«Сказочный мир»: художник по костюмам Васильева — о работе над фильмом «Летучий корабль»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВышедший на экраны 21 марта фильм «Летучий корабль» вновь возглавил кинопрокат за выходные. «Вечерняя Москва» пообщалась с известным художником по костюмам Надеждой Васильевой о ее работе над проектом, а также она поделилась воспоминаниями о муже — режиссере Алексее Балабанове: 65-летие со дня рождения мастера отметили недавно поклонники его творчества.
Наша беседа с Надеждой Васильевой началась с вопроса о ее работе над костюмами для персонажей нового музыкального кинофильма «Летучий корабль», снятого Ильей Учителем по мотивам советского мультфильма.
— Надежда Александровна, каждое кино требует своего визуального решения, какое оно в «Летучем корабле»?
— Это очень радостная и цветастая история. Художник-постановщик Сергей Февралев был у меня на кухне, где вся стенка сделана из ярославских изразцов, он очень заинтересовался ими и создал сказочный мир дворца из «Летучего корабля» из изразцов розового и малинового цвета, к которому подбирались нежные милые оттенки салатового, голубого... А город в фильме уже более яркий и рыночный.
Для костюмов мы с моей коллегой Ольгой Михайловой брали все расцветки старинных ситцев, которые только смогли найти в музеях Иванова. Там их целая коллекция. Потом искали ткани по блошиным рынкам, по собирателям ситцев. Сочетали ткани между собой, добавляя свои принты: забавных птичек и животных.
Это была кропотливая и увлекательная работа.
— У каждой вещи — своя история, всем известно про знаменитый свитер Данилы Багрова из фильма Алексея Балабанова «Брат», найденный вами на барахолке. А есть среди ваших вещей те, что особенно памятны?
— Я люблю вещи с историей. Иногда даже в секонд-хенде такие нахожу: либо вижу историю вещи, либо придумываю ее. Это на подсознательном уровне происходит — понимание, что перед тобой что-то интересное. У меня дома есть вещи, которые я никогда не отдам, потому что они хранят в себе истории. Когда я работала у Ренаты Литвиновой на фильме «Северный ветер», нужно было подобрать костюм для одной из актрис.
И режиссер вспомнила про одно из моих платьев. Мне его подарил Сергей Сельянов (продюсер, друг семьи Балабановых. — «ВМ») в Венеции на фестивале, где показывали последний Лешин фильм «Я тоже хочу» (тринадцатый и последний фильм Алексея Балабанова, снятый им в 2012 году. — «ВМ»). Мы проходили мимо витрины, где я увидела платье 1930-х годов: крепдешиновое в пол, голубое в белый цветочек. И сказала: «Как я хочу это платье!» Сергей тут же купил его. Я это платье несколько раз надевала. И вот привезла его на съемки.
Актриса в этом платье в кадре должна сжечь письмо. Но при этом она неудачно присела и подпалила подол... С тех пор платье висит в моем шкафу. В нем столько энергии, которая еще с 1930-х годов через самые разные истории собиралась. Думаю, может, когда-нибудь его на кого-то и надену. Но только на очень классную героиню, вроде булгаковской Маргариты…
— Истории есть у вещей, а у имен — символы. В последнем сценарии Алексея Балабанова «Мой брат умер» главного героя, изначально слепого, зовут Петром, как и прозревшего апостола, а для его брата было выбрано самое распространенное имя русских сказок — Иван...
— У Леши каждое имя всегда что-то обозначает, ни одного нет «просто так». Вот и в этом сценарии он думал назвать героев именами своих сыновей — Петр и Федор, но это выглядело бы нарочитым. Поэтому он выбрал имя Иван для второго персонажа. В этом имени заложено ощущение, будто находишься на распутье, и оно помогает понять, куда тебе идти. Я знаю, откуда взялись имена всех персонажей. Тетя Таня — моя тетя, которую мы забрали к себе из больницы, потому что она не могла жить одна в квартире. Карина — наша помощница по дому, которая ухаживала за моей мамой, когда та была лежачей больной, притом с такой добротой и нежностью к нашей семье, что Леша назвал Кариной маму этих мальчиков — Петра и Ивана. Ирина — это Лешина прошлая жена. Папа — важный богатый человек. А кто у нас таков? Михалков...
Леша никогда не брал случайных имен, они все из жизни, все его Белкины и Горенбурги. Но если он давал фамилию отрицательному персонажу, это не значило, что он плохо к человеку относится. Наоборот, это по дружбе. Он не мстил, не злобствовал — вообще не умел этого делать. Просто это был привет тому же Горенбургу, которого он обожал, и Белкину. Они из его жизни, той, прошлой, которую он знал. И говорил, что именно поэтому он про нее и снимает, что не понимает современной жизни. Но вот «Мой брат умер» (работу над сценарием Алексей Балабанов закончил за три дня до смерти, его не стало 18 мая 2013 года. — «ВМ») — это абсолютно современная вещь.
— Творческая работа требует повышенной чувствительности. Если просмотр некоторых фильмов стоит душевного труда, то каково же это — создавать их?
— Леша никогда не акцентировал внимание на том, что ему трудно. Говорил: «Да это не я, это кто-то мне помогает». Когда его спрашивали: «Как вы пишете сценарии?» — отвечал: «Это не я пишу, это кто-то пишет моей рукой». Мне кажется, его фильмы — послание человеку: «Не делай так, иначе будет что-то такое...» Все Лешины фильмы — предупреждения, и показано в них то, что ты сам должен считать: «Это мое, а это — нет. Так я должен поступать, а так — нет». Возьмем фильм «Брат-2», ведь там ясно читается: «Брат всегда остается братом. В любом случае, что бы твой брат ни сделал, как бы ни поступил — он брат. И никакие высшие силы, приказы, ничто не должно разрушить братскую любовь. Вы родились от одного человека. У вас кровь общая»...
— Как продолжать жить, когда человека, который так много значил, не стало?
— Когда Леша ушел, я поняла, что своими страданиями могу убить своих мальчиков, своих родителей. Поэтому я смирилась с тем, что произошло. И мы выжили. Вообще, я не понимаю, что значит «не стало». Мне кажется, я его ощущаю, могу к нему обратиться. Долгое время не могла открыть в шкаф, где хранились его вещи, попросила убрать его портфель, чтобы не видеть... Жила, словно надев на себя банку, чтобы не расплескать на других обиду, что-то еще. А в прошлом году ко мне пришла Таня Гетман, которая делала выставку «Балабанов» в Санкт-Петербурге, в «Севкабеле». И я банку эту сняла. Залезла во все шкафы, вынула все — оно отлежалось. Я нашла все старые бумажки, все его рукописи. И знаю, что пока не прочту все, а их очень много — дневников и прочего, — я не должна уйти в другой мир.
Впереди у меня целая жизнь с ним, и она будет очень интересной. Я не из тех жен, которые ставят памятники и открывают фонды. Я просто хочу сделать свою жизнь интересной и радуюсь, что мне даже времени не хватает на все. Нельзя тонуть в страданиях и этим добавлять боли другим людям. Надо все время быть в движении. Есть много света, которым можно поделиться.
ДОСЬЕ
Надежда Васильева родилась 29 января 1962 года в Ленинграде. Окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной, курсы повышения квалификации ВГИКа. Работала на «Ленфильме». В 1991 году познакомилась с режиссером Алексеем Балабановым, женой которого вскоре стала. Работала почти над всеми (кроме трех) его фильмами. Сейчас в фильмографии художника по костюмам Васильевой значатся 40 фильмов и сериалов, включая: «По щучьему велению» (2023), «Матильда» (2017), «Мастер и Маргарита» (2005) и многие другие.