Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Картина о жизни»: 50 лет назад на экраны вышел фильм «Калина красная»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Картина о жизни»: 50 лет назад на экраны вышел фильм «Калина красная»
Слева направо актеры: Иван Рыжов, Василий Шукшин, Лидия Федосеева и Мария Скворцова / Кадр из фильма «Калина красная», 1974 год

Прошло полвека с того дня, как на советские киноэкраны вышла картина Василия Шукшина «Калина красная», снятая по его же сценарию. Она стала последней режиссерской работой мастера...

Шукшина не станет через полгода, в октябре 1974-го, всего в 45 лет... Горький юбилей — полвека фильму, ставшему культовым, и полвека как Шукшина нет с нами.

«Калина красная» стала абсолютным лидером кинопроката, фильм посмотрели 62,5 миллиона человек. Для советских зрителей в картине было много необычного, ведь само существование тюремной субкультуры фактически было в СССР табуировано.

Фильм был неким компромиссом между упрямым, несгибаемым Шукшиным и властью: он мечтал сделать кино о Степане Разине, но ему предложили снимать «картину о жизни», причем выделив на нее в шесть раз меньше денег, чем надо, — 289 тысяч рублей.

На съемки отправились в Вологодскую область: в исправительную колонию, ИК 256/5, или «Вологодский пятак». Снимали также в Белозерске и у деревень Десятовская, Тимонино, Садовая и Крохино. Главного героя, Егора Прокудина, Шукшин сыграл сам, Любу играла его жена Лидия Федосеева, Губу— Георгий Бурков, Алексей Ванин — брата Любы, а мать Прокудина — местная жительница Овфимия Быстрова. О некоторых не самых известных деталях появления фильма нам рассказал кинокритик Александр Шпагин.

— Василий Шукшин был, конечно, великим писателем, у него нет ни одного не то что неудачного, а даже «среднего» рассказа. И ему всегда нужна была некая острая, конфликтная история, и выписывал он ее фантастически. Иногда, перечитывая его, я думаю: это же просто какой-то маленький Платонов, потому что каждая фраза у него — это острый, циничный, издевательский парадокс.

Но как режиссер он, как мне кажется, немного «растекался», и кастинг у него был не очень точным. Об этом написал когда-то один из очень хороших кинокритиков советской поры Михаил Блейман, высоко ценивший Шукшина как писателя. Именно ему он адресовал статью «Режиссура — это профессия!!!» — с тремя восклицательными знаками на конце. Со стороны Блеймана это был настоящий крик боли: ну доколе ты, Василь Макарыч, будешь портить свои замечательные рассказы! Впрочем, Шукшин и сам писал большие покаянные статьи о том, как он «испортил» ту или иную картину.

Меньше всего вопросов возникает к его картине «Живет такой парень». Он говорил, кстати, что по замыслу это должна была быть история о том, как человек пытается существующую реальность одухотворить, что на деле никому не нужно, отчего его начинает внутренне «плющить». Но никаких этих терзаний в фильме нет: получилась просто картина о хорошем парне. Что удивительно: Василий Макарович сам все понимал! Но не мог изменить. Видел он и недостатки картины «Странные люди».

А «Печки-лавочки» получились не так, как задумывались, потому что роль там писалась под Куравлева. Но Леонид Вячеславович, бесконфликтный, мирный человек, дал Шукшину по физиономии за неподобающее поведение в подпитии на съемках картины «Ваш сын и брат» и ушел со съемок (рискуя года на три стать неснимаемым). К счастью, ему это простили, и с Шукшиным они помирились, но в «Печках-лавочках» Куравлев решил не сниматься.

В отличие от большинства интеллигентной и не интеллигентной публики, я не фанат «Калины красной», имевшей, конечно, феноменальный успех! Но я читал сценарий и понимаю, что хотел сказать Шукшин и что сказать получилось.

После шестидесятнической вольницы все уже начало угасать, все понимали правила игры и жили по этим правилам; начало 1970-х — серое время, уровень кинематографа упал до невозможности (чтобы к концу 1970-х вырасти). И вдруг на экраны выходит нечто смотрибельное, приятное и народное: «Калина красная»! Это же не что иное, как наш русский шансон! На этой близости души русской к шансону, и базировался успех картины. Именно этим объясним успех картины у народа, а успех ее у интеллигенции был основан на ощущении показанной на экране «подлинной правды».

К тому же над интеллигенцией довлела колоссальная фигура Шукшина-писателя, рассказы которого, невероятно остроумные, все читали с упоением. Остроумна и наполнена юмором и «Калина красная».

«Картина о жизни»: 50 лет назад на экраны вышел фильм «Калина красная» Кадр из фильма «Калина красная», 1974 год

Но что закладывалось сценарием, какая идея, мысль? Что кругом — «все не так, ребята», но это «не так» уже привычно. И только один человек понимает, что все и правда не так, но выразить, что именно не так, не может. Он отсидел, и теперь душа его разрывается, но на самом деле он-то как раз и говорит правильные вещи…

Что, например, вызывает в картине вопросы? Возьмем сцену с дедом. Она была написана очень точно и страшно; дед в ней — дубина совковая, вечный стахановец. Но Шукшин взял на роль этого деда обаятельного артиста Рыжова — и все, сцена «улетела». Дед должен был вызывать неприязнь, а получился живым и понятным.

Или другой важный момент фильма — эпизод «Бордельеро». После того как Егор увидел, кого ему привел официант, сыгранный Львом Дуровым, он должен был, конечно, задать ему «перышком». Какой же это «бордельеро»?! Да и зачем эта сцена нужна? Ответ есть: в сценарии все было иначе. Официант реально приводил к Егору баб, готовых к отношениям, но не проституток, конечно. Было задумано так: их было человек пятнадцать, вялых и неинтересных, и он выбрать никого не смог, заплатил деньги ни за что, и все. И была в этом тоска и экзистенциальность. Но ему разрешили это снимать! Несмотря на эротический характер этой сцены.

И отснятая сцена — представьте! — сохранилась на пленке. Но Шукшин снял ее и мучился: не то и не так! И буквально на следующий день эту сцену заменили другой — когда к столу нагнали Крачковских, и вышло этакое галимое мещанство. И сцена получилась довольно идиотской.

Проблемы возникли и с финалом. Не зря зэки писали ему: Василь Макарыч, фильм у вас отличный, лучше мы и не видели, и мужик вы хороший, но и вас надо на перо поставить, без обид, потому что у нас нет такого закона, чтоб, если человек решил завязать, его — резать… До этого, кстати, был фильм со схожим сюжетом, снятый Владимиром Басовым, «Жизнь прошла мимо», автором сценария которого были Маро Ерзинкян и поэт Платон Набоков, тоже, кстати, сиделец. Герой фильма в той картине отправился сдаваться на зону, и по дороге его убил другой зэк. Этот конец очень был похож на правду. Финал же «Калины красной» несколько надуман. Кстати, некоторое время напуганный «наездами» сидельцев Шукшин жил с охраной: фильм зэкам понравился, но Василий Макарович их обидел, «не по понятиям» сняв финал.

Относился ли сам Шукшин к «Калине красной» критически? Как сказать… Он замолк. Тем более фильм сопровождал такой успех! И спортивный журналист Анатолий Голубев, ничего не понимавший в кино, но назначенный на должность главного редактора «Советского экрана» и превративший его в издание мирового уровня, сделал прекрасную презентацию фильма. Он тоже использовал нестандартные, парадоксальные ходы, и у него почему-то о фильме говорили Ростислав Плятт и Майя Булгакова, а рядом была расположена хвалебная статья знаменитого критика Георгия Капралова. И они все говорили о картине очень хорошо.

Иногда говорят, что «Калина красная» пролежала какое-то время на полке, но это миф. Она сразу была отправлена на союзный кинофестиваль, где получила Гран-при. Кстати, Шукшин тогда заявил, что фильм «В бой идут они «старики» — лучше, и потребовал приз отдать Быкову. Но его успокоили: Василий Макарович, мы дадим два приза, имеем право. И награждены были обе картины.

В чем секрет любви к картине? В ее живом дыхании, живых героях, под линности показанной жизни и, повторюсь, родного русского шансона. Вскоре интеллигенция залюбит до невозможности его представителей: вспомните успех Аркаши Северного, раннего Розенбаума, Вилли Токарева… И жить как блатные мечтали многие, они же люди вольные! Картина, безусловно, попала в русский нарратив. Нам была показана трагедия человека, который понимает лучше других все «неправильности» жизни, но не знает, как их исправить. Понимает разве что ему нужно стать положительным членом общества и практически становится им, сев на трактор. И вот — самое важное: этот фильм несет в себе элементы картины-перевоспитания (привет успеху того же «Холопа»!) Это именно наше кино изобретение и открытие, фильмов-перевоспитаний больше нет нигде! Это жанр, открытый советской властью.

Иногда такие картины были убедительными: так, в фильме «Когда деревья были большими» показывали, что человек, попав в иные «клещи жизни», не может не перевоспитаться. Но происходит исправление не в результате работы на заводе или пахоты на тракторе. В общем, успех у народа фильму обеспечили также простецкость режиссерской интонации, отсутствие откровенно чернушных моментов, жалостность сюжета и вагонно-блатной песни.

СПРАВКА

Александр Вадимович Шпагин родился в 1969 году в Москве, окончил ВГИК, работал в НИИ киноискусства. Кинокритик, историк кино, актер, режиссер и сценарист, автор более 400 статей, посвященных отечественному и зарубежному кино искусству. Много лет знакомил зрителей телеканала РЕН ТВ с неизвестными, забытыми или по разным причинам не дошедшими до зрителей кинокартинами в программе «Премьера, которой не было».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.