Камень преткновения: в Новом Манеже прошла премьера спектакля «Рыбий глаз»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНа «Арт-платформе» в Новом Манеже прошла премьера спектакля «Рыбий глаз». Это новое театральное пространство из современных авангардных конструкций в Георгиевском переулке активно осваивает молодежь. И в вечер премьеры спектакля тут случился аншлаг. Потому как мистический детектив по пьесе Вячеслава Комкова, который поставил режиссер и художественный руководитель московского театра «Револьвер» Сергей Власов, интриговал сюжетом, местом и временем действия.
Перед нами лаконично проходит история одной как бы простой российской (почти советской) семьи при очень непростых обстоятельствах далеких лихих 90-х годов, времени, по мнению авторов спектакля, всеобщей нелюбви и враждебности.
— Обращение драматурга к 90-м годам прошлого века, к одному из самых драматичных эпизодов новой России в попытке исследования причин возникновения зла, которое висит над миром, как немигающий рыбий глаз, на мой взгляд, знаменательно и неслучайно, — говорит Сергей Власов. — Основной конфликт спектакля я сформулировал как «рыбий глаз или божественное око». Конфликт этот раскрывается в обнаружении целого ряда подмен, которые, в свою очередь, и являются основным механизмом действия бабы Доры, олицетворяющей в пьесе древнее как мир зло.
Да, эта самая 90-летняя баба Дора, которую ярко и даже отважно играет Елена Бобровская, появится в спектакле в расшитом зипуне с кошкой на плече как злобный антипод Богородицы. Как олицетворение той дикой хтони суеверия и страха, которыми полны до сих пор пустеющие российские деревни. Как тот самый «рыбий глаз», который следит за всеми нами, и не только из тины дачного пруда. Неслучайно в свой почтенный возраст баба Дора выглядит лет на сорок, не больше.
Но о ее зловещей роли в истории мы узнаем не сразу. Сначала главный герой — следователь Рудаков (Илья Быков) — вспоминает обстоятельства одного странного дела об исчезновении 11-летнего мальчика Юрки Вешнякова (Антон Бахтин). Его память возвращает события 20-летней давности, когда он помог отыскать ребенка.
Через его рассказ перед нами разворачивается тайная драма семьи Вешняковых, те скелеты, которые спрятаны далеко в ее потайных шкафах. Любовь, ревность, обиды — эти чувства подростков принимают достаточно экстремальные формы. Герой, считающий, что мать (Дарья Кушнерова) больше любит его старшего брата Витьку, не намерен с этим мириться. И тут-то выходит на сцену то самое «зло» в неприглядном образе деревенской ведьмы и требует платить по счетам. Ребенок оказывается заложником ситуации — ведь он появился на свет благодаря тому, что когда-то колдунья спасла его брата очень дорогой ценой, на которую пошла его мать.
Вслед за следователем Рудаковым мы распутываем этот клубок обид и претензий, веры и суеверия. Причем взрослым артистам, играющим подростков в нелепых штанишках, удается передать и радость юной бушующей энергии, и гормональный фейерверк, и накал нешуточного соперничества. В лаконичной форме при аскетичной сценографии перед нами возникает еще одна толстовская версия о том, как могут быть несчастливы семьи и так ли однозначна материнская любовь. А образ камня, подвешенного как Дамоклов меч над головами героев, раскачивающегося, как опасный маятник, иллюстрирует символически эту историю с явным библейским подтекстом.
Камни, кстати, тут повсюду — как символ того, во что превращаются и хлеб, и чувства людей. Героям предстоит сделать непростой выбор: кем пожертвовать по требованию колдуньи — собой или братом. Но Каина тут не случилось, слава богу: нелепый очкарик Витька (Арсен Поляков) спасает ситуацию, сделав свой жертвенный выбор. Не зря молилась бабушка (Дарья Турова), не зря вложила в руку Юрке иконку с Георгием Победоносцем.
Зло отступит, свет восторжествует. И все кончится хорошо, братья выживут и обнимутся. А мистический детектив поднимется на наших глазах до притчи о природе братской и материнской любви, о вере и доверии к Богу.