, которые выносят рабочие сцены и направляют на героев, когда те рассказывают о своей любви. Именно так снимают популярные клипы, и кажется, что в душе персонажей, в этот момент выглядящих как фотомодели на съемках для обложек глянцевых журналов, и в самом деле нет искренних чувств.

Да и слишком много героев в этой истории, ведь Диана не отказывает еще двум женихам — простоватому солдафону Рикардо (Алексей Чанцев / Алексей Веретин), который может ходить только поворачивая по прямым углам, и рафинированному любителю прекрасного, кузену Федерико (Антон Соколов).

Но истинные чувства выходят на поверхность, когда Рикардо и Фредерико решают убить секретаря, заподозрив его в романе с Дианой. И тогда главным персонажем уже становится слуга Теодоро Тристан (Евгений Гомоной / Дмитрий Карташов), брутальный и харизматичный, легко обводящий всех вокруг пальца, чтобы защитить хозяина. Он придумывает способ, как выдать молодого человека за сына старого графа, которого еще в раннем детстве похитили мавры. Перевоплотившись в заграничного купца, Тристан рассказывает историю о приключениях мальчика в стиле японского театра масок кабуки. Признав в Теодоро потерянного ребенка, граф усаживает его на детскую лошадку-качалку, и это подсвечивает инфантильность героя, который все никак не может понять, готов ли он быть игрушкой Дианы, которая то приблизит его, то в гневе исполнит с ним пасадобль, то обдаст его холодом равнодушия, а то вдруг по-испански страстно бьет его всем, что попадется под руку.

И все же финал у спектакля счастливый, герои наконец разбираются в своих чувствах, что не становится сюрпризом.

Но вот то, как рассказана хорошо известная история, здесь особенно ценно — зрители продолжают смеяться над шутками, и совсем не возникает ощущения, будто им показывают ожившие кадры из фильма. Наоборот, интересно увидеть, насколько сильно может разнится восприятие одного и того же произведения и как знакомому сюжету можно придать новую жизнь. А наигрываемые на гитаре испанские мелодии и изящный стихотворный слог делают спектакль очень легким для восприятия.

КСТАТИ

Полюбившийся зрителям фильм «Собака на сене» был снят в 1977 году. Режиссером выступил Ян Фрид, поставивший такие музыкальные комедии, как «Летучая мышь», «Сильва» и «Тартюф». Роль Теодоро в ленте сыграл Михаил Боярский, а своенравную Диану на экране воплотила актриса Маргарита Терехова. Также в фильме снимались Николай Караченцов, Елена Проклова, Армен Джигарханян. Натурные съемки кинокартины проводились в Крыму, в Ливадийском дворце и в парке вокруг него.

Рухнувший мирок отдельно взятой коммерсантки Зои Пельц

В преддверии дня рождения Михаила Булгакова Театр имени Пушкина представил новый спектакль «Зойкина квартира». Трагическая буффонада, как определял жанр пьесы сам автор, в постановке художественного руководителя театра Евгения Писарева стала мощной драматической историей.

Пространство сцены, где намеренно нарушена геометрия пола и потолка, визуально показывает, как перекошен и вывихнут тот мирок, который коммерсантка Зоя Денисовна Пельц (Александра Урсуляк) умудрилась построить в своей отдельно взятой квартире. Жажда быстрого обогащения наталкивает нэпманшу Зою на идею собственного бизнеса, где под вывеской легально открытого пошивочного ателье скрывается напрочь незаконный и противоестественный для тогдашней молодой Советской России салон для богемных вечеринок, а по сути — бордель.

Там дамы полусвета демонстрируют эффектные французские наряды и танцуют с кавалерами фокстрот, там льется рекой шампанское, там нюхают «волшебный белый порошок». Однако сквозь эти блеск и мишуру проглядывает инфернальность булгаковского «бала Сатаны», разгульный шабаш ведьм и всяческих чертей. Все герои словно бы зависают в безвременье, где «прошлого не вернешь, а будущего нет». В этом мирке даже строгий адепт нового строя и по совместительству председатель домкома Анисим Аллилуйя (Сергей Миллер) ведет себя как временщик и берет взятки, закрывая глаза на незаконную деятельность.

Бешеное стремление сильной женщины урвать денег и уехать за границу со своим возлюбленным, «бывшим» дворянином Павлом Обольяниновым (Александр Дмитриев), подчиняет себе всех и вся.

В деловых партнерах у Зои — харизматичный авантюрист Аметистов (Александр Кубанин), горничная Манюшка (Елизавета Кононова) и китаец Херувим (Назар Сафонов).

На атмосферу общего безумия работает и нарочитая, аффектированная мимика актеров, придающая транслируемым в зал эмоциям неестественную яркость и даже карикатурность. Художественное решение построено на использовании в декорациях всех оттенков серого, от жемчужного до темно-графитового, что делает спектакль похожим на черно-белое кино в жанре нуар.

Но броская помпезность эпохи нэпа не способна скрыть внутреннее уродство Манюшки и Херувима, движения которых напоминают пластику подбирающихся к добыче гиен. Именно они в итоге и станут той роковой силой, что порушит идеальный Зойкин бизнес-план. В один вечер женщина потеряет все — любовь, деньги, уважение и надежду.

Но спектакль будто бы совсем не о личной трагедии героини, а о том, что неизменно в эпоху перемен были, есть и будут люди, не способные встроиться в новые реалии. И как ни цепляйся они за осколки старого мира, все эти потуги сродни попытке детей укрыться в ветхом шалаше, который сметет первая же буря.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Писарев, художественый руководитель театра имени Пушкина:

— Булгаков созвучен современной реальности: его героями часто становятся люди, утратившие почву под ногами, вынужденно попрощавшиеся с прежней жизнью. Персонажи пытаются построить свой мир в отдельно взятой московской квартире, но он, сталкиваясь с реальностью, получается темным и таинственным. Тем не менее в пьесе заложено много любви, которую мы попытались проявить и приумножить в процессе создания спектакля, ведь именно любовь подталкивает героев к совершению тех или иных поступков.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.