«Трагический финал»: Лев Зулькарнаев — о роли Зимы в «Слове пацана», обрушившейся славе и главной идее сериала
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ21 декабря вышла последняя серия нашумевшей криминальный драмы Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Сериал произвел в России настоящий фурор. Корреспондент «Вечерней Москвы» узнала у исполнителя одной из главных ролей Льва Зулькарнаева, как проходили съемки, сложно ли было примерить на себя роль бандита и чему сериал может научить юное поколение.
— Долго ли думали над тем, чтобы пойти на кастинг?
— Это был один из рядовых кастингов. Пришло приглашение, я откликнулся. На кастинге режиссера Жоры Крыжовникова не было, присутствовали только кастинг-директора. Записали несколько дублей, и я ушел. После утверждения на роль ходил несколько раз на читку сценария, и только потом мы встретились с командой уже на площадке. Все было очень буднично, но в этом и есть особый шарм. Прелесть жизни в том, что все прекрасное происходит ненавязчиво.
— Понравилось работать с Крыжовниковым?
— Не то слово — понравилось. Мною он воспринимается как режиссер-педагог, который «вскрывает» тебя как актера. Он как бы помещает людей на незнакомую территорию, где им может быть некомфортно. Так они находят в себе что-то новое, и в кадре это выглядит правдиво и реалистично. И потом, он производит впечатление режиссера, который знает, что хочет создать, и понимает, как. Для меня он всегда был потрясающим режиссером, но сейчас его профессиональный статус немного поменялся. Это уже не просто работа «за честь» как приятный бонус в карьере, а настоящее восхищение, ведь я могу сказать, что работал «с самим Жорой Крыжовниковым» (смеется).
— Вам изначально предлагали роль Зимы или были другие варианты? Сколько понадобилось времени, чтобы вжиться в образ?
— Изначально пробовался на роль Зимы, и у меня не было желания сыграть кого-то другого, потому что это не про меня. Более того, я даже ни разу не Зима. Тот герой, который был в сценарии изначально, за время съемок несколько видоизменился благодаря мне. В настоящем кино, когда актер встречается с ролью, он наделяет ее новыми качествами. Как говорил сам режиссер, на съемочной площадке сталкивается роль и биология живого человека. И вот она наделяет персонажа тем, чего не было в сценарии.
— А сам герой как-то повлиял на вас?
— Я стараюсь соблюдать определенную гигиену при встрече с персонажами. Если после каждой роли я сам будут как-то меняться, то это означает, что занимаюсь чем-то не тем. Я актер, моя задача — реализовать образ, а потом приехать домой и лечь спать.
— На фоне остальных героев Зима кажется более сдержанным, первым не вступает в конфликт. При этом в нем будто кроется что-то большее. Как бы вы сами его описали?
— Он действительно в итоге получился более сдержанным и молчаливым. Многое происходит внутри него. Но при этом чувствуется, что он порядочный, ироничный, человечный, умеющий сочувствовать. В нем есть скрытый план — он не прямолинеен. Во многом это трансляция меня самого через этого персонажа. За ним стоит актер, который наделяет его чем-то от себя, и именно это становится его вторым планом. Это та степень мастерства, к которой я стремлюсь. Ты всегда рассказываешь историю, к которой у тебя есть свое личное отношение, и это заметно зрителю… Персонаж — лишь повод поговорить на эту тему. Но легкость, ироничность и человечность в Зиме — точно от меня. А отстраненным он получился, потому что я сам как бы наблюдаю со стороны. Мне интересно, почему люди выбирают этот путь, почему жили так и не могли иначе.
— Какая сцена в сериале вам особенно запомнилась? Лично меня очень впечатлил момент, когда при задержании вашей банды вы единственный улыбались.
— Я очень удивлен, что всем запомнился именно этот момент. Эти секунды в сериале запали многим. Значит, было точно найдено мною в профессиональном плане. Извините, что не очень скромно (улыбается), но это точная находка актером. Я вижу это так: ситуация уже понятна для всех героев, их повязали, и единственное, что остается, — посмеяться, ешкин кот. Такая реакция была характерна для Зимы. Казалось бы, чего ждать от человека, который все время молчал, а он взял и засмеялся, как буддистский монах. Я вообще за парадоксы в игре, за контрапункты, чтобы это не было сделано «в лоб». А любимая сцена — когда парни только открыли видеосалон и Зима показывает Марату, как завлекать публику. Этот момент в сценарии был написан очень круто и таким же получился в кадре.
— Почему все же решили переснимать последнюю серию?
— Переснимали не серию, а отдельные фрагменты, чтобы сделать финал острее и интереснее. Режиссером преследовались только художественные мотивы. А это большая редкость, когда мастер доводит свое детище до идеала.
— Павел Майков — Пчела из «Бригады» — как-то в интервью сказал, что в бандах дружбы не бывает. Как вам кажется, между вашими героями была реальная дружба? Или «пацанские понятия» — это одно, а дружба — совсем другое?
— Группировка — это же не работа. В ней людей объединяют общие ценности, дух и стремления. Они все время проводили вместе, поэтому между ними сформировались прочные связи, на мой взгляд, они и правда дружили.
— Какая атмосфера была на съемках? Удалось подружиться с кем-то из актеров?
— Вне кадра у нас сформировалась приятная атмосфера. С некоторыми актерами я был знаком еще до съемок. Со Славой Копейкиным (исполнил роль Турбо), например, но на площадке мы еще больше сдружились. Для меня Ваня Янковский (Адидас) стал большим другом и товарищем, как и Андрей Максимов (Желтый) и Лиза Базыкина (возлюбленная Адидаса). Мы фактически находились в атмосфере творчества и праздника.
— Как реагируете на резко возросшую популярность? Обрушился ли уже поток предложений?
— Для меня сейчас очень насущный вопрос, как справиться с этой славой. Меня стали часто узнавать, и для меня это неожиданно, потому что прежде я с таким не сталкивался. Моя жизнь резко изменилась вне моей воли, и я еще не привык. Но знаю, что нужно сохранить гармонию внутри себя, продолжать быть верным себе. Не хочется потерять себя в этом во всем. Надо обрести мудрое спокойствие в отношении этой славы и не поддаться чему-то напускному.
— Не боитесь, что прилипнет амплуа бандита?
— Я нескромно думаю, что я человек, который может действовать разнопланово, и буду верен этому курсу. Не хочу эксплуатировать амплуа бандита специально, чтобы оно приносило мне дополнительные дивиденды. Я просто хочу заниматься своим делом и играть разные роли. Если буду оставаться верным себе, то ничего такого произойти не должно.
— До Зимы у вас уже были запоминающиеся роли. Какая любимая и почему?
— Роль в фильме «Экспресс» действительно важна для меня. Мне нравится, как я воплотил в жизнь своего героя и сам фильм. Эта история о шансе и о том, насколько человек готов поменять свою жизнь. Лично для меня эта мысль резонирует с сериалом «Слово пацана», потому что подчас те герои тоже не задумываются, почему они совершают эти ошибки.
— Вы сейчас заняты еще в каких-то проектах? Можете рассказать, где теперь за вами наблюдать?
— Сейчас я работаю над проектом «Она такая классная» для онлайн-платформы. Кстати, снимаемся там вместе с Павлом Майковым. Это такое роуд-муви о четырех друзьях, которые ездят по России, где я исполню одну из главных ролей — аутиста Леню. Это тоже для меня сложное и необычное перевоплощение, совсем не похожее на то, что я делал до этого.
— Как пришло осознание, что быть актером — ваше призвание? Как отреагировали близкие?
— У меня была такая страница в жизни, когда я занимался геологией, мне это было интересно, я даже выигрывал олимпиады. Но в конечном счете выбора у меня не было, все так или иначе привело бы меня к актерству. Я в детстве устраивал родителям домашние спектакли и всегда был в этом актерском моменте. Постепенно эта игра превращается уже в стиль жизни. Меня дорога поступательно вела к этому, а родители всегда поддерживали и очень многое сделали, чтобы мой путь состоялся, за что я им очень благодарен.
— А какие у вас хобби сейчас? Или актерская жизнь занимает все свободное время?
— У меня нет хобби, как я понял. Я пишу стихи, но их трудно поженить с актерской профессией, потому что они требуют постоянной практики, включения в них. Поэтому надо бы больше времени уделять стихам, чтобы в следующем году уже издать свой сборник. Но актерство и стихи — это те две вещи, которые мне в жизни интересны по-настоящему.
— Говорят, что подростки сбивались в банды во времена СССР «от нечего делать». Как вы занимали свое время в этом возрасте?
— Да много чего было в детстве, но главным образом я занимался тем, что был беззаботно счастлив. И никогда уже не буду таким же счастливым, как тогда. В моих стихах про детство прослеживается эта мысль, что то время — рай, от которого ты отдаляешься и никогда уже не сможешь к нему вернуться. В жизни важно найти гармонию и радость, но именно в детстве сделать это было очень легко. Мы ничего не предпринимали, чтобы быть счастливыми. А теперь только и занимаемся тем, чтобы достичь этой радости. И это не всегда получается.
— Помимо восторга, сериал вызвал и множество споров в обществе. Многие переживают, что в сериале романтизируется бандитизм. Как вам кажется, действительно ли это так? И чему на самом деле он может научить зрителя?
— Эта картина не о героях, которым надо подражать, и не о злодеях, которых надо судить. Она об оставленных молодых людях, которые совершают ошибки. Они не могут себя найти, по этой причине встают на путь, который ведет их к трагическому финалу. Какая здесь может быть романтизация? Умеющие слышать — услышат, а видящие — увидят, о чем на самом деле эта история.