Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Режиссер Дмитрий Крестьянкин: Мне нравится делать мир лучше

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Режиссер Дмитрий Крестьянкин: Мне нравится делать мир лучше
Режиссер Дмитрий Крестьянкин занимается социальным театром. В его спектаклях участвуют подростки из детских домов / Фото: Личный архив Дмитрия Крестьянкина

В текущем театральном сезоне Театр имени Владимира Маяковского запустил новый проект — творческую лабораторию для подростков «Подтекст: Юность». Руководителем программы стал режиссер Дмитрий Крестьянкин, ставящий документальные спектакли о жизни молодых людей по всей России. Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с ним о таком явлении, как социальный театр, и о том, как сценические практики помогают подросткам переживать психологические травмы.

Лаборатория «Подтекст: Юность» открыта для школьников, которые хотят познакомиться с театром. «Вечерняя Москва» узнала подробности у руководителя — режиссера Дмитрия Крестьянкина.

Он работает не только с подростками из обычных семей, но и с теми, кто находится в непростых ситуациях, — подопечными детских домов и приютов. Во время подготовки спектакля режиссер создает среду, где участники могут обсудить любую проблему, а результатами такой работы становятся спектакли, в которых играют и дети, и волонтеры. О зрительских предубеждениях в отношении социального театра, а также о том, как понять подростков, что волнует новое поколение и как театр способен помочь преодолеть болезненный личный опыт, режиссер знает не понаслышке.

— Дмитрий, какие цели проекта «Подтекст: Юность»?

— Наша задача — услышать темы, волнующие молодое поколение, через современные формы театра, предложить им быть не только зрителями, но и соавторами в процессе создания репертуара для их сверстников Сцены на Сретенке (филиал Театра Маяковского по адресу: Пушкарев переулок, 21. — «ВМ»).

— Что будут делать участники?

— У нас несколько тематических блоков. В первом ребята попробуют свои силы в драматургии, напишут пьесы. Затем профессиональные режиссеры и артисты Театра Маяковского сделают эскизы. Еще один блок — лаборатория-форум для профессионалов, посвященная разбору травматичных для подростков ситуаций.

Мы поставим интерактивный спектакль, где зрители могут влиять на происходящее, и еще состоятся дискуссии с психологами. Последняя тема — искусство перформанса, снова с подростками.

— Вам легко найти контакт со школьниками?

— Да, потому что мне самому с ними безумно интересно. Но трудности бывают, потому что я потихоньку становлюсь для них старым. Еще подросткам безразличны любые регалии, заслуги, и авторитет каждый раз надо зарабатывать. Мне это очень нравится.

— Это знак времени? То есть отсутствие авторитета старшего, более демократичное общение…

— Мне кажется, что общаться с человеком на равных — здоровое желание. Я вспоминаю себя подростком, и у меня в том возрасте тоже не было особого пиетета перед старшими. Нормальный процесс для этого возраста — ставить под сомнение идолы предыдущего поколения. Это, кстати, заметно по социальным сетям — подростки избегают старых мессенджеров, стараясь максимально дистанцироваться. У моего поколения также было — «Одноклассники» считались дедовской сетью, а мы все сидели «ВКонтакте».

— Вы замечаете разницу мышления зумеров (рожденные в 1997–2012 годах) и миллениалов (родившиеся в 1980–2000 годах)?

— Я думаю, что люди не меняются, и вопросы к мирозданию у нас одни и те же. Различия есть только в деталях. Замечаю, что молодое поколение более ироничное, но шутят они добрее.

«ВКонтакте» еще существовало влияние полуанонимных социальный сетей, где устраивали войны в комментариях, и до сих пор это осталось. Социальные сети зумеров — территория поддержки. Еще есть отличие. В условном 2007 году, когда я взрослел, была важна уникальность, и каждый стремился быть непохожим на других. В результате был таким же, как и все, но существовало само желание отличиться. А сейчас подростки пытаются быть в общем тренде — появляется «вирусный» танец, и все записывают видео, где выполняют эти движения. То есть у нового поколения принципиально другая задача — не выделяться, а быть частью сообщества.

— Вы работаете с детскими домами. Насколько они открыты к сотрудничеству с театром?

— Я убежден, что дело не в системе, а в тех, кто в ней работает, занимает должности. Был, например, случай во время пандемии. Нас пригласили приехать на гастроли в московский театр. Одну девочку директор не отпустила, потому что не хотела брать лишнюю ответственность. Даже не стала с нами разговаривать и делала вид, что в отпуске. Это многое говорит о компетентности руководителей конкретного учреждения — им проще запретить все. Детдом же является официальным опекуном.

— О чем ребятам важно поговорить языком театра?

— О разном! В «Одиссее 2К19» мы рассуждали о доме и поиске некоего места, которое каждый из нас мог бы так назвать. В спектакле «Бэкграунд» мы анализировали жизнь взрослых, подростки брали интервью у разных людей и ставили себя на их место. «Жизнь Лены Потемкиной» — это эксперимент, потому что спектакль был сделан на основе сочинения восьмиклассницы из Омска. Мне было интересно разобраться, как они сыграют драматургию сверстника. Потом был мюзикл «Крысолов» — он про любовь. Спектакль стал попыткой понять, что нас ведет в жизни, светлые чувства или темные. А вот в постановке «Русские классики» мы посмотрели на литературу через подростковые ощущения, говорили об их восприятии и видении текста. Новый спектакль будет по современной поэзии — ребята сами пишут стихи, пробуют силы в хокку и танка (формы японской поэзии. — «ВМ»).

— Темы вы выбираете?

— Нет, они появляются сами в процессе творческих встреч. Например, когда еще работали над «Илиадой», то думали: «А круто было бы спеть!» Спустя пару лет сделали мюзикл «Крысолов», ребята сами все песни для него сочинили. Когда работали с литературой, затронули тему поэзии и решили попробовать работать только со стихами, без песен. Одно из другого само вытекает и без моих предложений.

— Вы цензурируете выбор? Есть ли табуированные темы?

— В процессе работы мы создаем безопасную среду, где нет ничего запрещенного. Другой вопрос, что не все обсуждаемое нужно выносить в поле публичных дискуссий. Чаще всего проговаривание сложной проблемы нужно для того, чтобы проработать ситуацию. Тогда театр просто становится местом, куда подросток может прийти и рассказать, что его волнует. В этом случае созданный спектакль — не самоцель.

— Вы поддерживаете связь с ребятами после того, как сделаете спектакль?

— Да. Я не разделяю наше общение на отдельные проекты. Не считаю, что мы собираемся только для того, чтобы сделать постановку и разойтись! У нас сложилась команда людей, которым интересно что-то создавать вместе. Поэтому я поддерживаю связь со всеми, кто ушел или вырос. Недавно наш парень Саша вернулся из армии — сразу с дороги прибежал к нам в студию прямо в форме! Это очень круто!

— А никто не выбирает театр как профессию?

— Такой задачи перед нами не стоит, но есть ребята, которые пробуют поступать. У нас же смешанная группа, часть ребят из детдомов, а часть — семейные. Это важно, потому что в процессе репетиций идет обмен опытом, эмоциями, то есть взаимное обогащение. Вот две девчонки из семейных, поступили в ГИТИС.

— Есть мнение, что дети из приютов более жестокие. Бывают конфликты с подростками, у которых есть дом и родители?

— Мой опыт говорит, что это предубеждение. По крайней мере, в группе не было конфликтов на такой почве. В нашем коллективе вообще немного ссор, только из разряда: «Мы дружили, а она теперь общается с тем-то, я тогда не хочу с ней больше разговаривать». Но это же обычные детские проблемы.

— Залы на ваши спектакли набираются легко?

— К социальному театру скептическое отношение как со стороны профессионального сообщества, так и зрителя. Судят, не приходя на наши постановки: «А, ну кружок с детдомами». Хотя в Москве и Петербурге ситуация уже потихоньку меняется! Про первые наши спектакли не писали ни журналисты, ни критики. Зрители не приходили, даже если вход был свободным.

А вот на последние — «Крысолов» и «Русская классика» — билеты продаются быстро, и даже профильные издания о нас пишут! Для меня повышение интереса к социальному театру стало одной из внутренних продюсерских задач, помимо благотворительных и художественных. Мне было важно, чтобы такой театр начал звучать наравне с другими, был интересен не только как благотворительность, но и с точки зрения творческого контента.

— А как вы вообще занялись социальным театром?

— Я просто не люблю эстетство, когда искусство красивое, элитарное, сложное. Мне нравится делать спектакль, понятный всем, так сказать, «с низким порогом вхождения». Для меня этот вид театра — классный инструмент, чтобы менять мир и взаимодействовать с ним. А мне как раз очень нравится делать реальность лучше, как бы банально это ни звучало.

— Во время работы встречали истории, которые невозможно забыть?

— Они постоянно происходят! У меня был культурный шок, когда наш парень, Томаш, в спектакле «Одиссея 2К19» сам придумал себе сцену.

Он сказал, что любит тишину и танцы. В сюжете есть момент с сиренами, которых слышит только Одиссей. И парень в абсолютной тишине шесть минут танцевал, импровизируя! Не каждый профессиональный актер решился бы на это, а он — сделал! Или одна наша девочка... У нее был опыт двух неудачных удочерений. Первый раз приемная семья отдала ее обратно в приют. Потом ее удочерили другие люди. Оттуда ее забрали органы опеки, потому что родители оказались сектантами, наказывали подростка, обливали кипятком, выгоняли раздетую на лестничную клетку…

Там был ад, и девочку буквально спасли. Она хотела, чтобы о ее истории узнали люди, но сама со сцены была не готова рассказать. Я предложил ей выбрать кого-то из волонтеров, кто говорил бы от ее лица, а она бы просто сидела рядом и держала его за руку. Мы так и сделали, но спустя несколько спектаклей подросток решила рассказать все сама. То есть она свой болезненный опыт в нашем театре проработала, пережила. Такие истории меня потрясают.

— С вами работают психологи?

— В группе есть специалист, и, если нужно, он включается в работу на занятиях. Но чаще психологи мешают. Для детей, живущих в детдоме или приюте, иногда само слово «психолог» имеет негативное значение — человек, проводящий бесполезные тестики. И, к сожалению, многие подростки сталкиваются с отсутствием конфиденциальности, когда психологи все передают воспитателям и учителям. Поэтому ребята больше доверяют волонтерам и актерам.

— Насколько люди открываются, зная, что их истории прозвучат со сцены?

— Мы все проговариваем, предупреждаем. Каждый имеет право рассказать только то, что он хочет. В моей работе всегда действует правило: выносим на публику только, что считаем нужным. Так что в данном случае сами герои и есть режиссеры спектакля, а я только придаю всему происходящему сценическую форму.

— Бывает, что имена просят заменить?

— Да, конечно, и мы это делаем. Или делегируем артистам или волонтерам, когда человек хочет, чтобы рассказ прозвучал, но не готов сам выйти на сцену. В общем, разными способами и художественными приемами мы выходим из положения.

— Один из последних ваших спектаклей в Москве — «Поиск продолжается» в Театре Маяковского про поисковый отряд «ЛизаАлерт». Как собирали материал?

— Мы общались с поисковиками, они рассказали реальные истории, как теряются дети, что происходит потом. На основе материала мы написали пьесу из трех новелл, а дальше я доработал ее до сценической версии.

— Документальный театр с профессиональными актерами зритель принимает легче?

— Я оставлю эти рассуждения театроведам и самим зрителям. Кто-то приходил на мой спектакль и говорил: «Полезно, но все же это не театр, а урок ОБЖ». Пусть люди называют это так. Это из области теории, высоких материй, которые мне чужды. Мне важно, чтобы работа приносила пользу и находила эмоциональный отклик. А как это обозначить: социальный, документальный, постдокументальный... Предубеждения есть, но у каждого театра свой зритель. Например, в «Театре.doc» этот подход не вызовет вопросов, а в Театре Маяковского такие постановки непривычны. Но круто, что сейчас документальные спектакли можно увидеть не только на специальных площадках.

— Я помню, насколько активную реакцию спектакль «Деревня и я», основанный на интервью с ребятами из сел и деревень, вызвал у зрителей РАМТа. Хотя это тоже не специализированный документальный театр...

— Да. Еще великие говорили, что театр занимается человеком. Документальный спектакль или художественный — это просто форма донесения информации. Если есть пьеса на тему, которая меня волнует, я ее ставлю. Если нет, то беру реальную историю. Если человек сам готов все рассказать — получится театр свидетельский. И странно, когда эти формы вызывают отторжения на этапе их озвучивания. Не нужно вешать ярлыки, нужно идти и смотреть.

— Почему в социальных сетях вы ставите хештег «Я ничего не понимаю в театре»?

— Потому что я в нем ничего не понимаю, это не кокетство. Мало хожу в театр, особо не читал книжек по режиссуре. Мне нравятся «Записки Мейерхольда», к примеру, но сама театральная теория мне неинтересна. У каждого режиссера свой путь, и применить опыт одного к работе другого невозможно, потому что у всех свой контекст и свое время. Лично я использую театр как инструмент взаимодействия с реальностью.

СЛОВАРЬ

Социальный театр — направление в театральном искусстве, акцентирующее внимание на острых общественных проблемах. Интерес к этому виду театра в последние годы растет и среди зрителей, и в профессиональном сообществе.

В 2020 году в ГИТИСе открылась магистратура «Социальный театр». Это партнерская программа продюсерского факультета ГИТИСа, Театрального центра имени Вс. Мейерхольда и Центра творческих проектов «Инклюзион». В рамках программы студенты изучают театроведение, менеджмент, педагогику, курирование социальных и инклюзивных проектов в области театра. Они также проходят практику — работают над театральными проектами для разных групп зрителей. Режиссеры социального театра: Борис Павлович, Дмитрий Крестьянкин, Дмитрий Зимин, Яна Тумина.

ДОСЬЕ

Дмитрий Крестьянкин родился 1 ноября 1988 года в Туле. В 2017 году окончил режиссерский факультет РГИСИ (Мастерская Ю. М. Красовского). С 2018 года — педагог актерского факультета РГИСИ (Мастерская С. Д. Бызгу). Идеолог и художественный руководитель Плохого театра и проекта «Театральный дом» (Социально-Художественный театр и благотворительный фонд «Подари мне крылья»).

Режиссер и педагог проекта «Особый театр» (фонд «Про Арте»), участник проекта «Разговоры» (Фонд «Альма Матер»). С 2023 года — руководитель проекта «Подтекст: Юность» в Театре имени Маяковского. Участник Биеннале театрального искусства «Уроки режиссуры». Спектакли в Москве: «Деревня и я» (РАМТ); «Поиск продолжается» (Театр имени Маяковского).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.