Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

«Философия зла»: писатель и религиовед Кирилл Привалов — о шансах мира на спасение

Общество
«Философия зла»: писатель и религиовед Кирилл Привалов — о шансах мира на спасение
Фото: Андрей Любимов / Агентство городских новостей Москва

Книга Кирилла Привалова «Криминология», недавно вышедшая в издательстве АСТ, мгновенно стала бестселлером. В ней собраны не только истории самых известных преступлений, но и анализ взаимоотношений преступников и законов, трактовки понятий Добра и Зла и масса «сопутствующей» информации. Мы решили поговорить с автором книги-исследования о философии зла — сложнейшей, но, увы, неизменно актуальной для человечества темы.

Перед «Криминологией» Кирилл Привалов издал книгу «Яды. Полная история...» И вот — путешествие в недобрый мир преступников. Не удивительно ли — для любителя высокой культуры и французского шансона?

— Для начала вопрос о любопытном выборе темы. У вас немало книг, вы религиовед, прекрасно знаете музыку, культуру как России, так и Франции, где так много лет проработали, и вдруг — преступления… Почему так?

— Постараюсь объяснить кратко. Мой интерес к детективному жанру появился в детстве. Вообще, я больше читал романы исторические, зачитывался Вальтером Скоттом и академиком Тарле. Но жили мы на «Юго-Западной», на проспекте Вернадского, и ходил я во французскую школу. Чтобы грызть гранит науки, надо было пройти мимо бесконечной стройки. Местные ребята, переселенные из Раменок, называли нас «французами» и не любили на генном уровне — это были дети строителей университета на Ленгорах, бывшие кулаки и враги народа, переселенные в раменские бараки после отбытия срока. Ну вот, обычно к нам выскакивал мелкий гунявый мальчишка и начинал тянуть: «Да-а-ай гривенник!» Возникала перепалка, на помощь малому вылезали из-за забора старшие, нас метелили, отбирали все, что можно, и я шел домой с разбитыми очками. Однажды сцену возвращения застал мой отец, отвел меня в милицию, и моим «делом» занялись участковые Трефилов и Карелин, как потом мне сказали — младший брат известного писателя Лазаря Карелина. Они как бы взяли надо мной шефство, и мне все это страшно нравилось, я даже записался в «Юные друзья милиции» и пару раз выходил на патруль с повязкой, пока не разбили новые очки. После этого мать запретила мне эту общественную деятельность, и я компенсаторно принялся читать детективы — Адамова, Овалова, Токаева (отец нынешнего президента Казахстана был прекрасным детективщиком), болгарина Райнова… Потом, уже после окончания мной журфака, друг отца, поэт Слава Артамонов, работавший в издании «К новой жизни», предложил мне по случаю съездить в командировку под Ярославль, где на каждом шагу были зоны. Я поехал. Однажды грузовик, на котором мы с моим сопровождающим чичероне* приехали, замерз — такой был мороз, и я остался на ночевку в комнате начальника отряда, что была в бараке. Утром проснулся от того, что надо мной кто-то стоит, сверкая в руке опасной бритвой. Я обомлел, а фигура вдруг изрекла доброжелательно: «Гражданин начальник, вас побрить?» Это я к тому, что жизнь подвигает нас к чему-то… Так она как будто медленно, но верно двигала меня и к этой книге. Да и вообще, случайности в жизни — это гримасы Бога.

— Кирилл Борисович, мы все такие разные и добро проявляем по-разному, и, если подумать, можно найти определенные традиции «делания добра» у разных народов. А вот зло везде проявляется одинаково. Почему?

А я согласен с этим, но и не согласен тоже. Понятие о преступлении, которое есть в каждой цивилизации, для каждой из них отлично. В основном преступления сводятся к нанесению ущерба. Если это ущерб физический, то еще в Драконовых** законах было прописано, что если он нанесен днем — это одно, а ночью — совсем другое, но наказание за него предполагалось жесткое — смертная казнь. Но бывает ведь ущерб и материальный. Казалось бы просто. Но все относительно! Вот у тебя украли корову. Это ущерб какого рода? А вот поди определи, ведь корова — средство выживания, кормилица! Так что, я думаю, общим к теме нашего разговора может быть вопрос не о разнице и отличиях добра или зла, а вопрос о том, кто и как становится преступником и преступает не закон даже — ведь закон, в определенном смысле, условность и он в каждом государстве свой — а человеческую мораль — ту самую, что у всех народов достаточно проста и даже примитивна и сводится к десяти заповедям.

— Да, это правда. В разных трактовках суть их неизменна. Мы, кстати, в прошлом году сделали такой проект в газете — рассмотрели, как преломляются заповеди на наш, современный манер.

— Отметили, что самым большим грехом веками признается гордость?

Конечно. Вы хотели сказать «гордыня»?

— Гордыня — это слово, которое родилось в XIX столетии. Не было прежде такого слова! Понятие о грехе и преступлении поменялось. Сейчас мы говорим «гордый человек», рисуя образ некого создания с высоко поднятой головой. В храм же мог войти человек только с головой опущенной, кающийся — вспомните хоть того же Индиану Джонса, как он входил в храм, согнувшись в три погибели. И при посвящении в масоны, кстати, когда вводят в Мастерскую профана с обнаженной грудью, ему говорят: «Осторожно, наклонитесь, здесь очень низко!», хотя ничего низкого там и близко нет. Но он должен войти в общество, наклонив голову! В общем, я, как человек верующий, думаю, что понятия греха и морали религия определяет достаточно четко. Все они известны: алчность, то бишь жадность, прелюбодеяние, воровство, прочие грехи и возглавляющая их гордость… Когда я писал книгу, я думал о философии зла, это интереснейший сюжет, и даже символы зла исследовать очень любопытно. Поразительно, конечно, но зло сопровождало человечество на всем пути его существования, от первого убийства Каином Авеля, считающегося каноническим. Почему, например, хоронили людей поближе к храмам? Боялись Страшного суда. Ведь если ты будешь далеко от храма, то не успеешь на этот Суд и не сможешь доказать своей душевной чистоты. Это я к тому, что человечество всегда боялось своих грехов! От гнета интеллектуальной греховности человек освободился только в эпоху Возрождения.

— Это как нужно понимать?

— Эта эпоха была в достаточной степени связана с отрицанием Бога. Сам термин «Возрождение», кстати, родился только в XIX столетии, достаточно поздно. А вы задумывались когда-нибудь, откуда она вообще пошла, эта эпоха? И почему все произошло именно в Италии?

— И да и нет. Но объяснение, данное когда-то в школе, что эта эпоха являла собой естественный взлет культуры после ее падения в Средневековье, мне логичным никогда не казалось.

— Конечно, не так. И все просто. Филипп IV Красивый и папа Климент разгромили тамплиеров. Это произошло 13 октября 1307 года, в пятницу, откуда и пошло выражение «черная пятница». Остатки недобитых тамплиеров подались в разные места: кто в Лиссабон, где был создан затем орден Христа, другие перебрались в Шотландию, усадили там на трон Роберта I Брюса и добились затем независимости от Англии. Еще одна часть отправилась через Ригу в Московию — часть денег тамплиеров попали таким образом в Московское великое княжество, и оно, как известно, начало подниматься…

— Такой был массовый исход?

— Не исход, а бегство. Но большая часть «свалила» не так далеко, в Северную Италию. Туда тамплиеры пришли со своими строителями и цехами, неся в душе полное отрицание папства, а значит, и отрицание определенных христовых догм. Именно тут начал поднимать голову сатанизм, появился образ Люцифера — не черта с рогами, а именно падшего ангела. В этот момент изменилась и иконопись, а на картинах возникли иные сюжеты и ожил человеческий взгляд. Взгляд великого Джотто! Вспомните его картину «Поцелуй Иуды» — у героев Джотто совершенно современные лица. Такого раньше в живописи не было… Одновременно возникло отрицание католицизма, которое частично пришло от православных: в это время пал Константинополь, и значительная часть греческой интеллектуальной элиты опять же подалась… куда?

Очевидно, тоже в Италию?

— Верно, в Северную Италию. И там возник некий… комок, сгусток, нечто, построенное на отрицании старой морали и не на обожествлении зла, но на отрицании морали альтернативной. Отсюда позднее пошел и протестантизм, который вообще уничтожил эксклюзивность церкви на слово Божие.

— Подождите, подождите, это почему так? Не уловила логики…

— Потому что Гутенберг, белорус Скорина, наш Федоров и иже с ними, поспособствовали тому, чтобы на свет родилась печать. А что это означало? Что Библия отныне могла быть в каждом доме! Ты мог ее иметь — ты, сам, тебе отныне давали ее не церковь и не монах.

— Ну все. Договорились до того, что книгопечатание сыграло с человечеством злую шутку и роль его отрицательна. Хотя есть, конечно, понятие горя от ума…

— Я не шучу. Это, безусловно, так — для религии. Потому что мораль стала доступна всем! Теперь не надо было идти к священнику, чтобы понять, как жить дальше. Вот как все тонко. Это связывать понятие зла с чертями или водяными — более чем примитивно, хотя народные верования именно так зло и трактовали. Но еще труднее осознать и принять, что зло — такое же необходимое понятие, как и добро.

— Мной, например, это понимается, но принимается с трудом. Человек же может совершать так много прекрасных вещей! Но совершает нечто иное. И на протяжении веков лишь совершенствует орудия убийства. Почему же так…

— Ломброзо*** полагал, что преступниками рождаются. Я не генетик, конечно, но не исключаю, что какая-то генетическая предрасположенность к этому возможна. Но все же дело не в этом. Я как-то встречался с известным японским режиссером и актером Такеши Китано, так вот его отец был якудзой****. Я многое понял из того разговора. Он говорил: когда ты живешь в нищете, грязи и голоде, тебя преследует одна мысль — надо стать человеком любой ценой. До морали ли тут? Помню, как один мой знакомый, ставший известным банкиром, с молодости внушал себе: «Я должен стать богатым!» И стал! Но эти деньги его фактически уничтожили, он рано ушел из жизни… Деньги дарят иллюзию свободы и вседозволенности, но лишь на определенном отрезке жизни… В общем, Зло существует рядом с Добром, и порой человек учится быть добрым, только пройдя школу зла...

— Добрые, злые… Но даже среди тех, кто стал «героями» вашей книги, есть особые создание — монстры типа Чикатило. Биологически он человек. А по сути?

— А по сути это выродки. И некий процент выродков есть всегда. Скажу еще одну вещь, которая многим может не понравиться. Один мой хороший знакомый в юности работал в прокуратуре и бесконечно ездил по зонам. Он насмотрелся там такого, что… И при этом говорил: «Понимаешь, Кирилл, преступник и мент — это одно и то же, только…»

— Только вывернутое наизнанку? Отзеркаленное?

— Вроде того. Но я хочу подчеркнуть, что сам, лично, встречал совершенно потрясающих правоохранителей.

— А есть ли национальности, народности, религиозные общины, в которых зло минимизировано?

— Вера, увы, спасает не всегда. Иван Грозный грешил, а все говорил: «Отмолю!» Спасение может дать только вера истинная, глубокая, причем это вера и в Бога, и в свое окружение. Но вернемся к вашему вопросу: преступности почти нет, например, у мормонов*****. У них в почете трудолюбие, семья, дети, жена… Они считают себя истинными христианами, к которым дважды приходил Иисус, и ныне ждут третьего его прихода и готовятся к нему. Кстати, иногда говорят, что мормоны — многоженцы, так это ерунда. Среди масонов преступность есть, но это не секрет.

— Скажите, но как же так: в середине прошлого века едва ли не весь мир содрогнулся от преступлений коричневой чумы — фашизма. И вдруг он возродился в XXI веке! Это же страшное зло!

— Фашизм — зло. Нацизм — зло. И национализм, и большевизм, и сталинизм. Увы, все возвращается на круги своя — так было сказано давно... История идет по спирали, но никто не сказал, что спираль поднимается только вверх и не может опускаться. Мы живем, планируя завтра в расчете на 20 минут, так как не знаем, что может случиться в нашу атомную эру. Наверное, нам не повезло, но… Времена не выбирают. Как говорил Брежнев: «Логыки нэ ишшы!»

— На ваш взгляд, не раздувает ли костер зла засилье жестких картин на экране? Не провоцируем ли мы подражателей?

— Конечно, провоцируем. Нынешние массмедиа, равно как и нынешняя секулярная культура, отрицающая Бога или признающая его на примитивном уровне, немалые вклады сделали в копилку зла. Знаем мало, читаем мало, думать и сопоставлять факты не умеем. Элементарный пример: вам любой скажет, что в православный храм нельзя зайти женщине с непокрытой головой. Где это написано? «Написано!» Переспрашиваю еще раз: где? Нет ответа. Ибо нигде не написано. Подражаем просто, вопрос — кому. Церковь должна делать человека свободным, потому что он знает, что смерти нет — разве это не предел свободы? А нам достается какая-то свобода маневра человека в наручниках…

— Защита от зла — она вообще существует?

— Есть великая мудрость, и она проста: надо жить честно, не предавать, не вожделеть чужого, не завидовать и не задаваться. Зло — это общемировая и универсальная проблема. И добро должно быть универсальным настроением человечества. Чтобы было так, те Авгиевы конюшни, что у нас имеются, нужно вычищать. Надеюсь, у государства найдутся на это силы, да и желание. И от многих бед нас может спасать наш круг общения, любовь друг другу — да, все так просто, мы должны любить друг друга, помогать друг другу и защищать друг друга. Так мы спасемся, правда, по отдельности, но не спасем страну. А чтобы спасти ее, нужно объединение трех платформ: общества, власти и Церкви. Я оптимистичный пессимист (или пессимистический оптимист?) и некий свет в конце тоннеля вижу. И очень спасает, конечно, во всех ситуациях «кокон» из друзей и связей — когда находишься в нем, легче противостоять злу, но ты сам при этом должен быть чист.

* Чичероне — проводник, дающий пояснения туристам при осмотре достопримечательностей; гид.

** Драконовы законы — выражение берет начало от имени легендарного законодателя Афинской республики — Дракона (Драконта), впервые письменно сформулировавшего нормы современного ему судебного права.

*** Ломброзо Чезаре (ум. 19 октября 1909) — итальянский психиатр, преподаватель, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве.

**** Якудза — традиционная форма организованной преступности в Японии, группировки которой занимают лидирующее положение в криминальном мире страны. Члены якудза так же известны как гокудо.

***** Мормоны, мормонизм — обобщенное название религиозной культуры, которая возникла в результате распространения и развития Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, созданной в первой половине XIX века Джозефом Смитом в США.

ДОСЬЕ

Кирилл Борисович Привалов родился 20 марта 1954 года в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Работал в ряде центральных газет, более 20 лет за рубежом в качестве собственного корреспондента крупных советских и российских изданий, прежде всего — во Франции, где сотрудничал с французскими изданиями («Эзоп», «Журналь дю диманш», «Пари-Матч», «Монд»), вел передачи на французском ТВ. Работал на парижском радио, вел авторские программы. Член Союза журналистов России, Международного ПЕН-Клуба и Союза писателей Москвы. Кавалер орденов Искусств и литературы и «За заслуги», «Золотое перо России». Автор более 20 книг на русском и французском языках. В течение полутора десятка лет вел авторские передачи на «Радио Россия» и «Радио Россия Культура». Автор сценариев документальных фильмов, продюсер. Главный редактор журнала «Русская мысль»

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.