Павел Келлер: При работе с семьей формализм недопустим
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПравительство Москвы завершило модернизацию системы органов опеки и попечительства. В чем преимущества произошедших серьезных изменений для жителей столицы и какую помощь детям и семьям готовы оказать специалисты социальной защиты, «Вечерней Москве» рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Келлер.
— Павел Анатольевич, расскажите, пожалуйста, с чем связана перенастройка системы органов опеки и попечительства?
— Мы всегда старались развивать систему поддержки горожан в соответствии с запросом времени. Перенастройка систем и сервисов не происходит в один день, этому предшествовали длительная подготовка и последовательное воплощение. В 2022 году специалисты семейных центров, а не отделов опеки, стали посещать семьи, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Это было целесообразно, потому что с семьей в трудный момент жизни сразу же начинает работать мультидисциплинарная команда специалистов, которая оперативно разрабатывает программу помощи, куда входят содействие в поиске работы, оформлении льгот и выплат, организация занятий для детей, помощь юристов, психологов, педагогов, медиаторов и многое другое.
Все семьи разные, и нужды их тоже. Первыми результатами такой перенастройки считаю то, что количество детей, оставшихся без попечения родителей в 2023 году, снизилось на четверть по сравнению с предыдущим годом.
Особое внимание уделяется приемным и опекунским семьям. В Москве более 94 процентов детей-сирот воспитываются в таких семьях.
При многих центрах есть службы сопровождения, которые помогают при адаптации в семье приемного ребенка и в случае возникших сложностей. Низкий поклон родителям, которые взяли на себя заботу о таких детях. Мы поддерживаем и детей, и родителей, всегда находимся рядом, но понимаем, что ребенок становится частью семьи, и наша помощь — лишь небольшая толика того, что дает ему приемная семья.
Семейные центры есть практически в каждом районе столицы. Работают они с понедельника по пятницу с 9:00 до 20:00. Можно выбрать любой центр своего округа. А сэкономить время поможет сервис предварительной записи на портале «Моя новая семья». Все специалисты семейных центров, ведущие прием по вопросам опеки, прошли специальное обучение.
Органы опеки должны быть современными, ориентированными прежде всего на нужды детей и москвичей, которым нужна особая поддержка. Раньше один и тот же специалист занимался всеми вопросами: вел прием горожан, готовил документы, посещал семьи дома, принимал участие в судебных заседаниях и так далее. Большую часть времени отнимала бумажная работа, и у сотрудника зачастую не оставалось времени, чтобы уделить должное внимание самому человеку. Мы понимаем, что при работе с семьей формализм недопустим. Ведь ситуации бывают разные: кому-то нужна помощь при смене ребенком имени, а кому-то — максимальная вовлеченность специалиста и индивидуальная программа помощи на протяжении нескольких месяцев.
Правовые вопросы сделок с имуществом детей и взрослых подопечных, снятия средств с их счетов теперь можно решить быстро и комфортно в центрах госуслуг «Мои документы».
Таким образом, когда часть функционала органов опеки, связанная с приемом москвичей и личным участием специалистов в оказании им помощи, была передана в другие структуры, перенастройка завершилась созданием пяти территориальных отделов по вопросам опеки.
— Что такое территориальные отделы по вопросам опеки и попечительства?
— Специалисты каждого из отделов курируют два-три административных округа. Упор в их работе сделан на юридическую поддержку.
В территориальных отделах работают кураторы приемных семей, находятся личные дела, готовятся необходимые документы. Со специалистами территориальных отделов при желании можно связаться по телефону или электронной почте. А еще мы активно развиваем форматы, которые дают возможность пользоваться поддержкой города, не выходя из дома.
Например, видеоконсультации со специалистами органов опеки. Записаться на онлайн-встречу можно на портале mos.ru. На портале «Моя новая семья» работает сервис обратной связи. На официальном сайте департамента труда и соцзащиты размещен лендинг «Опека в новом формате», который помогает москвичам разобраться в произошедших изменениях и сформировать для себя маршрут получения помощи.
— Как изменения помогут приемным родителям и тем, кто только планирует взять в семью ребенка-сироту?
— Если раньше, чтобы получить заключение органов опеки о возможности стать усыновителем или опекуном, москвичи могли обратиться только в отдел соцзащиты своего района два раза в неделю в определенное время, то теперь можно прийти в любой семейный центр округа с понедельника по пятницу с 09:00 до 20:00.
К тому же на этом этапе будущие приемные папы и мамы могут узнать все о поддержке, которую готов оказать им город после появления ребенка в семье, познакомиться со специалистами, занимающимися сопровождением приемных семей.
Экономить время москвичей помогают и цифровые сервисы. Для будущих приемных родителей на портале «Моя новая семья» есть лендинг «Хочу взять ребенка в семью: с чего начать?».
Недавно мы запустили новый формат знакомства будущих усыновителей и опекунов с детьми — «Звонок «аисту». Слушатели школ приемных родителей и горожане, уже имеющие положительное заключение органов опеки, могут связаться со службами семейного устройства центров для детей-сирот и познакомиться с ребятами. Знакомство проходит в максимально комфортной для ребенка обстановке. А будущим родителям формат удобен, потому что они сами могут выбрать время для визита в центр и занятие, к которому готовы подключиться.
Что касается уже сложившихся приемных семей, то теперь все вопросы они могут решать в любом семейном центре своего округа. При этом куратор из органов опеки продолжает находиться на связи с ними.
— Многих родителей пугает само словосочетание «органы опеки». Люди боятся, что к ним придут с проверкой, например, из-за жалобы соседей на сильный плач ребенка. Действительно такие случаи бывают? Или без веской причины опека на приходит?
— В отношении опеки пока еще есть определенные мифы и стереотипы. Но мы стремимся к тому, чтобы опека стала синонимом слова «забота». Если соседи обратятся к специалистам из-за опасений или подозрений, то семью посетят не сотрудники опеки, а специалисты семейного центра. И придут они в первую очередь для того, чтобы узнать, нужна ли семье помощь. Ведь бывает, что семья попала в трудную ситуацию, но родители не понимают, что делать и как преодолеть сложности.
В этом случае сотрудники семейного центра непременно предложат поддержку. Юристы, психологи, специалисты по работе с семьей помогут в решении правовых вопросов, в разрешении конфликтов внутри семьи, подключат карьерных консультантов для помощи в трудоустройстве, пригласят ребенка на занятия в подростковый клуб. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальный маршрут помощи. Важно, чтобы в семье наладилась ситуация, вернулись покой и взаимопонимание.
— А есть ли какой-то контроль за приемными семьями? Проверяют ли то, как живут дети вместе с опекунами?
— Приемным семьям предусмотрена помощь города, дети получают все выплаты и льготы. Специалисты посещают семью, но я бы не называл эти визиты проверками. Задача специалистов — поддерживать связь с семьей, понимать и слышать ее, чтобы вовремя оказывать именно ту помощь, которая нужна. После того как ребенок находит приемную семью, в первый месяц жизни в новом доме мы обязательно договоримся с приемными родителями о визите, узнаем, как проходит адаптация. В течение первого года жизни ребенка в семье его будут навещать раз в три месяца, затем — раз в полгода. Но если поступит сообщение о том, что в семье складывается неблагоприятная ситуация, специалисты придут на помощь и непременно поддержат семью в сложной ситуации.
— Есть ли изменения в требованиях к тем, кто хочет стать приемным родителем? Слышала, что появилось социально-психологическое обследование. Раньше ведь его не было?
— Общие требования для желающих стать опекунами не изменились: как и раньше, они проходят подготовку в Школе приемных родителей, медицинское обследование и собирают необходимые документы. Социально-психологическое обследование введено, чтобы помочь кандидатам в приемные родители оценить ресурсы своей семьи и проработать точки потенциального риска. Важно, чтобы ребенок пришел в семью, у которой на его воспитание точно есть ресурсы, и в тот момент, когда вся семья к этому готова. При этом для некоторых категорий кандидатов в приемные родители прохождение этого обследования не считается обязательным.
Записаться на прохождение обследования можно с помощью специального сервиса на портале «Моя новая семья» на любом этапе подготовки документов. С кандидатами свяжется сотрудник организации, чтобы обсудить дату и время визита семьи в центр, где пройдет первый этап обследования.
На втором этапе специалисты пообщаются со всеми членами семьи дома, включая кровных и приемных детей. После обработки результатов обследования кандидатам выдадут заключение, подробно прокомментируют его результаты, расскажут обо всех точках риска и способах их нивелирования. Специалисты используют тесты и методики, разработанные российскими и зарубежными психологами и широко применяемые в практике психологических обследований.
— А если приемной семье нужна помощь, куда она может обратиться?
— Для приемных семей в столице работают 32 службы сопровождения. Они находятся при центрах содействия семейному воспитанию, столичных семейных центрах, а также некоммерческих организациях и всегда готовы оказать семьям комплексную поддержку. Психологи помогут пройти период адаптации, справиться с возрастными кризисами, не допустить выгорания приемных родителей. Юристы расскажут о положенных льготах и выплатах, помогут защитить права подопечных. Специалисты по работе с семьей подберут для ребенка подходящий образовательный маршрут, подскажут, как раскрыть его потенциал, подобрать занятие по душе.
Наше кредо: «Каждый ребенок должен жить в семье». Поэтому делаем все возможное, чтобы не допустить разлуки ребенка с мамой и папой. Если он все же остался без попечения родителей, как можно скорее ищем ему семью и в дальнейшем поддерживаем ее после принятия ребенка.
ДОСЬЕ
Павел Анатольевич Келлер трудовую деятельность начал в 2005 году. С 2005 по 2006 год работал оператором связи ООО «Связь Сервис». С 2007 по 2008 год был юрисконсультом ООО «АКФ «Стандарт-Аудит». С 2008 по 2012 год занимал должность старшего инспектора, специалиста 1-й категории, ведущего специалиста, главного специалиста, начальника отдела нормотворческой работы и правовых экспертиз правового департамента Министерства труда и социального развития Омской области. С 2012 по 2013 год был советником первого заместителя председателя правительства Омской области.
С 2013 по 2016 год — начальник Управления организации социального обслуживания Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. С 2016 года по настоящее время — заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.
ВАЖНО
В центрах госуслуг «Мои документы» горожанам доступны две наиболее востребованные услуги органов опеки и попечительства. С апреля 2023 года ими воспользовались около 15,5 тысячи раз. Предоставлением услуг службы опеки, связанных с выдачей предварительного разрешения на сделки с имуществом и распоряжением денежными средствами на счетах несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, занимаются специалисты флагманских центров госуслуг, а также дополнительного офиса «Мои документы» поселения Сосенское (ТиНАО).
Самым популярным центром по оказанию этих услуг стал флагманский офис Северного административного округа: туда поступило более 2,5 тысячи обращений.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По сравнению с 2010 годом количество детей, находящихся на воспитании в семьях, выросло в 1,4 раза. В семьях, взявших на воспитание детей-сирот, живут 18,4 тысячи ребят (94,4 процента). Воспитанниками учреждений являются только 1029 человек (5,6 процента). В столице работают 12 центров содействия семейному воспитанию, открыто более 40 школ приемных родителей. К проекту имущественной поддержки присоединились 49 семей, которые взяли на воспитание 361 ребенка. В 2023 году среди участников проекта «Подростки-волонтеры» было 50 детей-сирот.