Молочная продукция дешевеет, а ее потребление — растет
Удивительно, но факт: в России снижаются цены на молоко и кисломолочную продукцию, а спрос на нее, напротив, увеличивается. Почему? Как долго сохранится тенденция?
«Средневзвешенные цены на все ключевые продукты молочной промышленности были стабильны в III квартале 2023 года в сравнении с предыдущим кварталом. Было даже зафиксировано небольшое снижение в пределах 0,2– 1,5 процента. Потребление молочной продукции, в свою очередь, выросло ко II кварталу 2023 года: в точках продаж на 0,6 процента, а дистанционные продажи — на 11 процентов», — говорится в совместном обзоре ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак») и Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Что касается молока, в III квартале наблюдалось небольшое снижение цен на него на 1,3–1,4 процента по сравнению со II кварталом. Предложение такой продукции в III квартале сократилось на 0,7 процента по сравнению со II кварталом, при этом в сравнении с аналогичным периодом 2022 года выросло на 14 процентов на фоне роста производства на 7 процентов.
Производство кефира в III квартале снизилось на 7 процентов ко II кварталу одновременно со снижением цен на него на 1,2 процента. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2022 года его производство выросло на 10 процентов. Цены на сметану в III квартале также снизились на 1,6 процента, на йогурт — на 1,4 процента.
— Это снижение — сезонное, поскольку скот был на свободном выпасе, производители меньше тратились на самостоятельно заготовленные и покупные корма, — пояснил эксперт молочного рынка Виталий Фомичев. — Но вот тот факт, что выросли продажи, — обнадеживает. Особенно в плане дистанционных продаж.
Он говорит о трех трендах. Первый: люди пытаются заместить подорожавшее мясо курицы и куриные яйца более дешевым молочным белком — тоже, кстати, животным, а значит, полноценным. Второй тренд: потребители молочки успешно осваивают интернет-покупки. Люди начали понимать, что носить на себе по несколько литров молока, сметаны, кефира — ни к чему. Заказал доставку, и тебе все принесут. Очень удобно, особенно если семья большая и в ней есть дети, которые пьют много молока. Третий тренд — питание становится более здоровым. Ведь молочная продукция — это не мучное и не сладкое, не консервы и не лапша быстрого приготовления.
Это полезный полноценный продукт. Особенно если учесть, что государство активно борется с фальсификатом — когда вместо молочного жира в продукцию добавляют пальмовое или другое растительное масло.
По мнению эксперта, Россия постепенно отходит от ситуации, когда основой питания были самые дешевые и при этом очень калорийные продукты: хлеб, макароны, картошка.
— На таком рационе мы еще в 1990-е попали в число стран с самым большим количеством людей с лишним весом — вместе с США и Мексикой.
В последние годы, к счастью, ситуация начала выправляться. В том числе благодаря импортозамещению и развитию молочного животноводства. Мы получили относительно недорогую и качественную молочную продукцию, — пояснил эксперт.
СПРАВКА
Институт питания РАМН рекомендовал нормы потребления молочных продуктов на человека в год: цельное молоко — 116 кг, масло сливочное — 6,1 кг, сметана — 6,5 кг, творог — 8,8 кг, сыр — 6,1 кг, мороженое — 8 кг, молочные консервы — 3 кг, обезжиренное молоко — 12,3 кг. Итого: 392 кг на человека в год в пересчете на молоко.