Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Соблазнять Горбункова должна была Лучко: как снимали фильм «Бриллиантовая рука»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Соблазнять Горбункова должна была Лучко: как снимали фильм «Бриллиантовая рука»
Кадр из фильма Бриллиантовая рука / 1968 год

Легендарный советский киношедевр Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» вышел на широкие экраны в 1969 году и сразу стал лидером проката. «Вечерняя Москва» вместе с историком кино рассказывает, как проходила работа над картиной и что осталось за кадром.

Пересадить на советскую «почву»

Историю о контрабандистах, которые перевозят золото в гипсовых повязках, сценарист и соавтор режиссера фильма Леонида Гайдая Яков Костюковский вычитал в журнале «За рубежом»: так поступали мошенники в Европе. Идея для сценария была хорошая, но было трудно пересадить ее на советскую «почву»: нет смысла переправлять ценности в СССР, где дефицит и особо не разгуляешься...

Но Гайдаю удалось «продать» оригинальный замысел всемогущему худсовету. В заявке на съемки фильма режиссер написал: «В последние годы советский рубль окреп, завоевал солидные позиции». Это обстоятельство вызвало нездоровый интерес к нашей стране профессиональных контрабандистов...» Это сработало, и заявку на картину с рабочим названием «Контрабандисты» приняли!

Худсовет решил единогласно

— Главного персонажа, Семена Семеныча Горбункова, писали специально для Юрия Никулина. На период съемок артист получил полугодовой отпуск в цирке, — рассказывает историк кино Александр Шпагин. — А на роль Геши Козодоева, которого в итоге воплотил Андрей Миронов, руководство Госкино прочило Георгия Вицина. Но Гайдай склонялся к Миронову, потому что понимал, что Геша должен быть молодым человеком — на контрасте со вторым злодеем, Леликом, который старше. Достался Лелик в итоге Анатолию Папанову.

На эту «должность» претендовали еще Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский, но худсовет почти единогласно утвердил Папанова.

Женой Горбункова могла стать не только реальная супруга Гайдая Нина Гребешкова. Рассматривалась также кандидатура Ии Саввиной. Гребешковой не нравилась скучноватая героиня: «Ну что здесь можно играть, все какое-то бело-розовое…» — возражала она. «А такой и должна быть жена!» — строго парировал режиссер.

Дорогая Анна Сергеевна

К выбору актрисы на роль Анны Сергеевны — соблазнительницы Горбункова — Гайдай подошел ответственно. Режиссеру хотелось снять в этой роли Клару Лучко, однако та, прочитав сценарий, отказалась: роль показалась ей легкомысленной. И роковую красавицу сыграла Светличная.

— Я помню кинопробы Клары Лучко на эту роль, — вспоминала Светличная. — Она тоже очень стройная. Но у нас совершенно разные типы красоты. У нас в стране народ больше любит блондинок. Эта роль для меня была неожиданностью. Когда я училась во ВГИКе, думала, что мне предстоит играть драматические роли, но мне хотелось стать известной. И я согласилась.

Халат ушел с аукциона

Любопытно, что на пробах все актрисы были одеты в закрытые купальники, но в кадре, по задумке режиссера, Светлане Афанасьевне пришлось предстать в дерзком бикини. Съемки эпизода проходили в павильоне «Мосфильма». Светличная очень смущалась, ведь по сюжету она не просто поет и танцует в купальнике, но и «теряет» бюстгальтер.

На помощь пришел партнер по сцене Юрий Никулин. «Он заметил, что в павильоне слишком много зевак. Договорился с Гайдаем, чтобы все лишние вышли. А ко мне обратился: «Светка, ну ты чего испугалась? Ничего не бойся, смотри и играй только на меня, я — свой человек...» — вспоминала актриса. В итоге сцену сняли на ура. Знаменитый халат долго хранился на «Мосфильме», пока не был продан на аукционе за 435 тысяч рублей в 2009 году.

«Месть» Мордюковой

Роль капиталистической заграницы — предположительно, Стамбула — в фильме великолепно «исполняют» пейзажи солнечного Баку. Но диковинная речь «иностранцев» — это тарабарщина, которую зрители слышит в фильме, авторы сочинили сами. Если прислушаться, можно разобрать слова — «Крукл скунс табл шляхт мордюк…»

Сын Юрия Никулина Максим, который тоже участвовал в съемках, вспоминал: «По вечерам, после окончания смены, отец и Леонид Гайдай садились на открытой террасе отеля и переписывали сценарий на завтрашний съемочный день. Сюжет они не трогали, но реплики персонажей переделывали довольно отважно».

В таких вечерних посиделках, в частности, разрабатывался «иностранный» язык для сцен главного героя «за границей». Один из диалогов предполагалось перевести так: «Что ты наделал, глупый вонючка!» — «От глупой вонючки и слышу!» Никулин предложил сконструировать фразу так: вонючка — это скунс, значит, должно звучать: крукл скунс табл шляхт! Гайдай предложил еще «усилить» реплику: «Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему мордюк?» — спросил удивленно Никулин. — «А я вчера с Мордюковой поругался», — объяснил Гайдай.

А был ли взрыв

Газетной страницы не хватит, чтобы перечислить все крылатые фразы, разлетевшиеся в народ, «гэги» (комедийные приемы. — «ВМ»), яркие операторские ходы, которыми богата комедия «Бриллиантовая рука». Возможно, Гайдай придумал завершить фильм изображением ядерного взрыва — чтобы «оттянуть» внимание Госкино от творческих находок, из-за которых могли забраковать на приемке картины. В итоге взрыв действительно вырезали, но эпизод со Светланой Светличной, реплика «Руссо туристо облико морале» и другие драгоценные моменты уцелели.

Трудный жанр

По словам историка кино Александра Шпагина, в картине воплощен один из самых сложных жанров.

— Гайдай работал в жанре эксцентрической комедии, — отмечает Александр Шпагин. — Ведь для того, чтобы именно этот жанр был смешным, его юмор должен быть социально узнаваем.

Он должен опираться на определенные архетипы и недостатки нашей жизни. Герои должны быть похожи на нас и наших знакомых, ситуации должны отсылать к знакомым жизненным реалиям. И Гайдай это великолепно понимал. Его юмор максимально ассоциативен.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.