Под прикрытием: как новый закон о дипфейках поможет в борьбе с мошенниками
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНовый законопроект о дипфейках — подделке голоса и изображения с помощью нейросети в преступных целях, вводит уголовную ответственность. Как это поможет в борьбе с этим видом мошенничества, рассказали эксперты.
Мошенники давно используют нейросети, а также различные способы создания и обработки изображений, видео или голоса в преступных целях.
— Плоды научно-технической мысли должны использоваться исключительно в законных рамках. А для тех, кто считает иначе, предлагаем ввести в Уголовный кодекс России дополнительный квалифицирующий признак: совершение преступления с использованием изображения или голоса и биометрических данных гражданина, — пояснил один из разработчиков законопроекта депутат Ярослав Нилов.
Под прикрытием
Иван Сухогрузов, директор департамента кибербезопасности крупной ИТ-компании, пояснил:
— Подделка голоса и даже изображения сейчас, к сожалению, стала реальностью. Технология проста: человек выкладывает в соцсетях какие-то ролики со своим участием и своим голосом в кадре. Эти ролики скачиваются и затем с помощью нейросети создаются другие. Например, в форме видеозвонка. Вам, скажем, звонит с неизвестного номера близкий родственник, говорит, что попал в аварию, потерял телефон и просит срочно перевести деньги. У вас нет никаких сомнений, что звонит именно он, и вы, ничего не подозревая, переводите средства. Но оказывается, что это видео подделка, созданная мошенниками с помощью искусственного интеллекта.
Юрист Московской коллегии адвокатов Сергей Вавилов, в свою очередь, считает, что в поправках в закон смысла нет.
— Какая разница, с помощью чего обманули потерпевшего — голоса, изображения, поддельной записки или, скажем, продали поддельное украшение вместо настоящего. Если факт обмана и понесенного ущерба будет установлен, суд все равно вынесет обвинительный приговор, — считает эксперт. — Единственная, на мой взгляд, проблема — это доказательная база по дипфейкам (deepfake — методика синтеза изображения или голоса, основанная на искусственном интеллекте. — «ВМ»). Вряд ли потерпевшие в момент общения с мошенниками догадаются на всякий случай сделать скриншоты экрана.
Не статья, а розыгрыш
Многие считают, что в результате принятия закона могут пострадать пранкеры Владимир Кузнецов (Вован) и Алексей Столяров (Лексус), порой использующие технологию дипфейка. Напомним, они часто разыгрывают западных политиков. А в последнее время — иноагентов. Алексей Гавришев — адвокат, управляющий партнер AVG Legal, считает:
— Чтобы они понесли наказание, в суде должны быть доказаны факты завладения имуществом или распространения клеветы — когда распространители заранее осведомлены о порочности распространяемых сведений и желают наступления негативных последствий.
Сергей Вавилов уточняет:
— Гипотетически на них могут подать в суд по статье 152 Гражданского кодекса РФ — «Защита чести, достоинства и деловой репутации». Но если процесс состоится, он станет рекламой пранкерам и антирекламой человеку, которого разыграли.
КСТАТИ
Виновным в киберпреступлениях в зависимости от статьи будет грозить штраф до 1,5 млн рублей или в размере иного дохода за период до двух лет либо лишение свободы на срок до семи лет.