Будущее московского транспорта: какие поезда будут нужны столице в 2030 году
В столице открылся форум-фестиваль «Территория будущего. Москва 2030». Одна из его флагманских площадок — «Станция Манеж» — посвящена развитию городского транспортного комплекса в ближайшие годы.
Выставка состоит из двух частей. Первая показывает путь пассажира с экспозицией в стиле «было — стало». Посетители могут самостоятельно проследить эволюцию города и его транспортной системы за последнее время.
Вторая часть представлена интерактивной зоной с новинками и транспортными достижениями. Здесь можно создать собственную станцию метро с уникальным дизайном, попробовать управлять городским транспортом на симуляторе, а еще — увидеть, как с помощью робототехники производится автомобиль «Москвич».
Кроме того, жители и гости столицы могут посетить множество лекций и мастер-классов, которые ведут известные урбанисты, эксперты и экологи.
Помимо прочего, на площадке выставлены новейшие образцы подвижного состава. Отдельная часть экспозиции рассказывает об одном из самых масштабных транспортных проектов столицы последних лет — Московских центральных диаметрах. МЦД-1 и МЦД-2 запустили в ноябре 2019 года, а вот МЦД-3 и МЦД-4 только предстоит отметить первый год работы в августе и сентябре. Всего с момента открытия пассажиры совершили по диаметрам 1 миллиард поездок.
Для МЦД модернизируется существующая и создается новая железнодорожная инфраструктура, строятся городские вокзалы, совершенствуются системы оплаты проезда и навигации. Но, конечно, важнейшим условием для комфорта пассажиров является современный подвижной состав.
Насколько новые поезда, которые сегодня курсируют в столичном регионе близки к образу «поезда будущего»? Этот вопрос редакция «Вечерней Москвы» задала заместителю директора центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» РУТ (МИИТ) Александру Чекмареву.
— Не думаю, что поезд будущего должен чем-то серьезно отличаться от уже существующих поездов, выпущенных в последние годы. Поскольку основная задача городского транспорта — безопасная перевозка пассажиров в комфортных условиях. Те поезда, которые у нас сейчас курсируют, уже во многом обеспечивают все эти требования. Они современные, комфортные, оснащены системой кондиционирования, в них достаточно хорошая звукоизоляция, что позволяет без лишнего напряжения как общаться с собеседником внутри, так и говорить по телефону, — отметил эксперт.
По словам Александра Чекмарева, производители подвижного состава постоянно адаптируются к новым потребностям пассажиров. Будь то беспроводные или USB-зарядки, специально оборудованные пространства для велосипедов и самокатов, места для родителей с детьми и многое другое.
— Конечно же, важно, чтобы поезд был надежным и безопасным, а еще чтобы имел современный дизайн. Так сказать, соответствовал духу времени. Этим параметрам наши новые поезда тоже отвечают, — добавил Александр Чекмарев.
Один из центральных экспонатов выставки «Станция Манеж. Московский транспорт 2030» — электропоезд «Иволга 4.0». Поезда этой платформы разрабатывали специалисты компании «ТМХ Инжиниринг» специально для МЦД. Они отличаются плавностью хода, а также низким уровнем шума и вибраций во время поездки. Достичь такого эффекта позволяет пневмоподвеска. Для беспрепятственного прохода из головы в хвост состава конструкторы отказались от тамбуров.
— Каждая новая «Иволга» создавалась при помощи обратной связи с пассажирами, с компаниями-перевозчиками, а также с нашим непосредственным заказчиком — правительством Москвы. В каждой новой модификации мы старались учесть все больше потребностей: добавляли розетки с различными типами разъемов, улучшали эргономику кресел, модернизировали системы оповещения, — рассказала заместитель генерального директора компании «ТМХ Пассажирский транспорт» (входит в АО «ТМХ») Валерия Шарафутдинова.
Именно так в «Иволге» третьего поколения появились специальные разъемы для зарядки электрических самокатов и велосипедов, больше сидячих мест, а также крючки, на которые можно повесить сумку или зонтик, под столиками с беспроводными зарядками. Кроме того, эти поезда способны разгоняться до 160 км/ч и менять направление движения всего за одну минуту, а двухуровневая система управления и два монитора в кабине машиниста делают поездки более безопасными.
Самая новая «Иволга 4.0» очень похожа на предшественницу. Ключевое отличие — все ее вагоны, кроме головного, оснащены тремя дверьми вместо двух.
— Такой поезд очень нужен на маршруте, где люди часто выходят и заходят. Скажем, на маршруте четвертого диаметра, на котором что ни станция — то пересадка на метро, МЦК или другую линию МЦД. Конечно, наличие еще одной двери позволяет ускорить процесс посадки-высадки в разы, — рассказал председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.
«Иволгу» производит Тверской вагоностроительный завод (входит в АО «ТМХ»). Поезда на 97 % состоят из отечественных комплектующих. А вот система управления и программное обеспечение полностью спроектированы и созданы в России. При их разработке использовались решения, зарекомендовавшие себя на серийных электровозах производства ТМХ.
Сейчас увидеть «Иволгу 4.0.» можно на третьем и четвертом диаметрах (поезд по ним запустили в мае этого года), а также на Манежной площади. Здесь посетители узнают о каждом элементе поезда и даже побывают в кабине машиниста.
Выставка «Станция Манеж. Московский транспорт 2030» продлится до 8 сентября.