Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Горький октябрь 93-го: как события тридцатилетней давности похоронили советскую модель власти

Общество
Горький октябрь 93-го: как события тридцатилетней давности похоронили советскую модель власти
Фото: Александр Авилов / АГН Москва

События осени 1993 года похоронили советскую модель власти, привели к вооруженному конфликту и жертвам. О том, что происходило в столице, вспоминает писатель Юрий Поляков.

...Во время танковой пальбы я был возле Белого дома и слышал крики ужаса и одобрения, когда попавший снаряд осыпал фасад, видел снайперов в черном, устроившихся на крыше дома напротив. Творившееся на Краснопресненской набережной приводило одних в недоумение, других в бешенство, а лукавые СМИ пытались убедить, будто это «новая, свободная Россия» сошлась в битве со старым, «красно-коричневым». Вранье! Если речь и велась о свободе, то о свободе грабить страну в режиме компрадорского капитализма.

Весь год противостояние администрации президента и парламента нарастало. По сути, это был социальный конфликт, пролог к гражданской войне. Та часть народа, которая уже на себе почувствовала прелесть «приватизации» и капитуляции перед Западом, столкнулась с теми, кто на разорении страны наживался. Или просто еще не понял, что к чему, доверяя «свободной прессе». Но при схватке за первенство у законодательной власти почти нет шансов перед исполнительной, ведь та контролирует финансы и силовые структуры. Белый дом был обречен. К тому же многие восприняли конфликт как дележку власти между вчерашними сообщниками по развалу страны.

Так получилось, что я оказался автором единственной, если говорить о центральной прессе, статьи, осуждавшей расстрел парламента. Ее читали, обсуждали, ксерокопировали… Не потому, что я такой уж смелый, как думали многие, просто оппозиционные органы были закрыты. Называлась моя статья «Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!», и вышла она 6 октября в «Комсомольской правде», с которой я тесно сотрудничал. Материал вызвал такую ярость победивших «сил света», что тогдашний вице-премьер Шумейко, курировавший СМИ, грозился закрыть «КП». Обошлось.

Сейчас мало кто помнит, что летом противоборствующие стороны вроде бы сошлись на «нулевом варианте» — переизбрании и президента, и парламента. Я даже статью сочинил «Смена всех!».

Если бы этот вариант осуществился, то Ельцин исчез бы из политической жизни навсегда. Не было альтернативы? Но Путин-то, когда припекло, нашелся! Обновился бы и парламент, там стало бы гораздо больше патриотов и государственников. Не знаю, произошел бы частичный возврат к социалистической модели, но ни «семибанкирщины», ни «чубайсобесия» не было бы и в помине. Но впереди был не «нулевой вариант», кстати, поддержанный патриархом, а 1400-й указ и «танковый плебисцит», в котором всегда выигрывает тот, кто готов лить ради власти кровь.

Как назвать то, что случилось в октябре 1993-го? Для меня это однозначно был военный переворот.

Ну а как еще поименовать «укрепление демократии» с помощью танковой пальбы по парламенту? В стране была внедрена новая политическая система с очевидным главенством исполнительной власти. Когда нынче кто-то из моих свободолюбивых приятелей начинает хныкать насчет «авторитаризма» и «полицейского государства», я всегда спрашиваю: «Ты-то в октябре 93-го за кого был?» Ответ всегда один и тот же: «За президента!» — «Значит, и расстрел парламента поддерживал?» — «Альтернативы не было!» — «Тогда на что ты жалуешься?» Справедливости ради скажу, что тогда еще не все разобрались в Ельцине, даже многие честные патриоты не осознавали, что оставить его в Кремле то же самое, что пустить пиромана на склад петард.

Когда поняли, было поздно… Но лидеров парламента я тоже не идеализирую, особенно Хасбулатова и Руцкого. Кстати, один из самых талантливых и перспективных депутатов — Бабурин, голосовавший, между прочим, против «суверенитета» России, первую неделю после погрома Белого дома скрывался у меня на даче на станции Зеленоградская. Соседи его узнали, но не выдали, хотя он был в розыске.

…Прошло три десятилетия, разные были политические ситуации, но с тех пор конфликты старались улаживать по возможности мирно.

Даже в 1996 году, проиграв, по сути, президентские выборы, Ельцин стал договариваться, а не выводить армию на улицу. Мы тогда с покойным Владимиром Меньшовым делали предвыборный фильм о семье Геннадия Зюганова и были в курсе этих «переговоров», развернувшихся после подсчета голосов. Но главный итог тогдашней политической пертурбации мне видится в другом. Ельцин, сохранив власть ценой путча, завел страну в тупик и сам отказался от власти, спасая свою жизнь. А вот сумел бы его преемник Владимир Путин оттащить страну от края пропасти, замирить Кавказ, смягчить последствия дефолта, сгладить социальный конфликт, приструнить олигархов и начать «реконкисту» за суверенитет, сданный предшественниками за понюх общечеловеческих ценностей, если бы не получил в наследство государственную систему с явной доминантой исполнительной власти? Не уверен, хотя тогда, 30 лет назад, я и сердцем, и умом был на стороне «мятежного парламента», как тогда выражались, ибо правда была на его стороне. Вот такой парадокс Большой Истории.

ХРОНИКА ПУТЧА

НАЧАЛО

В 1992 году Борис Ельцин выдвинул на пост председателя правительства кандидатуру «отца экономических реформ» Егора Гайдара, но Верховный Совет сделал выбор в пользу Виктора Черномырдина. Ельцин был взбешен.

НА КРАЮ ИМПИЧМЕНТА

20 марта 1993 года Ельцин объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной». КС РФ признал его действия неконституционными. 28 марта за импичмент президента высказались 617 депутатов при необходимых 689 голосах.

УКАЗ № 1400

21 сентября 1993 года Ельцин подписал указ № 1400, который фактически прекращал существование Верховного Совета. ВС сопротивлялся, но Ельцина поддержали Минобороны и силовики. Членов ВС, депутатов и вице-премьера Руцкого, по сути, заперли в Белом доме.

ШТУРМ «ОСТАНКИНА»

3 октября сторонники ВС прорвали оборону, захватили здание мэрии и двинулись на телецентр. Там произошла их схватка с охранявшими телебашню солдатами. Стрельба велась из БТР и оружейных гнезд на крыше «Останкина».

РАССТРЕЛ БЕЛОГО ДОМА

В ночь на 4 октября Ельцин принял решение о взятии Белого дома, и танки начали расстрел здания. К вечеру сопротивление защитников было подавлено и руководители оппозиции арестованы. Официально при штурме «Останкина» погибли 46 человек, при расстреле Белого дома — 165 человек, но многие уверены, что жертв было больше.

ИТОГИ

ВС перестал существовать. Ликвидирована система советской власти. В феврале 1994 года арестованные по делу Октябрьского путча были амнистированы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.