Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Режиссер Петр Шерешевский: Нужно вырастить своего зрителя

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Режиссер Петр Шерешевский: Нужно вырастить своего зрителя
Фото: РИА Новости

В этом сезоне в столичных театрах прошел ряд крупных назначений. Одно из них произошло в Московском театре юного зрителя — главным режиссером назначили Петра Шерешевского, который выпустил премьеры в МХТ им. Чехова и Театре Наций. Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с Петром Юрьевичем о языке постмодернизма при работе с классикой, моде на ностальгию по 1990-м годам и общей природе всех видов искусств.

Спектакль «Борис Годунов» удивит даже искушенных зрителей — действие пушкинской трагедии перенесено в школьный спортзал, оригинальный текст перемежается с импровизациями актеров, а сценография и музыкальное оформление наполнены отсылками к массовой культуре. Кроме того, режиссер соединил театр и кино — часть действия происходит в раздевалке, а зрители видят все в прямом эфире на видео, которое транслируется на стене. В постановке сыграли заслуженный артист России Игорь Гордин (Борис Годунов), Даниил Стеклов (Григорий Отрепьев — Лжедмитрий), заслуженный артист России Сергей Беляев (Василий Шуйский), Юлия Хлынина (Марина Мнишек) и другие.

С обсуждения необычного решения премьеры начался наш разговор с Петром Шерешевским в фойе Театра Наций, когда в самом разгаре были последние репетиции, а на следующий день состоялась премьера. Но наша беседа перешла к обсуждению Московского театра юного зрителя, творческих планов режиссера и новых интерпретаций классических текстов, которые помогают нам осмыслить день сегодняшний, и к постмодернизму как важному языку современного искусства.

— Петр, почему действие перенесено именно в спортзал?

— Это пространство мне приснилось, когда я думал над постановкой. Рационализируя, я понял, что все происходящее — посмертный сон Бориса Годунова, а спортзал — образ персонального ада. В детстве он часто становится местом насилия, унижения. В умирающем мозгу ад может вполне себе так визуализироваться.

— Что добавлено к тексту трагедии Пушкина «Борис Годунов»?

— Есть стихотворение «К Чаадаеву», шаловливые стихи из его сборника «Не для дам» и импровизационные тексты артистов.

— Откуда возникла инсталляция по мотивам картины Шишкина «Утро в сосновом бору»?

— Это такое использованное до конфетных оберток классическое искусство.

— В истории Годунова она почему важна?

— Просто как одно из культурных клише, которыми мы жонглируем. Это решение мне показалось забавной постмодернистской игрой, когда в спортзале вдруг возникает картинка с конфетной обертки, которая в общем-то вроде бы классика.

— Что получит зритель, посмотрев ваш спектакль?

— Работая с большой классикой, ты занимаешься осмыслением, как она звучит в сегодняшнем дне, как резонирует в сегодняшнем сознании. Мы не реконструируем исторические события. Наша задача — сделать пьесу живой в наше время.

— Почему много отсылок даже не к сегодняшнему дню, а к 1990-м? Звучит узнаваемая музыка, костюмы тоже напоминают ту моду.

— Я же пользуюсь собственным опытом. Если я говорю, что спортзал — это персональный ад, то вспоминаю зал своего детства. Это уже даже не 1990-е, а 1980-е годы. Но все же в спектакле это не принципиально, потому что мы погружаемся не во время, а в сознание героев.

— Но тем не менее именно этот период недавней истории сейчас особенно в тренде...

— Я не знаю почему. В случае, если режиссурой занимаются люди моего поколения, наверное, им интересно осмыслять время, которое они помнят. Любопытно же возвращаться к собственной памяти и через нее осознавать сегодня.

— С чем лично у вас ассоциируется этот период?

— Тогда было ощущение рождения нового мира, открытия границ.

— То есть больше со свободой?

— Вернее, с надеждой на свободу.

— Когда я смотрела спектакль, у меня было ощущение, что надежда есть только на детей. Среди взрослых нет ни одного положительного героя. Правильно считала вашу идею?

— Да. Там ужас наступает на ужас, как было показано и у Пушкина. Мне кажется, что он не испытывает симпатию ни к кому, кроме Пимена. Но это и у нас в спектакле сохранено.

— Почему остальные так озлоблены?

— Их портит жажда власти, стремление удержаться при любом режиме, желание пройти по головам и получить свой кусок пирога.

— В спектакле все взрослые — как будто педагоги для целого класса детей. Почему так?

— Дети — это наше будущее, перед которым можно испытывать угрызения совести, на кого можно возлагать надежды.

— Недавно вы были назначены главным режиссером Московского ТЮЗа, как раз театра для подрастающего поколения...

— МТЮЗ только по названию продолжает оставаться детским театром. В уставе уже давно прописано, что театр не ориентируется только на детей и юношество. Мы можем ставить и детские спектакли, но конкретную нишу уже не занимаем.

— Тем не менее одна из последних премьер — сказка «Русалочка» в постановке Рузанны Мовсесян. Сложно привлекать детскую аудиторию? Театр конкурирует сейчас со множеством других развлечений...

— По своему опыту могу сказать, что проблемы нет. Моей дочке сейчас девять лет, и мы с ней ходим по разным кукольным спектаклям. Она все воспринимает с большим удовольствием, притом что, конечно, сидит во всяких дурацких соцсетях типа «Лайка» и каждый день записывает по два видеоролика. Но при этом театр ее тоже увлекает, как и книжки. Дети многое могут воспринимать одновременно.

— Как выбираете, на что пойдете?

— Если честно, просто смотрю, что нам по времени подходит в театрах, которым доверяю. Я понимаю, где работают хорошие детские режиссеры.

— Какие у вас творческие планы на тюзовскую сцену?

— На днях с артистами мы начали читку «Кукольного дома» Генрика Ибсена. Но я выбрал очень сложную пьесу. Несколько дней уже думаю, как к ней подступиться, но пока в отчаянии и панике — часто в начале работы именно такие чувства. Но надеюсь, что отношения с пьесой выстроятся.

— Как вы выбираете материал?

— Новый материал находить все сложнее из-за того, что я много уже поставил. Обычно сам предлагаю что-то театрам . Часто я предлагаю классические названия, ставшие уже «культурным мифом», еще не зная, как к ним подступиться и про что ставить. Для меня режиссура является процессом познания мира через текст, и когда обращаешься к большой классике, можно быть уверенным, что текст хранит в себе множество смыслов, которые интересно «отмыкать».

Люблю заниматься не только классикой, но и современной драматургией и прозой. Их нахожу по советам или случайно натыкаюсь в финалах конкурсов. Читаю, некоторые произведения откладываю в портфель. Но это не значит, что завтра их удастся поставить. Звезды могут сойтись и через долгое время.

— Вы выпускаете спектакли по всей России. Сейчас придется сузить географию или планируете успевать везде?

— Пока у меня еще есть долги в Новокузнецке. Постановки я уже обещал, а за слова надо отвечать и делать. Дальше — не знаю. У меня же остается еще и маленький театр в Питере (Камерный театр Малыщицкого. — «ВМ»). Я там остаюсь главным режиссером и не собираюсь его бросать! Московский ТЮЗ сейчас прибавился. Генриетта Наумовна и Кама Миронович (режиссеры Генриетта Яновская и Кама Гинкас. — «ВМ») остаются руководителями, а я пока вливаюсь в семью, несмотря на то, что уже называюсь главным режиссером. Есть и другие московские и питерские предложения, поэтому, думаю, по другим городам я через некоторое время стану ездить меньше.

— Много региональных театров же сейчас показывают очень яркие постановки на различных фестивалях. Есть все же разделение на столицу и провинции?

— Нет. В провинциях сохранились театры-дома, в которых люди практически живут. Там прекрасные артисты, ничуть не хуже столичных.

Они с огромным интересом пускаются в любую сложную работу и готовы к современному языку. Благодаря «Золотой маске», когда десятки экспертов отсматривали спектакли и лучшие привозили в Москву, каждый театр мечтал сюда попасть, поэтому постоянно бурлила творческая энергия, желание заниматься актуальным искусством.

На сегодняшний день все региональные театры, с которыми я сотрудничал, — живые организмы, нацеленные на поиски.

— А зрители готовы к смелым экспериментам?

— Зависит от города. Свой зритель, конечно, есть в каждом городе, но в малочисленных городках, естественно, таких людей меньше. Но при этом мы зрителя «выращиваем»! Например, в Новокузнецке, где я работал 10–12 лет, все начиналось с достаточно популистских спектаклей, а чем дальше — тем больше народ готов был смотреть, воспринимать сложное искусство. В небольшом рабочем городе спектакли держатся в репертуаре по 8–10 лет, и залы набираются! Так что это зависит от того, как развивается сам театр и как он взаимодействует с местной интеллигенцией — я имею в виду людей, которые хотят искусства.

Понятно, что в Москве и Петербурге запрос в разы больше, есть и творческие столицы типа Новосибирска или Екатеринбурга, а в городах поменьше зрители растут, если театр идет правильным путем.

— Ваши спектакли сложные по форме, интертекстуальные. В Москве, когда зрители пресыщены, разгадывать головоломки им интересно. В провинции популярнее все-таки больше классические спектакли?

— Нет, я все равно этим не занимаюсь. Конечно, я говорю на сложном языке. Постмодернизм — наше все, и я пользуюсь контекстами, цитированием и так далее. Но при этом все равно рассказываю историю жизни человеческого духа, и она может увлечь любого зрителя. Кто-то считывает одни контексты, кто-то другие. Бывает, что зрители понимают что-то иначе, чем я предполагал, и это тоже здорово — каждый выходит со своей просмотренной постановкой. Тут ведь нет правильного и неправильного.

— На ваш взгляд, не стоит ставить классические спектакли?

— Я в этом смысла не вижу никакого. Мне от этого скучно, потому что для меня театр всегда — разговор о сегодняшнем времени и сознании.

Для всего остального есть музеи, литература — можно прочитать. Но это мое личное восприятие. Пусть растут все цветы. Если кому-то любо заниматься таким театром, то я отношусь к этому с уважением.

— Часто сталкиваетесь со зрительской критикой? Мол, хотели посмотреть Годунова, а оказались в спортзале?

— Я знаю, что она существует, но я с ней не сталкиваюсь. Понимаю, есть люди, которые так относятся, но, в конце концов, они могут прочитать анонс спектакля, увидеть фотографии и не пойти на него! Никто же никого не обманывает. Я занимаюсь именно постмодернистской культурой. Еще не метамодерном, потому что я все еще не понимаю, что это такое. По-моему, имеется в виду тот же постмодерн, но надо же каждые лет десять придумывать новое модное слово.

— Когда вы сами увлеклись театром?

— Уже на на первом курсе Института имени Бонч-Бруевича. Я учился на факультете радиовещания и телевидения. Тогда у меня была девушка, которая любила театр Додина (Лев Додин — художественный руководитель и директор Малого драматического театра Санкт-Петербурга. — «ВМ»). Мы часто ходили на его спектакли, так и включился.

— Бросили институт?

— Да, год отучился и ушел. И попал-то туда по инерции, хотя всегда знал, что хочу заниматься искусством: окончил художественную школу, писал что-то. Режиссуру выбрал из прагматических соображений. Просто тогда подумал, какая из профессий в сфере искусства может давать хлеб. Любой вид искусства ведь — рассказывание историй и их переосмысление с помощью определенного художественного языка. Поэтому я не вижу большой разницы между режиссурой и писательством, например.

— И кино? В «Борисе Годунове» транслируются крупные планы, как будто фильм внутри спектакля.

— Да, я уверен, что у всех видов искусства одна природа. Немного разный язык, приемы, но занимаемся мы одним и тем же. Когда с развитием техники у меня появились те же инструменты, что и в кино, — конечно, я стал их использовать!

— Когда начинаете работать над спектаклем, у вас заранее уже есть понимание, какой конечный результат хотите видеть? Или все рождается в процессе читок?

— Бывает, что концепцию, принцип я придумываю заранее, например в этом спектакле, где как пластическое решение был придуман спортзал. Я пришел на репетиции, уже зная, что будут и видео, и сочетания разных планов. Но иногда просто не успеваю придумать, и все рождается в творческом процессе.

— Прислушиваетесь к артистам или вы авторитарный режиссер?

— Мы всегда сочиняем вместе. Мне важно человека направить в нужную сторону, а дальше происходит совместный процесс познания, а не диктат. Моя задача — вытащить из артистов самих себя, их интеллектуальный опыт погружения в материал, их отношение к нему.

Мне неинтересны сыгранные роли, а важны личности, сознающие себя и свое время через текст и проблематику автора.

ДОСЬЕ

Петр Шерешевский — режиссер, сценарист, драматург, прозаик (некоторые произведения опубликованы под псевдонимом Семен Саксеев). В 1996 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. В 1997–1999 годах работал режиссером в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург).

В 2010–2011 годах — главный режиссер Новокузнецкого драматического театра, в 2014–2016 годах — главный режиссер Государственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск). С февраля 2015 года — главный режиссер Камерного театра Малыщицкого (Санкт-Петербург). С 2023 года — главный режиссер Московского ТЮЗа. Шесть раз номинировался на высшую театральную премию России «Золотая маска» со спектаклями из разных городов.

СПЕКТАКЛИ

Постановки Петра Шерешевского, которые в настоящее время идут в московских театрах:

  • Исход (Московский еврейский театр «Шалом», 2022 год );
  • Мария Стюарт (Московский театр юного зрителя, 2022 год);
  • Ромео и Джульетта. Вариации с комментариями (Московский театр юного зрителя, 2023 год);
  • Маскарад с закрытыми глазами (МХТ имени Чехова, 2022 год);
  • Борис Годунов (Театр Наций, 2023 год).

Повести Петра Шерешевского:

  • Как ты belle… (1998 год);
  • Прянички (2003 год);
  • Пирсинг (2006 год);
  • Блямс, или Трехмерные Микки Маусы (2007 год).
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.