Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Сказочный мир»: художник по костюмам Васильева — о работе над фильмом «Летучий корабль»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Сказочный мир»: художник по костюмам Васильева — о работе над фильмом «Летучий корабль»
Художник по костюмам Надежда Васильева набрасывает новые эскизы / Фото: Мария Хуторцева / Пресс-служба кинокомпании Рок

Вышедший на экраны 21 марта фильм «Летучий корабль» вновь возглавил кинопрокат за выходные. «Вечерняя Москва» пообщалась с известным художником по костюмам Надеждой Васильевой о ее работе над проектом, а также она поделилась воспоминаниями о муже — режиссере Алексее Балабанове: 65-летие со дня рождения мастера отметили недавно поклонники его творчества.

Наша беседа с Надеждой Васильевой началась с вопроса о ее работе над костюмами для персонажей нового музыкального кинофильма «Летучий корабль», снятого Ильей Учителем по мотивам советского мультфильма.

— Надежда Александровна, каждое кино требует своего визуального решения, какое оно в «Летучем корабле»?

— Это очень радостная и цветастая история. Художник-постановщик Сергей Февралев был у меня на кухне, где вся стенка сделана из ярославских изразцов, он очень заинтересовался ими и создал сказочный мир дворца из «Летучего корабля» из изразцов розового и малинового цвета, к которому подбирались нежные милые оттенки салатового, голубого... А город в фильме уже более яркий и рыночный.

Для костюмов мы с моей коллегой Ольгой Михайловой брали все расцветки старинных ситцев, которые только смогли найти в музеях Иванова. Там их целая коллекция. Потом искали ткани по блошиным рынкам, по собирателям ситцев. Сочетали ткани между собой, добавляя свои принты: забавных птичек и животных.

Это была кропотливая и увлекательная работа.

— У каждой вещи — своя история, всем известно про знаменитый свитер Данилы Багрова из фильма Алексея Балабанова «Брат», найденный вами на барахолке. А есть среди ваших вещей те, что особенно памятны?

— Я люблю вещи с историей. Иногда даже в секонд-хенде такие нахожу: либо вижу историю вещи, либо придумываю ее. Это на подсознательном уровне происходит — понимание, что перед тобой что-то интересное. У меня дома есть вещи, которые я никогда не отдам, потому что они хранят в себе истории. Когда я работала у Ренаты Литвиновой на фильме «Северный ветер», нужно было подобрать костюм для одной из актрис.

«Сказочный мир»: художник по костюмам Васильева — о работе над фильмом «Летучий корабль» Фото: Мария Хуторцева / Пресс-служба кинокомпании Рок

И режиссер вспомнила про одно из моих платьев. Мне его подарил Сергей Сельянов (продюсер, друг семьи Балабановых. — «ВМ») в Венеции на фестивале, где показывали последний Лешин фильм «Я тоже хочу» (тринадцатый и последний фильм Алексея Балабанова, снятый им в 2012 году. — «ВМ»). Мы проходили мимо витрины, где я увидела платье 1930-х годов: крепдешиновое в пол, голубое в белый цветочек. И сказала: «Как я хочу это платье!» Сергей тут же купил его. Я это платье несколько раз надевала. И вот привезла его на съемки.

Актриса в этом платье в кадре должна сжечь письмо. Но при этом она неудачно присела и подпалила подол... С тех пор платье висит в моем шкафу. В нем столько энергии, которая еще с 1930-х годов через самые разные истории собиралась. Думаю, может, когда-нибудь его на кого-то и надену. Но только на очень классную героиню, вроде булгаковской Маргариты…

— Истории есть у вещей, а у имен — символы. В последнем сценарии Алексея Балабанова «Мой брат умер» главного героя, изначально слепого, зовут Петром, как и прозревшего апостола, а для его брата было выбрано самое распространенное имя русских сказок — Иван...

— У Леши каждое имя всегда что-то обозначает, ни одного нет «просто так». Вот и в этом сценарии он думал назвать героев именами своих сыновей — Петр и Федор, но это выглядело бы нарочитым. Поэтому он выбрал имя Иван для второго персонажа. В этом имени заложено ощущение, будто находишься на распутье, и оно помогает понять, куда тебе идти. Я знаю, откуда взялись имена всех персонажей. Тетя Таня — моя тетя, которую мы забрали к себе из больницы, потому что она не могла жить одна в квартире. Карина — наша помощница по дому, которая ухаживала за моей мамой, когда та была лежачей больной, притом с такой добротой и нежностью к нашей семье, что Леша назвал Кариной маму этих мальчиков — Петра и Ивана. Ирина — это Лешина прошлая жена. Папа — важный богатый человек. А кто у нас таков? Михалков...

Леша никогда не брал случайных имен, они все из жизни, все его Белкины и Горенбурги. Но если он давал фамилию отрицательному персонажу, это не значило, что он плохо к человеку относится. Наоборот, это по дружбе. Он не мстил, не злобствовал — вообще не умел этого делать. Просто это был привет тому же Горенбургу, которого он обожал, и Белкину. Они из его жизни, той, прошлой, которую он знал. И говорил, что именно поэтому он про нее и снимает, что не понимает современной жизни. Но вот «Мой брат умер» (работу над сценарием Алексей Балабанов закончил за три дня до смерти, его не стало 18 мая 2013 года. — «ВМ») — это абсолютно современная вещь.

— Творческая работа требует повышенной чувствительности. Если просмотр некоторых фильмов стоит душевного труда, то каково же это — создавать их?

— Леша никогда не акцентировал внимание на том, что ему трудно. Говорил: «Да это не я, это кто-то мне помогает». Когда его спрашивали: «Как вы пишете сценарии?» — отвечал: «Это не я пишу, это кто-то пишет моей рукой». Мне кажется, его фильмы — послание человеку: «Не делай так, иначе будет что-то такое...» Все Лешины фильмы — предупреждения, и показано в них то, что ты сам должен считать: «Это мое, а это — нет. Так я должен поступать, а так — нет». Возьмем фильм «Брат-2», ведь там ясно читается: «Брат всегда остается братом. В любом случае, что бы твой брат ни сделал, как бы ни поступил — он брат. И никакие высшие силы, приказы, ничто не должно разрушить братскую любовь. Вы родились от одного человека. У вас кровь общая»...

«Сказочный мир»: художник по костюмам Васильева — о работе над фильмом «Летучий корабль» Фото: Мария Хуторцева / Пресс-служба кинокомпании Рок

— Как продолжать жить, когда человека, который так много значил, не стало?

— Когда Леша ушел, я поняла, что своими страданиями могу убить своих мальчиков, своих родителей. Поэтому я смирилась с тем, что произошло. И мы выжили. Вообще, я не понимаю, что значит «не стало». Мне кажется, я его ощущаю, могу к нему обратиться. Долгое время не могла открыть в шкаф, где хранились его вещи, попросила убрать его портфель, чтобы не видеть... Жила, словно надев на себя банку, чтобы не расплескать на других обиду, что-то еще. А в прошлом году ко мне пришла Таня Гетман, которая делала выставку «Балабанов» в Санкт-Петербурге, в «Севкабеле». И я банку эту сняла. Залезла во все шкафы, вынула все — оно отлежалось. Я нашла все старые бумажки, все его рукописи. И знаю, что пока не прочту все, а их очень много — дневников и прочего, — я не должна уйти в другой мир.

Впереди у меня целая жизнь с ним, и она будет очень интересной. Я не из тех жен, которые ставят памятники и открывают фонды. Я просто хочу сделать свою жизнь интересной и радуюсь, что мне даже времени не хватает на все. Нельзя тонуть в страданиях и этим добавлять боли другим людям. Надо все время быть в движении. Есть много света, которым можно поделиться.

ДОСЬЕ

Надежда Васильева родилась 29 января 1962 года в Ленинграде. Окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной, курсы повышения квалификации ВГИКа. Работала на «Ленфильме». В 1991 году познакомилась с режиссером Алексеем Балабановым, женой которого вскоре стала. Работала почти над всеми (кроме трех) его фильмами. Сейчас в фильмографии художника по костюмам Васильевой значатся 40 фильмов и сериалов, включая: «По щучьему велению» (2023), «Матильда» (2017), «Мастер и Маргарита» (2005) и многие другие.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.