Тихий убийца за партой: как понять, что ребенок на грани нападения на школу
В Одинцове подросток с ножом напал на учеников школы. Он успел ранить трех человек, один ребенок скончался. Мотивы 15-летнего школьника пока неизвестны. «Вечерняя Москва» узнала у экспертов, почему дети нападают на школы и как определить, что учащийся на это способен.
Предпосылки
По словам психолога Евгения Фомина, предпосылками нападения учащихся на школы являются разные обстоятельства, не всегда они связаны с социальным статусом школьника, который решил взяться за оружие.
— Давно доказано, что это преимущественно ребята, которые переживали социальную изоляцию. Причины могли быть разные: отличные от большинства сверстников увлечения или внешность, неблагополучная семья, наличие болезни или каких-либо физиологических признаков. Даже плохие внешние данные, которые нередко становятся причиной для буллинга, — все это тоже весьма серьезная для жертвы причина пойти на преступление, — перечислил собеседник «ВМ».
Среди дополнительных причин, которые могут привести к решению совершить вооруженное нападение на учебное заведение, психолог выделил следующие:
- психологические травмы;
- психические заболевания;
- негативное отношение к ребенку со стороны родителей;
- буллинг и абьюз в отношении ребенка со стороны родственников: братья, сестры, дяди, тети, бабушки, дедушки;
- влияние социальных институтов, соцсетей и видеохолдингов, где проповедуется культ «треш-контента», стирающего морально-этические черты;
- влияние тематических фильмов и массовой культуры, которые искусственно идеализируют терроризм.
Яркие признаки
По словам психолога Евгения Фомина, когда у подростка возникает чудовищная мысль о нападении, в его поведении начинаются различные метаморфозы. Школьник в некоторой степени становится своей полной противоположностью.
— Поведенческий нрав меняется. Если раньше ребенок был добрым, он становится злым. Прежде отличался открытостью и коммуникабельностью? Теперь же замкнулся и избегает общения. На эти признаки стоит обратить внимание и непременно поговорить с ним, дабы узнать, что происходит в его душе, с чем связаны такие перемены, — порекомендовал эксперт.
Причем неважно, кто будет вести диалог — педагог, родитель, школьный психолог или одноклассники. В интересах всех как можно раньше выяснить, какая недобрая мысль прокралась в голову такого учащегося, заметил специалист.
В свою очередь, семейный психолог Владимир Зберовский назвал признаки, которые явно сигнализируют о том, что стоит обеспокоиться:
- Посты в соцсетях, одобряющие терроризм или культивирующие ненависть к школе, — это уже повод признать, что у ребенка явные проблемы;
- Если он часто говорит о том, что ненавидит свой класс, учителей, учебное заведение, желает, чтобы это место исчезло или сам готов к этому делу приложить руку;
- Если школьник внезапно увлекся стрельбой, начал посещать тир, изучает огнестрельное оружие или взрывчатые средства.
— Ошибка многих взрослых и сверстников заключается в том, что они с иронией относятся к подобным заявлениям и увлечениям. В такие моменты нужно бить в колокола, иначе ситуация перейдет в точку невозврата, тогда исправить все будет невозможно, — предупредил Зберовский.
В то же время эксперт отметил, что многочисленные исследования, проводимые в США, где подобная проблема очень актуальна, показали, что нельзя точно выделить определенный тип учащегося, склонного к такого рода преступлениям. Следовательно, каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально, заключил психолог.
15 декабря девятиклассник напал с ножом на учительницу в школе в Санкт-Петербурге. Ученик пришел исправлять плохую оценку за контрольную и, оставшись с педагогом один на один, ударил ее в спину и грудь. Затем подросток попытался покончить с собой. В школе работали рамки металлодетектора, но охранники не отреагировали на сигнал. Возбуждено уголовное дело. «Вечерняя Москва» собрала детали этого происшествия и узнала, что грозит ученику и охранникам школы.