Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Сыграть ноктюрн на газовой горелке»: композитор Булат Гафаров — о музыке, гастролях и зрителях

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Сыграть ноктюрн на газовой горелке»: композитор Булат Гафаров — о музыке, гастролях и зрителях
Булат Гафаров с африканским щипковым музыкальным инструментом калимба / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Знаменитый композитор и мультиинструментист из Москвы Булат Гафаров входит в число самых известных исполнителей этнической (народной) музыки со всего мира. Сегодня он занимается творческим проектом сотрудничества между Россией, Индией и Шри-Ланкой. «Вечерняя Москва» пообщалась с артистом.

— Булат, для работы над проектом вы отправились на Шри-Ланку. Расскажите подробнее.

— На Шри-Ланку меня пригласило ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры. — «ВМ»). Цель проекта — сохранять и развивать национальную культуру, музыку и этнические традиции России, Индии и Шри-Ланки, сотрудничество дружественных стран. В нем участвуют известные творческие личности, посольства, политики и бизнесмены. Меня задействовали как этномузыканта. Планируем проводить мероприятия, концерты для обмена культурными традициями и опытом. Проект стартовал весной, а план работы расписан уже на год.

— Вы играете на музыкальных инструментах со всего мира. Сколько их у вас?

— Более тысячи. Я создаю свои композиции, совмещая разные стили музыки: этно, классику, джаз и электронику. Партии на всех инструментах играю и записываю сам, задействуя соответствующие замыслу инструменты.

— Вы создали интернет-энциклопедию музыкальных инструментов. Все свои в нее внесли?

— Пока внес около 40 процентов своей коллекции. Поиск информации иногда занимает долгое время. Недавно в поездке по Узбекистану добавил в коллекцию национальный музыкальный инструмент — чанковуз. Это варган (самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. — «ВМ») кочевников, сделанный из металла. В мире есть несколько десятков вариаций этого древнего инструмента. До этого в Сибири мне подарили глюкофон. Да-да, это слово состоит из двух: «глюк» и «фон» (смеется).

Инструмент сделан из газовой горелки, похожей на летающую тарелку. Звучит как внеземные колокольчики. Видимо, поэтому другой вариант этого инструмента называется «инопланетный барабан». Еще назову струнный инструмент бузуки — привез из Греции; сигарбокс — самодельный инструмент блюзменов, сделанный из сигарной коробки, — он из США. Флейт у меня больше ста. Одна из любимых — из черного дерева с острова Бали, сделанная в виде дракона. Мне ее подарила сестра Виктория. Много русских народных: гусли, балалайка...

— А какой был самым сложным в освоении?

— Скрипка. На ней я играю уже около 35 лет. Пять первых лет ушло на то, чтобы научиться извлекать из нее мелодичный звук. Остальные инструменты дались проще. Так, еще в музыкальной школе освоил духовые. Надо сказать, у моих родителей не было намерений сделать из меня музыканта. Просто хотели дать, кроме общего, еще и музыкальное образование.

— Вы из творческой семьи?

— Да. Мама — журналист, отец — музыкант-любитель. В доме часто бывали музыканты, журналисты, художники, скульпторы. Среди них был и Эрнст Неизвестный (он тогда уже эмигрировал в Америку, но приезжал по делам в Россию), под его влиянием я пробовал себя в скульптуре, рисовал.

А творческая атмосфера дома меня заряжала. Сначала хотел играть на фортепиано, но преподаватель по классу скрипки предложила выбрать ее, так как у меня обнаружили абсолютный слух. Конечно, позже возникали сомнения — мое ли это? Но в 10 лет открылось второе дыхание. Потом продолжил образование в Гнесинке, по классу альта, и Московской консерватории, на композиторском отделении. В какой-то момент меня начала увлекать игра на нескольких музыкальных инструментах одновременно. Например: петь, аккомпанируя себе на струнных, привязанных к щиколотке колокольчиках, между колен зажав арабский барабан, а на запястье — шейкер, добавляя электронные обработки звука. Или чередуя горловое пение с игрой на флейтах, подыгрывая на перкуссии (ударные. — «ВМ»).

«Сыграть ноктюрн на газовой горелке»: композитор Булат Гафаров — о музыке, гастролях и зрителях Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

— Какой инструмент сейчас осваиваете?

— Хочу освоить несколько редких инструментов традиционного индонезийского оркестра гамелан и литофон — инструмент из камня. Это потрясающие ударные.Сложность в том, что иной раз нужен целый зал, чтобы поставить полный комплект инструмента.

«Сыграть ноктюрн на газовой горелке»: композитор Булат Гафаров — о музыке, гастролях и зрителях Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

— Какой стиль в музыке вам ближе?

— Я меломан, люблю все — от классики и джаза до электронной музыки, рока и даже авангарда. Проще сказать, каких исполнителей я не воспринимаю, — тех, кто пропагандирует зло, насилие и плагиат. Не люблю тюремную тематику.

— Вы дали благотворительный концерт в помощь пострадавшим от землетрясения в Турции. Было важно не остаться в стороне?

— В Сирии и Турции произошла трагедия колоссальных масштабов. Погибли люди, многие лишились жилья. Считаю, что не бывает чужого горя. А музыка — инструмент, который сильно влияет на людей. И так как я им владею, решил использовать свой ресурс во благо и помочь турецким друзьям. Совместно с Институтом востоковедения мы собрали немалые денежные средства. Волонтеры принесли новую одежду и детские вещи — все это отправили пострадавшим. Горе сплачивает. И то, что люди могут проявить доброту с помощью культурных мероприятий, есть благо, созидание и творчество!

— Вы много гастролируете за границей. Нет сложностей из-за геополитической обстановки, концерты не отменяют?

— Несмотря на сложную геополитическую обстановку, музыкальная жизнь продолжается. Меня приглашают на многие международные проекты. Правда, в некоторые страны стало сложнее добраться: санкции, бюрократия с оформлением виз. Но думаю, со временем это как-то уляжется, так как спрос на русскую культуру в мире огромный. Да, какаято часть земного шара нам сейчас не так доступна, но мы компенсируем это новыми проектами и сотрудничеством с другими, дружественными странами. Например, с Китаем, Индией, Юго-Восточной Азией. Русским рады. У меня сложились замечательные отношения с представителями бывших республик Советского Союза.

— Как воспринимают музыку в разных странах? Зритель отличается?

— Да, где-то публика более сдержанная, где-то — эмоциональна. Российская публика спокойная, но очень искушенная — наш зритель избалован хорошими постановками, в отличие от, например, зрителей стран Востока. Что касается Америки, мне кажется, например, парадоксом, что там могут знать произведения Чехова и Достоевского, но не знать, кто такой Пушкин или Лермонтов. Но всех людей в мире трогает одно: искренность, глубина чувств и талант.

ДОСЬЕ

Булат Гафаров родился 1 февраля 1982 года в Москве. Получил три высших образования: музыкальное, культурологическое и юридическое. Основатель этно-электронной группы «Токэ-Ча». Композитор, автор опер и балетов, поставленных в разных странах мира. Кинокомпозитор. Виртуозный музыкант-мультиинструменталист и певец. Этнограф, культуролог и продюсер.

Коротко о главном

— У вас юридическое и культурологическое образование. Вам помогает это в жизни?

— Юридическое образование дает понимание, как вести себя в правовых ситуациях. Творчество — это ведь не только создание музыки. Нужно уметь оформлять документы, защищать свои права. А культурологическое образование нужно, чтобы понимать культуру разных народов, находить общий язык с каждым зрителем.

— Вы организуете этнографические экспедиции. Расскажите о них.

— Мы с коллегами объездили почти всю Россию и страны СНГ. Изучаем культуру и музыку разных регионов, традиции. Стараемся найти что-то глубинное, что потом находило бы переосмысление в разных эпохах.

— Вы — член Международной музыкальной организации при ЮНЕСКО. Как пришли к этому направлению деятельности?

— Много лет назад я со своей командой создал образовательные программы: «Путешествие по Музыке Мира» и «Этно-музыкальное путешествие». В них рассказывал про музыкальные культуры мира. Проект начал расширяться. В рамках госпрограммы развития культуры России и Москвы правительство начало выделять организации бюджеты на проведение крупных мероприятий. Затем мы «нашлись» с моим преподавателем юности — Василием Щербаковым,президентом Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО. Василий и предложил мне войти в организацию.

— Ваша жена Анна — тоже творческий человек?

— Она — профессиональный юрист в области авторского права. При этом всегда хотела заниматься живописью. В истории много примеров совмещения юриспруденции и творчества: Врубель, Кандинский, Руссо, Матисс и многие другие. В 2006 году мы с ней создали художественную студию. Затем продюсерский центр.

— Правда, что вам довелось сотрудничать с известным режиссером Дэвидом Линчем?

— Да. Работы этого режиссера близки русской душе, поэтому у нас популярны его фильмы (самые популярные картины Линча «Твин Пикс», «Шоссе в никуда» и другие. — «МВ»). И он выбрал мою музыку для одного из своих проектов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.