Психотерапевт Пилоян рассказала, что скрывают в себе детские рисунки
Сюжет:
Эксклюзивы ВММногие недооценивают творения детей, принимая их за ничего не значащие каракули. Тем временем рисунки через образы и символы открывают двери в бессознательный внутренний мир ребенка. Психотерапевт Анна Пилоян рассказала «Вечерней Москве» основные правила, которые помогут расшифровать значение детских рисунков.
По мнению эксперта, прежде всего важно понять, что рисунок — это частичка «Я» человека, проявленная на листе бумаги.
— Специалисты часто советуют анализ внутреннего состояния ребенка при помощи арт-терапии начинать с рисунка семьи. Я вам посоветую начать со свободного рисунка, так как не всегда ребенку актуальна семейная тематика. Нужно понимать, что человек до 21 года проходит семь возрастных кризисов, а у каждого кризиса свои акценты и ориентиры, поэтому их важнее рисовать ребенку и оценивать взрослому, — отметила Пилоян.
Почему важен возраст ребенка
Знакомясь с рисунком, важно учитывать возраст художника. При помощи творчества можно проследить умственное и психологическое развитие ребенка, сообщила психотерапевт:
- До трех лет дети рисуют линии и круги. В три года дети приходят к пониманию целостности своей личности через «головоногов»: это когда тело и голова представлены единым кругом, к которому пририсовываются руки и ноги. Далее появляется гримаса.
- В четыре года круг заменяется двумя овалами все с теми же ручками и ножками.
- К пяти годам уже увидите полноценную голову, тело с руками и ногами.
- В шесть лет заметно проявляются нос, рот, пальцы.
- В семилетнем возрасте художника тщательно прорисовываются волосы, шея, одежда, появляется объем рук и ног за счет вторых линий.
- Дальнейшая детализация зависит от того, насколько увлечет живописное искусство ребенка.
Как анализировать технику исполнения
По словам психотерапевта, имеет значение положение листа при рисовании:
— Если творение расположено горизонтально, то ребенок осознает происходящее с ним, если вертикально, то у него есть вопросы и недопонимания, некая неопределенность, которая может его отвлекать от всего остального. Важно обращать внимание на размеры рисунка относительно листа: чем он больше, тем увереннее ребенок.
Особое внимание в анализе рисунка уделяется нажиму на карандаш, подчеркнула Пилоян:
- Дети эмоционально чувствительные, быстроутомляемые, астеничные обычно слабо нажимают на карандаш.
- Сильно нажимают активные, импульсивные и требующие внимания.
- У того, кому свойственна частая смена настроения, рисунок будет выполнен разными нажимами на карандаш.
— Также на нажим влияет и тема рисунка, насколько она важна и актуальна для ребенка. Так, порой даже отрицательные темы нормальны. Например, прорисовывать страхи в эмоциональный кризис пяти-семи лет даже полезно. Провокационные рисунки в первом подростковом возрасте тоже ожидаемы, — заметила эксперт.
Важно обращать внимание на образы рисунка и их символы, продолжила психотерапевт:
- цветок в вазе расскажет вам про отношения мамы с ребенком и его готовность к социальной адаптации;
- дерево — про семью;
- лес — про социум;
- солнце — про то, что заряжает ребенка;
- облака — о мечтах;
- горы — о целях;
- звезда — о восприятии ребенком самого себя.
— Символов много, и ребенок сам бессознательно выберет то, что ему важно проработать именно сейчас, — уточнила Пилоян.
Как анализировать цвета рисунка
В основном дети задействуют пять-шесть цветов при сотворении своего рисунка, рассказала психотерапевт. Это позволяет заявить о нормальном уровне эмоционального развития. Больше цветов используют чувствительные творческие личности. Если рисунок создан только при помощи одного-двух цветов ребенком старше трех-четырех лет, то это может указывать на отрицательные эмоции и состояния:
- синий — страх, тревога;
- красный — гнев, злость;
- черный — гнев и страх из-за нарушения границ и неуверенности;
- фиолетовый — депрессия;
- серый — усталость, недостаток положительных эмоций.
А вот некоторые значения цветовой палитры бессознательного:
- белый — начало, обнуление;
- зеленый — начало, рождение какой-то деятельности, деньги;
- голубой — спокойствие через остановку, холодный рассудок, потребность в удовлетворении;
- синий — покой, безопасность, уверенность, самоанализ;
- фиолетовый — фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость, порой обозначает депрессию;
- красный — сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, опасность, активность, переизбыток энергии, привлечение внимания;
- оранжевый — задержка энергии после или перед энергозатратным этапом жизни;
- желтый — оптимистический характер, положительные эмоции, любознательность;
- розовый — расслабление, успокоение, вдохновение;
- коричневый — материнский цвет, чувственная опора ощущений;
- черный — усиление границ, подавленность, протест, потребность в изменениях;
- серый — усталость, безразличие, отстраненность, отсутствие сил.
— Если мы разделим лист на три части по вертикали и на три части по горизонтали, то: по вертикали слева направо находятся прошлое, настоящее и будущее художника, а по горизонтали сверху вниз — ментальный, эмоциональный и рациональный уровни восприятия, — добавила Пилоян.