Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Режиссер Николай Лебедев: Отечественные фильмы интересны зарубежным зрителям

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Режиссер Николай Лебедев во время съемок одной из сцен киноленты «Нюрнберг» в павильоне киностудии «Мосфильм»
Режиссер Николай Лебедев во время съемок одной из сцен киноленты «Нюрнберг» в павильоне киностудии «Мосфильм» / Фото: Алексей Майшев /РИА Новости

В России существует много проектов для подростков, и особое значение в воспитании молодого поколения играет творчество. Министерство культуры РФ совместно с Киностудией имени М. Горького впервые провели Международный кинофестиваль детско-юношеских фильмов «Мир чудес», в рамках которого Российский фонд культуры, Фонд Горького и креативное молодежное сообщество Кинокампус Горького организовали киноэкспедицию для школьников в Калининград. Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с одним из мастеров, режиссером Николаем Лебедевым, о роли кино в формировании системы ценностей через экран, о входе в профессию для молодых специалистов и о том, как наша киноиндустрия реагирует на вызовы времени.

— Николай Игоревич, вам важно участвовать в проекте, связанном с детско-юношеским кино?

— Мне кажется, мы все хорошо помним, как в детстве нас формировало кино. Во всяком случае, я это помню со всей очевидностью. Без сказок Надежды Кошеверовой, Александра Роу, Александра Птушко, без музыкальных картин Леонида Нечаева и Алексея Рыбникова лично я не представляю себе ни детства, ни подросткового возраста. Для меня эти фильмы остаются в памяти мерилом доброты, порядочности и смелости, по персонажам из этих фильмов я выстраивал когда-то и свою собственную систему координат. В девяностые годы кинематограф как индустрия в нашей стране перестал существовать, детское кино почти не снимали. Но это не значит, что ребята перестали смотреть кино — они просто выбирали фильмы из других стран.

Мне кажется, сейчас наблюдается замечательная тенденция, когда мы стали обращать внимание на пробел, который существует в этой зоне отрасли. Очень важно, чтобы снималось больше талантливых фильмов для детей, чтобы такое кино было светлее, чище, искреннее. Тогда и вернется любовь молодых зрителей к российскому кино.

— В рамках фестиваля дети не только смотрят фильмы, но и сами пробуют их снимать. Насколько это помогает растить новые кадры?

— Я думаю, что такие события исполняют скорее общеобразовательную задачу. Далеко не всегда ребенок, который занимается пением или балетом, в итоге станет профессионалом в этом деле. Но полученные занятия дают широту кругозора и новые навыки. Я сам с детства увлекался кино и пробовал снимать лет с десяти. У нас была собственная маленькая творческая группа, и, несмотря на то что сейчас мы живем в разных странах, а ребята выбрали другие профессии, мы продолжаем общаться. Я надеюсь, те дети, которые сейчас занимаются кино, вне зависимости от того, станут ли они крупными режиссерами, драматургами, актерами или выберут что-то другое, получат важный опыт социализации. Кино — это мир, где одному делать нечего, всегда приходится работать в команде. Но того, кто все-таки выберет эту дорогу, ждет непростой, зато очень интересный путь.

— Какие темы сейчас волнуют детей?

— Мне кажется, нельзя выделить что-то одно. Детей и подростков заботят очень разные темы, интересуют разные жанры. Я думаю, на этапе взросления человеку нужно ставить как можно меньше жестких задач, а только помогать развиваться и раскрываться. Потом, во взрослой жизни, все равно придется себя структурировать, а в этом возрасте важно понять, что человек ждет от мира и что может в него привнести.

В этом смысле кино позволяет максимально раскрыться, потому что можно рассказать любую историю. Хотя на своем преподавательском уровне я вижу одну общую тему: когда дети повзрослеют, девочки будут говорить о том, какие у них были жесткие и требовательные мамы, а ребята — об отцах.

— У них начинается период рефлексии? Все-таки все мы родом из детства...

— Наверное. Но при этом мы обнаруживаем и очень важные связи, которые дают возможность двигаться вперед. За всеми обидами, которые маячат за такими историями, прежде всего я вижу огромную любовь детей к родителям и их благодарность.

С возрастом все осознают, как важно было из любящих рук получить сложную информацию о вступлении в большой мир. Это касается не только родителей, но и наставников. У меня были прекрасные учителя в кино. Я пришел в Клуб кинолюбителей в Кишиневе, когда мне было лет 11, и Юлиан Ромашкану, руководитель клуба, и наш мастер — кинооператор Валерий Чуря сразу общались с нами как со взрослыми. Я занимался там всего лет пять, но для меня это — целая жизнь. Искреннее и доброжелательное отношение воспитывало нас как личностей, взращивало стержень, уважение к профессии.

— Если сравнить тот период и современность, сейчас вход в профессию легче?

— Когда я в детстве пытался найти возможности для реализации, то набрался смелости и пошел на киностудию «Молдова-фильм». Как нистранно, меня оттуда не выгнали, а главный редактор прочитал мой сценарий. Он-то и определил меня в Клуб кинолюбителей.

Сейчас я с трудом себе представляю, чтобы главный редактор киностудии занимался каким-то шкетом, который пришел с улицы с папкой под мышкой. Но при этом сегодня у молодых кинематографистов возможностей больше. Раньше снимать что-то было труднее — достать камеру, купить пленку и проявлять ее потом стоило очень и очень дорого... А сейчас можно взять телефон, снять на него кино, смонтировать его самостоятельно. Это может получиться талантливо, и молодой человек привлечет внимание больших студий. Другой вопрос, что я пришел в большое кино в 1997 году, тогда фильмов почти не снимали.

Случилось чудо: Валерий Тодоровский и Сергей Ливнев обратили внимание на мои сценарии и дали мне попробовать. Я снял картину «Змеиный источник», она вызвала интерес, и как-то пошло дело. Сейчас из-за обилия разных фильмов сложно сделать так, чтобы тебя заметили. Но если молодой человек упорный, профессиональный и талантливый, шансы есть.

— Наращивание объемов кинопроизводства положительно сказывается на качестве?

— Переход количества в качество — общеизвестная формула. Когда снимается три фильма в год, авторы поглядывают друг на друга, но каждый из них уже герой. А если выпускается, например, как в Америке, 900 кинофильмов, конкуренция заставляет нас искать тот способ высказывания, который заинтересует аудиторию. Открытое, честное соперничество помогает и зрителям, и самим кинематографистам.

Но надо учитывать вот еще что: у нас любят сравнивать российское кино с американским. Но мы видим только верхушку айсберга, самые заметные их картины, рассчитанные на международный прокат! Когда я столкнулся с обычным американским прокатом, я был изумлен тем, как много плохого кино там выходит на экраны и люди все равно его смотрят. Но без таких проходных лент не получилось бы и шедевров, потому что они являются фундаментом развитого кинопроцесса.

— Сейчас американских фильмов почти нет в нашем прокате. Это плюс или минус?

— Ситуация двойственная. Надо понимать, что в последние, допандемийные, годы наша система проката была завязана на американские ленты. Кинотеатры в большинстве своем принадлежали зарубежным корпорациям, которые по понятным причинам были заинтересованы в прокате собственных картин. Опять же, до нас доходили только мегаблокбастеры, которые затмевали все остальное. В этом смысле ситуация для российского кино была не выигрышной. Так что сегодня возникла возможность развиваться именно российскому прокату и показу российских фильмов. С другой стороны, мне кажется важным, чтобы зритель смотрел фильмы из разных стран и мог выбрать. Я надеюсь, что баланс будет найден, а система проката, как это всегда бывает в кризисных ситуациях, выработает новые принципы, при которых и наше кино не будет в загоне, и зритель сможет смотреть зарубежные картины и выбирать то, что ему интересно.

— А интерес к азиатскому кино влияет на прокат?

— Мне кажется странным рассматривать кинематограф с точки зрения того, какой стране или континенту он принадлежит. Важнее другое. Когда я впервые оказался в Италии, то был поражен, что, оказывается, хорошо знаю местную жизнь — понятно, что я читал об Италии, видел работы живописцев, но быт в этой стране я знал именно по кино. Тот же эффект был, когда я оказывался и в других странах. Кино способно объединять людей больше, чем какие-либо другие виды искусства, потому что оно очень визуально. Вы знакомитесь с характерами людей, с улицами, где они ходят, их домами и даже с природными ландшафтами. Что касается азиатского кино, здесь я за то, что открываются возможности подробнее знакомиться с новой культурой, но не думаю, что хорошо, когда закрываются возможности знакомиться с западным кинематографом. Мне кажется, надо расширять репертуар кинотеатров за счет прихода новых фильмов из стран, которые раньше были не частыми гостями на наших экранах. Не считаю, что это должно происходить за счет сокращения присутствия других кинематографий.

— Ваши фильмы сейчас выходят за рубежом?

— Ситуация с зарубежным прокатом непростая, как и у всех режиссеров. Но недавно знакомая прислала мне фото афиши — в Салониках, в Греции, показывали «Нюрнберг». Она написала, что зал устроил овации после просмотра. Картину все равно прокатывают по разным странам, но не так интенсивно, как показывали бы раньше. Хотя я был в Софии (Болгария. — «ВМ») на таком показе. После фильма мы два часа общались с аудиторией, и меня тронула такая вовлеченность зрителей.

— То есть все-таки нельзя утверждать, что российские фильмы «отменены»?

— Я могу судить только по своему опыту. Не сказать, что и раньше прокат российского кино за рубежом был такой уж широкий. Хотя мой опыт говорит мне о том, что интерес к нашей культуре существует, и со своими фильмами я ездил и во Францию, и в Австралию, и в Японию. Например, «Волкодав из рода Серых Псов» (снят в 2006 году. — «ВМ») показывали в Испании, Германии, Латинской Америке и США. «Нюрнберг» тоже показывали в Женеве, в Штатах.

— Есть обратная связь от иностранцев?

— Обычно пишут не мне, а артистам. Но какие-то комментарии я читаю. Интересно, что наш зритель более суров, он требовательнее. Например, тот же «Волкодав из рода Серых Псов» получил много положительных откликов из-за рубежа, а наши зрители судили его куда жестче.

То же самое с «Нюрнбергом» — от иностранцев звучат добрые отклики, а от наших бывают критические. Это нормально, потому что кино и должно вызывать разные эмоции.

— Когда вы снимаете, думаете о том, как зрители примут картину?

— Мне важно найти общий язык с аудиторией, ведь в конечном счете через свой фильм я обращаюсь к людям. Я снимаю не для себя. Но ищу ту тему, которая затронет лично меня и заставит посвятить этому делу три-четыре года жизни. Картина, как правило, снимается долго — нужно написать сценарий, разработать проект, подготовить его к съемкам. В своих фильмах я искренен и рассказываю о том, что люблю или не выношу, о том, что меня пугает, как в случае с «Нюрнбергом», где речь идет о людях, создавших нацизм, и о самой войне, ненавистной любому человеку.

— Я заметила, что кино делят на авторское и коммерческое. Но вы так фильмы не судите?

— Нет. Я думаю, что кино делится только на плохое и хорошее. Сейчас, как мне кажется, есть кино арт-хаусное и жанровое. Но отрицать тот факт, что Чаплин является крупнейшим автором, невозможно. Хичкок тоже был успешным коммерческим режиссером, но его фильмы — глубоко личностные, он рассказывает в них о сложнейших проблемах и комплексах. Когда-то на Венецианском фестивале первый приз получил фильм Григория Александрова «Веселые ребята». Сейчас разве можно представить, чтобы подобная картина оказалась в программе? Ошибка нынешних смотров в том, что они «отодвигают» от себя кино, интересное широкой аудитории, которое ничуть не менее, чем арт-хаус, является искусством.

— В отечественном кино давно нет чистых жанров...

— Я думаю, что эта тенденция наблюдается достаточно давно. К примеру, такая картина, как «Экипаж» Александра Митты, являет собой успешный образец такого подхода. Кино как жизнь — не бывает только смеха или только слез, не бывает только умных рассуждений. Все равно высокое смешивается с низким, переливается разными цветами и оттенками.

— Вы привели в пример «Экипаж» и недавно сняли ремейк этого фильма.

— Это скорее лента, вдохновленная картиной Митты, потому что прямой ремейк сделать невозможно. Я бы сказал, что это наследование классической киноленте, а не повторение ее, и в моем фильме звучит благодарность выдающемуся мастеру нашего кино. В подростковом возрасте я обожал фильмы Митты, сам мечтал снять фильм-катастрофу, но никогда не думал, что смогу напрямую обратиться к его творчеству. К тому же в моем кино в камео снялся сам Александр Митта, как и Александра Яковлева, специально для которой я написал небольшую роль, и она вернулась на экран в той самой роли, которая прославила ее когда-то.

— Почему в кино и театре часто встречаются обращения к известным произведениям прошлого?

— Все произведения искусства основываются на опыте предшествующих поколений. Формула человеческой жизни не меняется — люди рождаются, двигаются по жизни, а потом уходят. Все мы проходим этот цикл неизменно. В искусстве так же. В сказках и преданиях разных народов встречаются похожие сюжеты, Шекспир все время пересказывал уже существовавшие истории, но это не отменяет его гениальности. Ньютон по этому поводу высказался так: «Мы были великими, потому что стояли на плечах гигантов».

ДОСЬЕ

Николай Лебедев родился 16 ноября 1966 года в Кишиневе (Молдавская ССР) . В 1991 году окончил факультет журналистики МГУ имени Ломоносова, в 1993 году — сценарно-киноведческий факультет ВГИКа имени Герасимова (мастерская Владимира Утилова). В 1995–1996 годах был режиссером и сценаристом детской телепрограммы «Улица Сезам».

Николай Лебедев стал одним из самых молодых режиссеров, обладателей Государственной премии — он получил ее за фильм «Звезда» (2002 год) о Великой Отечественной войне, экранизацию повести Эдуарда Казакевича о разведчиках.

Также в 2014 году режиссер получил Государственную премию в области искусства за фильм «Легенда № 17», который основан на биографии известного хоккеиста Валерия Харламова. С 2021 года занимает пост президента Гильдии кинорежиссеров России.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • Ночлег. Пятница (короткометражный фильм, 1991)
  • Змеиный источник (триллер, мистический детектив, 1997)
  • Поклонник (триллер, 1999)
  • Звезда (военный фильм, 2002)
  • Изгнанник (триллер, драма, детектив, 2004)
  • Волкодав из рода Серый Псов (славянское фэнтези, 2006)
  • Апостол (военно-исторический телесериал, 2007)
  • Фонограмма страсти (романтический триллер, 2009)
  • Легенда № 17 (спорт, биография, 2013)
  • Экипаж (фильм-катастрофа, 2016)
  • Нюрнберг (драма, боевик, детектив, 2023)
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.