«Ты либо жертва, либо хищник»: Александр Самойленко — младший — о роли Коневича в «Слове пацана», скандалах и слухах про второй сезон
Сюжет:
Эксклюзивы ВМФинальную серию «Слова пацана. Кровь на асфальте» показали неделю назад, но обсуждения и споры не утихают до сих пор. Этот сериал в целом наделал много шума, а еще успел завоевать тысячи сердец и даже нажить врагов. Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с исполнителем одной из ключевых ролей Александром Самойленко — младшим о главных идеях и морали сериала.
— Ты исполнил в сериале роль Дениса Коневича. Как решился пойти на кастинг?
— Решился не сам — меня нашли ребята, я до сих пор не совсем знаю, как, но спасибо им огромное за это. Я даже чуть не пропустил этот случай, потому что на почте много непрочитанных сообщений. Как-то вечером решил посмотреть, нет ли чего-то интересного, а там письмо с приглашением на кастинг. В тот момент я подумал, что это сообщение папе (актер Александр Самойленко — прим. «ВМ»), но по ошибке попало ко мне. Пока я не доехал до проб, был уверен, что это ошибка. Тогда я сильно болел и в целом не очень верил, что умею играть. Сразу подумал, что я завалил пробы, но потом оказалось, что все прошло хорошо: режиссеру и продюсерам понравилось.
— Мы увидели в Коневиче человека, преданного коммунизму и своему делу. А как бы ты сам описал своего героя?
— Это неоднозначный персонаж. Я считаю, что он человек, который умеет пользоваться ситуацией. Он за здравые идеи, закон, коммунизм и светлое будущее. Но при этом умеет использовать правила игры в свою пользу. Где-то он сделает что-то прямо под носом партии, и никто его ни в чем не заподозрит. Мне кажется, так было правильно в то время.
— В последней серии в твоем исполнении особенно впечатляет момент, когда ты приводишь Марата к Колику, чтобы он отомстил за Айгуль. Почему твой герой принял такое решение? Почему Коневич решил ему посочувствовать?
— Мне кажется, это одна из тех вещей, которую пытался донести автор, и она, правда, парадоксальна. «Слово пацана» — это не только название сериала. Это наш флаг и «красная линия», но при этом мы видим на практике воплощение этих идеалов. И понимаем, что единственным, кто сдержал свое слово в этой истории, был комсомолец, что иронично. Эта сцена, конечно, очень важна. Марата было жалко, ведь он оказался в самой низшей для себя точке. Я очень рад, что появился хотя бы один человек — Коневич, — который тогда пришел к нему на помощь и остался рядом. [...]
Где бы мы ни состояли, мы братья, мы люди, мы одинаковые. И Коневич как никто это понимает. Поэтому мы видим, что он создал пристанище для ребят, которые смогут найти себя в ОКОДе (Оперативный комсомольский отряд дружинников — прим. «ВМ»). Но и здесь все неоднозначно. Это бесплатная сила, которую надо использовать определенным образом. Было даже снято несколько сцен, где нам показывали деятельность ОКОДа. Эти кадры не вошли в финальный монтаж, но из них очень хорошо было видно, что это за организация и чем она занимается. Вот поэтому мне нужен был Марат — это очень полезное знакомство.
— Твой образ в сериале в целом неузнаваем. Сложно ли далось перевоплощение психологически и внешне?
— Я совершенно не похож на своего героя (улыбается). Мне даже периодически приходится объяснять, кого я играю. До кастинга у меня были длинные белые волосы, черные ногти, кольца, цепи, серьга. Так я и пришел на кастинг, но через это все Жора Крыжовников увидел меня в образе Коневича. Мне кажется, для этого нужно быть гением. После этого проекта нет никаких сомнений, что он гениален. Его видение позже подкрепил Роберт Гараев (автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010 гг.» — прим. «ВМ»). Когда он увидел меня, то сказал, что так и представлял Коневича.
— Как работалось с Жорой Крыжовниковым?
— Потрясающе! На площадке все время была атмосфера профессионализма. Он очень большой человек, у него есть некий presence: он человек XL во всех смыслах — размере, подаче, голосе. Мне кажется, это все настолько важно для режиссера: он должен направлять. У него есть какая-то потрясающая внутренняя сила. Он умеет показать и сказать так, что все сразу становится понятно. И идеально может взять и одной рукой собрать атмосферу. Он настоящий профессионал-режиссер — я был очень счастлив с ним поработать.
— Почему решили переснимать концовку сериала? В чем была авторская задумка? Как считаешь, получилось лучше?
— То, что мы получили на исходе, — более знаковый финал для всех героев: Айгуль, Марата, Коневича и даже Колика. [...] Получилось, правда, острее, потому что изначально было много хеппи-эндов. Но потом решили сделать финал более реалистичным и грустным и с большим наказанием для персонажей. Изменила ли кардинально смысл пересъемка концовки? В обеих версиях есть вещи неизменные. Мне кажется, очень осмысленно, что Вова Адидас (играет Иван Янковский — прим. «ВМ») умирает. Нам дают понять, что это могло пойти по разным сценариям, но в любом случае исход был бы один: он будет наказан, и это неизбежно. Эта мораль хорошо донесена в финальной версии. Я думаю, зрители прочувствуют эту боль и эту трагедию теперь еще больше.
— В сериале твой герой не дружил с пацанами. А как в реальности — удалось ли подружиться с кем-то на площадке?
— С Леоном Кемстачем и Рузилем Минекаевым (персонажи Пальто и Марат — прим. «ВМ») нашли общий язык с первого дня кастинга, дружим и с Коликом (актер Лев Черепанов — прим. «ВМ»). А так мы все — как одна большая семья. Особенно когда получается собраться вместе. Это самые ценные дни. Вот недавно у нас была премьера восьмой серии в кинотеатре «Художественный», где были почти все, кроме Роберта Гараева, Льва Зулькарнаева и Никиты Кологривого. Они не смогли приехать. Но Слава Копейкин записал видеопривет для Льва (улыбается).
— На днях в Сети появилась новость, что актера Сергея Базанова, сыгравшего в сериале одного из членов группировки «Универсам», арестовали и обвиняют в убийстве. Ты слышал про эту историю? Как, по-твоему, продюсер специально приглашал бывших преступников или это случайность?
— Конечно, это случайность, никто об этом не знал. По слухам, он много лет скрывался, и его узнали благодаря сериалу. Кто-то из зрителей, причастных к этой истории, его увидел и раскрыл этот факт из утерянного прошлого. Так что если бы не сериал, то, возможно, убийца был бы на свободе до сих пор.
— Твой отец Александр Самойленко — известный актер. Как он отнесся к участию в сериале? Давал ли советы или наставления?
— На момент, когда мы начинали съемки, никто не знал, что это будет мировой феномен и название сериала ни о чем не говорило. Конечно, он всегда меня очень поддерживает, любит. Я его вижу как своего наставника, учителя, но при этом я все же не маленький и двигаюсь самостоятельно. Поэтому он не имел особого отношения к съемкам. Папа хотел посмотреть сериал, когда он выйдет уже полностью.
— В одном из интервью твой отец говорил, что ты бросил Щукинское училище. Получается, в тебе тоже есть бунтарский дух, как и в «пацанах»?
— Я никогда не считал себя прилежным студентом, но старался и чему-то научился, к счастью. Могу разговаривать, немного двигаться, чуть-чуть меняться. Школа занимает 2,5 года, а у меня с восьмого класса была вторая профессия, на которую я могу опереться. И позволить себе тратить еще полтора года на театральную практику я не могу. Тем более я понимал, что больших ролей у меня не будет, поэтому я могу оставить институт и пойти заниматься магией (фокусами — прим. «ВМ»).
— Увлечение фокусами — прибыльное дело? Как ты к этому пришел?
— Абсолютно любой может этому научиться. Я был обычным подростком, когда с моим лучшим другом мы решили научиться чему-то необычному. Нам всегда нравились фантастика и супергерои. Наверное, каждый из нас в детстве прыгал с кресла, пытаясь полететь. Я подумал сделать что-то невозможное и в реальной жизни. Оказалось, что есть такая вещь, как фокусы, и люди очень сильно радуются, когда их видят, даже платят за это деньги.
— А не было ли каких-то предпосылок к актерскому творчеству?
— Как-то я увидел папу в «телике», будучи еще ребенком, спросил маму, а как вообще такое возможно. Она ответила: твой папа — актер, у него такая профессия. Я сказал: понятно, вот это я и буду делать всю свою жизнь. И как-то с тех пор не захотелось менять эту парадигму.
— В сериале мы увидели тяжелое детство героев во времена перестройки. Как прошло твое детство? Чем занимались в свободное время?
— Проводил время в кругу семьи, помню вкус бабушкиных голубцов. С пацанами бегали по холмам, по гаражам лазили. Гулял, как и все подростки, собирал каштаны, коллекционировал сотки. Потом в 12 лет появилось увлечение фокусами, и жизнь немного изменилась. Я уже не просто бегал по гаражам, а приставал к людям, показывая им фокусы. Ходил по торговым центрам, собирал какие-то толпы вокруг себя.
— Как тебе кажется, сериал учит чему-то хорошему?
— ОПГ — это болезнь общества, которой не может быть в здоровой стране, городе. Это я сейчас цитирую Роберта Гараева и конец его книги. […] Это все трагедия общества, где ты либо жертва, либо хищник, либо идешь в ОКОД. И не дай бог, если мы вернемся к такому укладу. Мне кажется, эта история создана для того, чтобы мы помнили, как это было, ценили чувство братства и уважения, держали слово, даже если не пацана, то комсомольца, и осознавали, что так жить нельзя. Возможно, мораль именно в том, что выбор нас определяет. Не идеи, которые в нас пытаются заложить, не концепции и пропаганда, а именно путь, по которому мы решим пойти.
— Некоторым зрителям последняя серия показалась незавершенной — не намек ли это на второй сезон?
— Очень много комментариев про второй сезон (улыбается). [...] Сейчас же перед нами совершенно другой финал, отличный от первой версии. Коневич нашел Колика, привел его к Марату как «подарок». Теперь мы видим катарсис Марата, который выплеснул все, что у него накопилось, закрыл этот гештальт, ведь он смог отомстить. [...] Коневич, который неожиданно выстрелил, как ружье на стене. И Андрей Пальто, который хотел пианино, — получил свой рояль. У меня есть ощущение, что все понятно и завершено, но это не значит, что некуда двигаться дальше.