Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Он слышал шепот мотыльков: Уникальный прозаик Дмитрий Бакин известен в мире лучше, чем в России

Общество
Он слышал шепот мотыльков: Уникальный прозаик Дмитрий Бакин известен в мире лучше, чем в России
Дмитрий Геннадьевич Бакин (Бочаров) — писатель, вошедший во Всемирную Антологию прозы / Фото: Личный архив

3 апреля на телевидении «Вечерней Москвы» открылась новая программа: «Еще не вечер». Ее гостями будут люди, чьи имена, поступки и идеи не оставят вас равнодушными. Начало же циклу положила беседа двух журналистов — главного редактора «Вечерней Москвы» Александра Куприянова и знаменитого репортера Геннадия Бочарова. Но говорили они не о журналистике. Незримым героем этой программы стал прозаик Дмитрий Бакин, которого, увы, уже нет с нами.

Для начала — слово Александру Куприянову, на этот раз выступающему в роли интервьюера.

— Не будем скрывать: мы с Геннадием Николаевичем, а для меня просто Геком, знакомы много лет. Бочаров — журналист века, издавший массу книг, одна из которых, «Русская рулетка», о событиях в Афгане, была издана в 28 странах! Но сегодня пойдет разговор не о творчестве Гека, а о его сыне — Дмитрии Геннадьевиче Бочарове, писавшем под псевдонимом Бакин. 13 января этого года Диме исполнилось бы 60 лет. А 7 апреля, девять лет назад, его не стало. Его имя знакомо далеко не всем, но именно прозаик Дмитрий Бакин был внесен во Всемирную антологию прозы, изданную во Франции. Мы были с Димой прекрасно знакомы, поскольку много лет дружили с Геком, но я, конечно, и помыслить не мог, талантом какого масштаба обладает этот скромный, тихий, не любивший оказываться в центре внимания человек.

Широкой публике имя Дмитрия Бакина и сегодня не слишком известно, зато оно знакомо писательскому сообществу и критикам, ведь его сравнивали с Камю, Платоновым и Фолкнером, да и рядом других писателей-индивидуалов, собственно и создавших литературу прошлого века. Поток литературы, который возник за последние десятилетия, часто мутен и неразборчив. Впрочем, и такая литература нужна! Но Бакин был другим писателем... Он, кстати, дал в своей жизни только одно интервью, да и то в письменном виде — просто ответил на присланные вопросы. И на вручение премий он не приходил, избегая публичности.

— В общем, Гек, первый вопрос: почему все было так и в чем Дима видел свое предназначение?

— Почему... Известный критик Наталья Иванова ответила на этот вопрос лучше, чем я, припомнив, как порой ведут себя перед микрофоном молодые писатели: он избегал не только публичности, но и контактов с писательским цехом. У него не было контактов ни с журналистами — ну, кроме меня, отца, ни с писателями, за исключением, правда, Евгения Александровича Евтушенко, который звонил ему из Нью-Йорка, когда в Америке издали один из рассказов Димы в журнале «Время и место», и они беседовали о разном, хотя и говорили, что он не общается вообще ни с кем. Еще они общались с Татьяной Никитичной Толстой. И он лично общался с Габриэлем Гарсиа Маркесом, уже ставшим тогда лауреатом Нобелевской премии.

— Ну это потому, что вы дружили с Маркесом, он к тебе даже домой приезжал!

— Да, они вместе с женой Мерседес были у нас дома в гостях, но эта история обошла весь мир не потому, что он пришел к нам домой, когда посетил Москву, а потому, что правительство выделило ему «Чайку» — по тем временам это было верхом уважения к гостю. Но когда он подъехал к нашему дому, в подъезде вырубились оба лифта.

— А жили вы высоко...

— Да, нам пришлось пешком подняться на 16-й этаж, а Маркес был после операции... Я звонил по всем аварийным инстанциям, орал, но без толку. Это был стыд и позор, но, когда мы поднялись, Мерседес сказала: «Габриэль, за время нашего путешествия мы впервые заработали на ужин физическим трудом».

А Дима спускался со мной вниз — встречал Маркеса. У него было перевязано воспаленное ухо, и Маркес, приобняв его, спросил: «Кто из нас из Вьетнама — я или ты?» — он приехал в Москву прямиком оттуда. Когда были переведены «Осень патриарха» и «Сто лет одиночества», Дима был, конечно, потрясен. Но ни о чем таком они не говорили, Дима только вспоминал часто слова Маркеса: «Чем больше меня хвалят в мировой печати, тем больше я убеждаюсь, что никто из них не читал меня». А когда Габриэль с Мерседес уезжали от нас, это после семи часов возлияний, лифт так и не заработал. Мы спустились пешком вниз. Маркес посмотрел на два стоящих лифта, напоминавших два перевернутых гроба, и сказал одно только слово: «Социализм». А перед тем как сесть в машину, он сказал: «Я сожалею лишь об одном, что я не смогу описать главное событие своей жизни — собственную смерть»... Так что вот на такие контакты Дима шел. А писали про него, уже потом, разное, во многих местах написано «водил грузовики»... Откуда это? Он один раз ездил на уборку урожая, где и правда работал на грузовике. А потом он был персональным водителем начальника городской телефонной сети (МГТС) — Виктора Фадеевича Васильева.

— Вот интересно! Когда-то давно мы с Юрием Михайловичем Лепским (ныне — первый заместитель главного редактор «Российской газеты». — «ВМ») делали книгу про Виктора Фадеевича. И я помню, как его сын, Валерий, рассказывал про отца и не раз упоминал некоего Митю, с которым тот советовался по тем или иным вопросам. А Васильев был к тому времени уже профессором... И мы заинтересовались, что же это за Митя такой? А оказалось — это Дима Бакин! И этот профессор, начальник огромного предприятия, с ним советовался!

— Да, все так… А к замкнутости и мироощущению Димы относится и выбор того, о чем он писал и как он писал. О том, что он пишет, не знал никто, кроме меня, — ни бабушка, ни мама не знали. А писал он по воскресеньям — всегда, так-то у него был обычно ненормированный рабочий день. Однажды он дал мне почитать небольшой рассказ «Оружие» — его издали потом не раз в Израиле и других странах. И я дал его почитать Александру Пумпянскому, которого ты прекрасно знаешь, он работал тогда в журнале «Новое время», а главным редактором его был тогда Виталий Игнатенко — позже он стал руководителем пресс-службы президента СССР Михаила Горбачева. И Виталий, и Саша приняли решение, что рассказ нужно немедленно опубликовать.

— А до этого Дима сам не носил никуда написанное, не предлагал никому?

— Никогда, никуда. И это был единственный случай, когда я принял участие в, скажем так, его «продвижении». А еще я тогда работал обозревателем в «Литературной газете», как-то рассказывал о Диме и показал его рассказ «Лагофтальм» коллеге по имени Слава. А она дружила с Татьяной Толстой и показала рассказ ей. Татьяна Никитична его прочитала, позвонила в «Огонек» Виталию Коротичу, и они опубликовали рассказ. Отклик был колоссальный — письма пошли, а знаменитый журнал New Yorker начал выяснять, у кого авторские права, желать приобрести текст.

— Надо объяснить: лагофтальм — это болезнь глаз, при которой веки не закрываются полностью...

— …и человек видит щель, а не мир.

— Да, и этот небольшой по объему рассказ по сути своей, конечно, повесть. С этого-то все и начиналось…

— Да, а еще, говоря о Диминой непубличности, нужно объяснить кое-что и про его псевдоним: почему он не Бочаров? Тут все просто. Я в то время работал в «Комсомолке», тираж ее превышал 18 миллионов в день, печатался я часто, писал о катастрофах, читали это все, так что фамилия «Бочаров» была, как говорится, раскручена. Один негодяй даже этим воспользовался, летал, прикинувшись мной, в Хабаровск бесплатно…

А в Казахстане работал министром специальных строительных и монтажных работ мой друг Евгений Ежиков-Бабаханов, он потом стал заместителем премьер-министра Казахстана. И в ту пору он часто летал из Алма-Аты в Москву — на доклад к союзному министру и, хотя и был депутатом Верховного Совета, останавливался не в гостинице «Россия», а у нас дома. Дима, конечно, его отлично знал, Ежик ему был как дядя. А министром союзным был Бакин. И поскольку Женя, сидя на кухне, всегда говорил: «Я был у Бакина», «Еду к Бакину», «Доложил Бакину» и все такое, и звучало это бесконечное «Бакин, Бакин, Бакин», Дима и взял эту фамилию. В общем, никаких особых секретов.

— Он не считал нужным пиариться?

— Нет, он относился к этому враждебно. Именно враждебно.

— Поразительно: мы были хорошо знакомы с Димой и за столом сидели, но никогда не говорили с ним о слове, а если говорили, то только о бытовых каких-то вещах. Никто и подумать не мог, что этот молчаливый симпатичный парень так сосредоточенно работает. Как он писал?

— У нас была трехкомнатная квартира. Он работал в комнате-кабинете, закрыв дверь, там была собрана библиотека — классика, но философская, начиная с греков. Когда он писал, мы не заходили к нему, ни я, ни мать — Татьяна, если оттуда звучал Генри Перселл — это композитор конца XVII века. Музыка у него была очень тяжелая, трудная, но Дима под нее только писал.

— Кстати, а он же не на компьютере писал, да?

— Я сейчас часто повторяю: высокие технологии оскорбляют мой мозг. И сам пишу по-прежнему — только рукой. Точно так же относился к этому и Дима. Он ничем не пользовался. И даже на вопросы в единственном своем интервью он отвечал письменно, от руки. А работал как... Одну фразу переписывал пять-семь раз.

— Это правда, что он в день мог написать лишь абзац?

— Ну, это был максимум — абзац в день. В книге, что сейчас лежит у тебя, есть потрясающие черновики — там видно, как он работал над каждым словом и предложением и сколько там было правки.

— Тут все же нужно сделать необходимые пояснения. Геннадий Николаевич дал мне не книгу, а, скорее, альбом, ну, или тетрадь…

— …собравшую примерно 75 рецензий на работы Димы, причем как западных, так и российских критиков. А еще в этом альбоме собраны фотографии…

— …которых Дима никогда не давал. Помню, что, когда выходила какая-то его книга, он вместо фотографии своей дал рисунок дерева.

— Да, березы… Был непубличен настолько, что на получение «Антибукера» пошла его жена — Рита, увы, ее тоже нет уже с нами. Дима сидел и ждал ее в машине напротив здания... Первая его книга вышла на французском — в издательстве «Галлимар», где издавался Экзюпери. «Фигаро» отдала ему почти полосу, озаглавив статью «Русский Камю». Ее потом изложила наша «Литературка». Вот так все началось…

— Мы как-то говорили с Димой у вас дома о какой-то ерунде, играх и «стрелялках», и вдруг он так серьезно выдал: «Мы не знаем, чем нам все это грозит…» Он многое видел вперед. Перечитывая его, понимаешь это остро... Он был писатель-пророк? Похоже. Но ведь, Гек, честно: он же был просто шофером, водителем, пусть очень профессиональным, но все же! Да, книги, да, библиотека, но… Как такое могло быть?

— У него за плечами были только школа и самообразование. Я сам не понимаю, например, как он мог, скажем, в одном из рассказов написать о человеке, который уже отсекал все, приняв как данность, что «космос признал вторжение человека», а «океан смирился с тем, что человек измерил его глубину»…

— У него же была простейшая, по сути, биография: школа, армия… И все. В советские времена считалось, что писателем должен становиться, скажем, какой-нибудь геолог, рыбак, тигролов… Неужели все достигнутое Димой — результат только работы ума? Невозможно поверить, там ведь такая глубина и философия!

— И при этом — да, только школа, армия, работа...

Как-то договорился, например, что поедет в Джезказган, чтобы поработать там. Потом все сорвалось, но не суть: я лишь к тому, что иногда он куда-то выезжал, но тоже чтобы поработать водителем. Работал еще после школы санитаром в 50-й больнице и в типографии подмосковной, когда уже болел. И все. Но при этом ты вот говоришь — беседовали о разном. А мы с ним говорили только о литературе. Ну а к моей профессии он относился весьма своеобразно.

— Как? Командировки у тебя были колоссальные!

— Да, я летал по всему земному шару: то НьюЙорк, то Кабул, то Аляска, то Гавайи, 67 стран видел... Казалось бы! А Дима говорил: «Великие перелеты ради незначительных целей». Вот его оценка — он это не признавал. Говорил, что придет время и людям придется привязывать свинцовые болванки к ногам, чтобы они не взлетали в своих иллюзиях, не порывали с землей. Он внедрил в мой мечущийся мозг понятие терпимости земли...

— То есть внешняя канва жизни никоим образом не связана с его творчеством? Но глубочайшие мысли, заложенные в его произведениях, герои… Кстати, вспомнил, героем одного из его рассказов был его дед...

— Да, дед по линии мамы, Яков Яковлевич — у него были колоссальные патлы и борода седая, прожил он 91 год. Диме, когда мы его привозили, он говорил: «Будешь президентом!» Он был лесником и землемером. Был замечательный эпизод в его биографии. В его деревне, где стоял перед лесом 81 дом, райком партии объявил борьбу с самогоноварением. Приехал секретарь райкома к нему домой: «Яков Яковлевич, ты честный человек, составь, мол, списки, у кого на улице самогонные аппараты». Он потом у меня спрашивает: «Шо мине робыть? У мине — два!» У деда было ружье, так что рассказ Дима «списал» с него, настоящего.

— Глубина впечатления, мыслей Димы, Дмитрия Геннадьевича, поражает. А у него были какие-то предпочтения, увлечения в жизни, чем он, может быть, подпитывался?

— Он любил машины, любил писать. Саньку и Дашку любил — детей. Санька — машинист электровоза, мальчишкой еще бегал на железную дорогу возле нашей дачи и влюбился в нее. Его только недавно вытащили силком из кабины и посадили в кабинет, а он рвется обратно. А Даша окончила школу с золотой медалью и учится в Бауманке.

— А у Димы были друзья?

— Школьные были друзья — какие-то полубандиты, двоечники. Ребята были бедные. Дима говорил, что гордился, что у нас долгое время не было дачи! В 10-м классе они с другом поехали куда-то в Текстильщики, вернулся он весь в крови: ему пробили голову, а второму парню повредили ухо. А так у него был знакомый парень-водитель один, к которому он тянулся, да еще друзья мои — например, тот же Ежик, Ежиков-Бабаханов, или физик Галым Абильсиитов — единственный из известных мне физиков, который был лично знаком с Нильсом Бором. С покойным Юрием Дмитриевичем Поройковым, заместителем главного редактора «Литературной газеты», еще он был близок. Юрий Дмитриевич был не только журналистом, но и ученым, философом, очень любил Димино творчество и помогал после его смерти создать его архив...

— А Дима обсуждал какие-то темы? Которые планировал или написал...

— Нет, только один раз в жизни, когда он написал рассказ «Нельзя остаться» (его опубликовал потом «Новый мир», это последний Димин рассказ), он прочитал его нам вслух — матери, ее родной сестре и мне. Он весь свой отпуск потратил на написание этого рассказа. Мать плакала, я понимал, что это сильная вещь... Но я не могу характеризовать его работы. У меня от них ощущение чистой глубины и тяжести.

— Он ждал похвалы?

— Нет. Тогда — прочел, встал и ушел. Кстати, ты в своей книге прекрасной «Гамбургский симпатяга» приписал мне слова, которые на самом деле Дима матери говорил: «Солнышко ты мое беспросветное!» Или он просто мог сказать: «Какая ты красивая!» Особый мир, особое видение. Мы как-то шли с ним поздним вечером, и он говорит: у тебя очки сверкают от любого источника света. А ребенком еще рассказывал, как мотыльки разговаривают друг с другом — он как бы это слышал, и меня это поразило. И на мое 40-летие он написал стихотворение об этом, и все были поражены — как такое возможно написать? Но лично меня больше всего поражает, как он в 45 лет мог написать о человеке, которому 89? Мне сейчас — 88, осенью будет 89. Как он мог в 45 передать мои ощущения сегодняшние, то, что я испытываю в свои полные 88? Откуда он мог знать, как в этом возрасте воспринимаются холод озера или деревья?

— Мы не литературные критики и не литературоведы, не можем на своем обывательском уровне оценить величие и масштаб Димы Бакина как литератора. Ты вообще его отец! Но, конечно, очевидно, что он был Прозаиком с большой буквы.

Он понимал, что выпадает из общего потока, этот «обыкновенный человек»?

— Понимаешь, я видел, что он пытался скрывать свое удовлетворение тем, что его переводят и издают, например, в Мадриде. Через пять дней после его ухода поступила книга из Токио… Вот книга из Берлина, из Парижа… Внешне он был спокоен, тем не менее я видел и понимал, что ему это нравится… Недавно в «Лимбус Пресс» вышла книга «Гонимые жизнью», публикацию которой оплатил промышленник Александр Леонидович Елисеев. А «Страну происхождения» поставили в камерном театре «Среда 21» (продюсер Алексей Малобродский, режиссер Светлана Землякова, директор театра — Татьяна Лукьянова). И поставили классно!

— Скажи, а дети-внуки понимают, что отец и дед был великим писателем? Вы говорите об этом?

— Думаю, они не совсем понимают… Но сказано ведь в Библии: нет пророка в своем Отечестве…

— Мне кажется, мы только со временем что-то сможем объяснить и понять. Дима так рано ушел, огромное горе... Но я предполагаю, что за всем этим стоит некий смысл, разгадать который чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Мир становится все рациональнее, а писатель Бакин исповедовал другие ценности. Они поймут.

— Дима писал, что селевой поток идет, а люди, попавшие в него, стремятся к совершенству. Хотя лично я считаю, что мир погибнет не от взрыва, а от всхлипа.

— Размышляя о Диме и его уникальном творчестве, я подумал, что Бакин — это еще и «бакен». Тот самый бакен на большой реке, на котором зажигался фонарик, и он показывал, куда идти судну. Мы говорим часто о неизбежном самоочищении мира, пусть будет так. Но мир легко забывает своих ярких сыновей — Шукшина, Астафьева, Нагибина. Они тоже были «бакенами». И мы хотим эти бакены возвращать. Скажи, у тебя как у отца есть пожелания к памяти о сыне? О чем ты мечтаешь — о памятнике, собрании сочинений?

— Я хотел бы, чтобы жило то, что он оставил. Добавить он ничего не может — ни буквы, ни звука, ни слова. Ничего неизданного не осталось. В книге «Про падение пропадом» были напечатаны его письма, и в конце собраны его фразы. Он умел сказать точно... Я как-то рассуждал вслух: мол, чтобы встречаться с великими, значимыми людьми, самому нужно быть великим. А Дима просто проходил мимо и услышал эту мою фразу. И говорит: «Ничего подобного. Можно быть просто красивой женщиной». А как-то я восхитился радугой, говорю: «Какая красота, не создать такое». А он ответил: «Можно создать любую красоту, если не думаешь...»

P.S. Видеоверсию беседы можно посмотреть на сайте и в соцсетях «Вечерней Москвы»: VK, OK, RuTube и YouTube.

ЦИТАТЫ

  • Течение реки настолько же успокаивает, насколько пугает течение времени.
  • И вот наступит век, в котором не будет большего греха, чем честность.
  • Все решается само собой, и чем больше об этом говорить, тем дольше это останется неразрешимым.
  • Великая война была самым грандиозным событием в его жизни: перед ней меркло все — и рожденная дочь, и не рожденные дочерью внуки, и космос, принявший вторжение человека, и океан, смирившийся с тем, что была измерена его глубина.
  • Я не желаю видеть знакомые лица, потому что из этих лиц соткана картина моих былых заблуждений.

ДОСЬЕ

Дмитрий Геннадьевич Бакин (Бочаров) — родился 13 января 1964 года в Чистякове Донецкой области, скончался 7 апреля 2015 года в Москве. Российский писатель.

В его первый сборник «Цепь» вошли рассказы «Листья», «Цепь» и «Страна происхождения». Во второй («Страна происхождения») — рассказы «Листья», «Землемер», «Оружие», «Страна происхождения», «Корень и цель», «Про падение пропадом», «Лагофтальм». Дмитрий Бакин не успел закончить работу над повестью «Френсис Крейг, или Флирт с виселицей» и роман «От смерти к рождению».

Был отмечен премиями журнала «Огонек» за рассказ «Лагофтальм», премией журнала «Знамя» за рассказ «Стражник лжи», в 1995 году получил премию «Антибукер» в номинации «Лучшая проза года» за сборник «Страна происхождения», а в 2017-м, посмертно, — Бунинскую премию за сборник «Про падение пропадом» с формулировкой «За яркий творческий вклад в русскую литературу».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.