Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

«Превратился в трагика»: актер Валерий Яременко — о выборе профессии, студенчестве и новой роли

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Валерий Яременко в роли Оргона во время пресс-показа спектакля Театра имени Моссовета «Тартюф, или Обманщик»
Валерий Яременко в роли Оргона во время пресс-показа спектакля Театра имени Моссовета «Тартюф, или Обманщик» / Фото: Динара Кафискина

Валерий Яременко сыграл главную роль в премьере театра имени Моссовета «Тартюф, или обманщик» по пьесе Мольера. Актер, который уже 38 лет выходит на сцену этого театра, рассказал «Вечерней Москве» о работе в новой постановке.

В спектакле «Тартюф, или Обманщик» Валерий Яременко задействован в главной роли — дворянина Оргона.

— Валерий, насколько эта роль стала вам близка?

— Играть мольеровские роли — мечта любого актера. В моем послужном списке уже есть Кризальд из «Школы жен» Мольера, и вот спустя много лет — «Тартюф». В этой пьесе я всегда хотел сыграть именно Оргона.

Честно говоря, я даже не подозревал о существовании прозаического перевода этой пьесы, и для меня было полной неожиданностью, что в спектакле придется говорить прозой (режиссер Евгений Марчелли обратился не к стихотворным переводам пьесы, а к малоизвестному прозаическому переводу 1871 года. — «ВМ»).

Любой сценический материал я всегда рассматриваю с учетом — есть ли в нем место для меня, то есть смогу ли я в нем почувствовать себя гармонично и свободно. И в каждой, даже небольшой, роли очень важна тема, за которую я мог бы зацепиться и уже проявить себя. Но в этот раз мне много чего было непонятно...

— Несмотря на ваш опыт...

— Несмотря ни на опыт, ни на интуицию. Я стал нервничать, рефлексировать: мне элементарно не хватало времени на то, чтобы «присвоить» себе эту роль. По возможности я освободил себя от параллельной работы и даже отказался от новой антрепризы, чтобы серьезно погрузиться в своего Оргона. Как бы это смешно ни звучало, я ощущал себя… беременной женщиной, которая заботится лишь о том, чтобы ребенок родился здоровым. Ура, мой «малыш» появился на свет! И вроде бы с ним все в порядке… Но… Признаюсь, мой новорожденный Оргон все еще из категории тех младенцев, которым необходимо полежать в кувезе. Не думаю, что кто-то из зрителей это почувствовал — всего лишь отражение моего внутреннего состояния...

— Тема сложная?

— Очень. Хотя в целом она мне понятна и интересна. Просто я готовился к комедии, но в очередной раз получил важную драматическую роль. Это история мужчины, который осознает, что жизнь идет на закат, а тут еще и молодая жена, которая только расправляет крылья для полетов. И это серьезное — почти 40-летнее — возрастное несоответствие сказывается во всем: и в понимании себя, и своей значимости, и трагедии, и юмора.

В последнее время я шучу, что после института я пришел в Театр имени Моссовета комиком, а превратился в трагика. Ведь в текущем репертуаре у меня из жизнеутверждающих ролей — только сыщик в «Бременских музыкантах». В остальных я либо помираю, либо схожу с ума — вот и роль Оргона не стала исключением.

У нас получилась история про человека, который проводит своего рода жестокий эксперимент над самим собой и над супругой, а в качестве инструмента приводит в дом Тартюфа. Мой Оргон представляется мне огромной улиткой, живущей в своем бронированном домике и иногда позволяющей вытащить рожки, несмотря на постоянный страх получить затрещину. Только улитка — существо безобидное, а мой персонаж наполнен ядом, созревшим в нем из собственных комплексов и амбиций.

— И сейчас вы работаете над какими-то нюансами новой роли?

— Конечно, чтобы почувствовать себя и свободу в этой роли. В целом, как мне кажется, у нас прекрасный актерский состав, который поверил режиссеру и смело пошел за ним, разрушая привычные стереотипы.

— А давайте вспомним ваши студенческие годы. Вы же, когда учились, трудились дворником. Была в этом острая необходимость?

— Мне просто надоело жить в общежитии. Когда я устроился в ДЭЗ, у меня появилось потрясающее по красоте и масштабам жилье. Помню, многие мои гости спрашивали: «А можно мы у тебя поживем»? На что я отвечал: «Я ушел из общаги не для того, чтобы попасть в нее снова». О, это было чудесное время! Центр Москвы — незабываемая Сретенка, которую я вычищал до блеска, Большой Головин переулок, где счастливо жил и не тужил. И в материальном плане я наконец-то ощущал себя зрелым мужчиной, зарабатывающим своим трудом приличные деньги. Кстати, когда в 1986 году я пришел в Театр Моссовета, мне положили оклад в 100 рублей, а за работу дворником я получал 180 рублей. Я был молод и счастлив!

— Вы родились в Севастополе. Ваш отец был моряком. Никогда не тянуло пойти по его стопам?

— Я бы мог отправиться в Одесское мореходное училище или в Нахимовское военно-морское, но, когда учился в старших классах, понял, что ничего не понимаю ни в математике, ни в геометрии, ни в физике. Да и в моей голове уже тогда поселилась мечта о театре. У моего старшего сына теперь то же самое. Кузьма до позднего вечера занят творчеством, а по субботам посещает киностудию АМЕДИА, собирается стать кинорежиссером.

Что же касается моего младшего, 10-летнего сына Степана, пока он видит себя ученым, который должен создать супертаблетку, и благодаря ей папа долго не состарится и проживет еще несколько жизней.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.