Профессия — помогать: как в столице готовят будущих социальных инспекторов
Сегодня в Москве работает новый стандарт социальной помощи на дому для тех людей, которым нужна особая забота. Чтобы получить надомную помощь, человеку или его близкому необходимо подать заявку, после чего домой приходит социальный инспектор. Это специалист, который оценивает, какие именно ограничения в самообслуживании испытывает человек и в какой степени. Кадровый резерв команды социальных инспекторов регулярно пополняется новыми сотрудниками.
Сейчас процедура оценки нуждаемости в помощи стала проще, а подход специалистов — более адресным. В Москве на надомном обслуживании состоят около 100 тысяч человек. Во главу угла поставлены индивидуальные потребности конкретного пожилого москвича.
— Социальный инспектор — первый специалист соцзащиты, который начинает общение с человеком на дому. В 2023 году при поддержке Института дополнительного профессионального образования работников соцсферы мы впервые организовали отбор в особый кадровый резерв. Сегодня в Москве трудятся больше 90 социальных инспекторов. Это команда единомышленников, для которых во главе угла всегда ставится забота о конкретном человеке. Важно, чтобы социальный инспектор расположил человека к общению, внимательно отнесся к деталям, соблюдая методику проведения функциональной диагностики, ведь ему необходимо качественно определить объем той помощи, которая войдет в индивидуальную программу, — рассказала начальник управления организации социального обслуживания на дому Оксана Романова.
Будущие социальные инспекторы проходят стажировку в системе Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Благодаря единым современным стандартам и подготовке специалистов горожане — пожилые москвичи, ветераны, люди с инвалидностью, — могут получать тот объем социальных услуг, который позволяет компенсировать установленные у них ограничения в самообслуживании. Все кандидаты в кадровый резерв команды социнспекторов прошли три этапа испытаний, которые были разработаны совместно с экспертами Института дополнительного профессионального образования. Этапы включали в себе определение личностных и деловых качеств — ориентация на качество в работе, ответственность, готовность к изменениям и другие, тестирование теоретических знаний, собеседование с презентацией профессиональных достижений.
— Благодаря собеседованию мы можем убедиться, что специалисты сознательно выбирают профессию социального инспектора, ведь это постоянное общение с людьми. Нужно иметь грамотную речь, уметь расположить к беседе человека и, главное, обладать большим багажом знаний и опыта в социальной сфере, потому что иногда социальному инспектору необходимо принимать быстрые решения, — отметила старший преподаватель ИДПО Жанна Бакулина.
Участники должны были рассказать о своем опыте работы в социальной сфере, профессиональных успехах и достижениях, привести примеры своих действий в сложных жизненных ситуациях, которые случались с их близкими, знакомыми или подопечными, ответить на вопросы комиссии.
— Также мы предложили конкурсантам порассуждать, что такое эмпатия и саморазвитие. Получили множество интересных ответов — коллеги поделились по-настоящему ценными наблюдениями и собственным опытом. Это говорит о том, что в социальной сфере работают неравнодушные специалисты, которых объединяет любовь к людям, — отметила доцент ИДПО Светлана Потуткова.
Важным для формирования профессиональной команды является этап знакомства с профессией, обучение. В сентябре кандидаты проходят ознакомительные стажировки под кураторством действующих социальных инспекторов. Так они могут сознательно сделать выбор в пользу новой работы и перенять опыт старших коллег.
НА ЗАМЕТКУ
Институт дополнительного профобразования реализует образовательные программы и оказывает консалтинговые услуги для организаций, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы. Полный перечень программ — на сайте института. По всем вопросам можно написать на электронную почту: ipk@mos.ru