Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Писатель Евгений Попов: Истинные литераторы у нас не перевелись

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Писатели Евгений Попов и Александр Кабаков (справа), занявшие 2-е место за роман «Аксенов», на церемонии награждения литературной премии «Большая книга»
Писатели Евгений Попов и Александр Кабаков (справа), занявшие 2-е место за роман «Аксенов», на церемонии награждения литературной премии «Большая книга» / Фото: Валерий Левитин / РИА Новости

У него потрясающее чувство юмора и самоирония, за что его давно прозвали «самым веселым анархистом русской словесности». Он знал всех «шестидесятников», поскольку входил в их число, приложил руку к созданию легендарного «Метрополя», он неизменно афористичен и стилистически неподражаем. Наш гость — Евгений Анатольевич Попов, легендарный писатель, драматург и эссеист.

Имя «припозднившегося шестидесятника», мэтра советского андерграунда, издателя знаменитого неподцензурного альманаха «Метрополь» в последнее время чаще звучит в контексте прошлого и в связи с его авторскими биографиями знаменитых друзей — Василия Аксенова, Василия Шукшина и Фазиля Искандера. О настоящем и будущем русской литературы, диктате рынка, гениальных современниках, работавших разносчиками телеграмм, и красивых женщинах мы поговорили с писателем Евгением Поповым.

— Евгений Анатольевич, в одном из интервью вы говорили, что у новых времен масса минусов, но есть и плюсы: при диком количестве публикующегося мусора «любой человек, который напишет качественный текст, будет замечен». Но так ли это, если подумать? Вопрос: почему же тогда у нас качественная проза так часто остается в тени трендового «книгопродукта»? По сути, это ведь та же цензура...

— Цензура, слава богу, запрещена Конституцией РФ, однако «диктат рынка» и усиленное производство «книгопродукта», несомненно, существует и заключается в том, что жадные издатели хотят получать сверхприбыли. Потому и гонят со страшной силой хорошо раскупаемую публикой бойкую монетизированную «литературу», и весьма часто — со скандальной «перчинкой», опасаясь лишь «присматривающих», которые могут осложнить им жизнь. Настоящие читатели знают настоящих писателей. А известно ли просвещенным читателям «Вечерней Москвы», что не только в Москве и Питере, но и во многих других городах нашей огромной страны есть крупные, оригинальные, вполне состоявшиеся литераторы? Знакомо ли им имя живущего в Красноярске Эдуарда Русакова — потрясающего беллетриста, впитавшего уроки Достоевского, Кафки, Чехова и одновременно Вячеслава Шишкова, Виктора Астафьева? А «гуру» молодых писателей, автора блестящей суперкороткой прозы Анатолия Гаврилова, который живет во Владимире и всю жизнь работал разносчиком телеграмм? А известно ли публике, что в далеком Минусинске энтузиасты создали на «медные гроши» издательство и уникальный журнал «Енисейская Сибирь»? «Жизнь опять побеждает неизвестным способом», — написал некогда Даниил Хармс.

Единственный показатель значимости писателя — это качество его текстов. Я тут задал вопрос своим студентам в Литинституте (куда меня, кстати, в свое время не приняли два раза): за кого был Данте, за гвельфов или за гибеллинов*? Никто не смог сразу ответить, не сунувшись в Википедию. Так вот, гвельфов нет, гибеллинов тоже, Данте давно покинул сей вещный мир, а его «Божественная комедия» существовала, существует и будет существовать вечно. Это в литературе обычная вещь. «Ведь мы играем не из денег, а только б вечность проводить...» — писал Пушкин. Спасибо новому времени и за отсутствие цензуры, и за то, что писателей перестали сталкивать лбами, как некогда Аксенова с Шукшиным или Шолохова с Солженицыным. Это все — наше. «Гамбургский счет» существовал и будет существовать. Иное, как выражался мой друг Александр Кабаков, — «действующая модель художественного произведения в натуральную величину». Хороших писателей — много, выдающихся — мало.

— В ваших рассуждениях с Кабаковым об Аксенове звучит такой диалог: «За что любили женщины Аксенова?» — «Он — чрезвычайно романтический персонаж и романтический писатель, а романтиков все любят, особенно женщины. Причем это могут быть романтики чего угодно. Романтики хождения в горы, романтики оголтелого пьянства, романтики любви». Были ли романтиками Шукшин, Искандер, Евтушенко, Ерофеев?

— Шукшин, Искандер, Евтушенко, Венедикт Ерофеев, несомненно, были романтиками.

— А вы и ваш персонаж писатель Гдов?

— Про себя — не знаю. Наверное, тоже. Ведь я окончил Московский геологоразведочный институт, МГРИ. С юности знал песни Алика Городницкого, Юлия Кима, Юрия Визбора. Гдов — это всего лишь мой персонаж, хоть и именуется писателем. Писатель и его персонаж существуют в разных мирах, иногда не соприкасающихся. Для меня, например, все без исключения политики и другие «творцы истории» — персонажи. Разные профессии. Я их могу описать, а они меня — нет. Будут лепетать нечто наукообразное вроде «аполитичный анархиствующий элемент». А уж я их изображу, как Гоголь Акакия… при желании. Среди них не так уж много оригинальных ярких личностей, способных стать прототипами персонажей…

— Между «шестидесятниками» и современностью примерно такая же дистанция, как между Пушкиным и Брюсовым. Можете набросать краткий портрет той эпохи, описать ее атмосферу — для тех, кто уже не очень хорошо все это себе представляет?

— Я такой дистанции не ощущаю. Есть, как всегда, просто хорошие писатели, в том числе и «шестидесятники», а есть выдающиеся. Выдающемуся писателю нового поколения Василию Авченко, живущему во Владивостоке, 44 года. Поэту, прозаику, эссеисту Михаилу Гундарину — 55. Автору трех уникальных романов Артемию Леонтьеву 31 год, и он уже успел повоевать на Донбассе, вернулся, слава богу, живой. Я их уважаю и понимаю, а они, надеюсь, меня. Меняются прически, моды, привычки, но не суть человеческая или писательская.

— Бытует миф, что «шестидесятники» — это в основном про диссидентство. Но что их объединяет, помимо этого? Возможно, свободолюбие, акцент на частном человеке (не хочется говорить «маленьком», там все большие и великие), романтика, настоящая маскулинность и феминность, что-то даже из итальянского неореализма или вестернов Сержио Леоне...

— Знаменитые «шестидесятники», с которыми я был близок, мои старшие товарищи — Аксенов, Алешковский, Ахмадулина, Битов, Вознесенский, Евтушенко, Искандер, Шукшин — диссидентами не были, с финкой на паровоз не перли. Им были даны огромные таланты и возможности, но они оставались обыкновенными полнокровными людьми: влюблялись, страдали, радовались, грустили. Общего между Аксеновым, Искандером, Астафьевым, Шукшиным, Феллини, Тарковским, Фассбиндером и даже упомянутым Серджио Леоне больше, чем различий. Творчество — главный сюжет жизни, для этого живут все люди. И простые, и великие. Творчество — вечность. Кузнец или шофер тоже творцы. Это нужно понимать, избегая смертного греха гордыни.

— Вы, как и ваш друг и учитель Аксенов, вставляли в книги множество баек из жизни друзей. Среди нового поколения прозаиков такое сложно себе представить; они больше про одиночество, про чувство собственной исключительности, часто про мистический опыт... С чем связана такая трансформация?

— Чувство собственной исключительности должно быть реальным, а не воображаемым. «Одиночество! Как ты перенаселено!» — много лет назад съязвил польский писатель Станислав Ежи Лец. Новоявленные мистики насмотрелись дешевых западных фильмов и лудят под это свою скучную «фанеру». Остроумные байки о друзьях и совместных приключениях — это достоверные жизненные детали, что у «шестидесятников», что у толковых «нынешних». Настоящая проза и сильна деталями, а не мечтами о наилучшем устройстве или скучным советским (антисоветским, разницы нет!) бла-бла-бла. Писателю не надо «пасти народы». Нынешние «пастыри» зачастую сами в этом нуждаются, да и пишут так скучно, что читать неохота. Редко кого читать охота! Фамилии знаю, но не назову. Все теперь такие обидчивые!

— Можно вопрос о женщинах? Вы пишете, что «женский сюжет есть главный, если и не всей нашей жизни, то всей русской литературы». Какое значение он имеет для вас?

— Бог есть любовь. И женщина — любовь, какой бы стервой она ни являлась. Так изначально был устроен мир, и если кто не желает его таким принимать, так на то его воля. Пусть только не жалуется на отчуждение.

— А как вы относитесь к движению феминисток и к идее, что женщины и мужчины принципиально ничем друг от друга не отличаются, а все определяют разные социальные предписания?

— Социальные предписания властвуют над теми, кто принимает их за чистую монету. А идея, что женщины ничем не отличаются от мужчин, — завиральная. Это видно, извините, даже в бане.

— В биографии Шукшина «Василий Макарович» вы выделяете распространенные тогда женские типажи: «розанчики», «невинные стервы», как завистливая продавщица в рассказе «Сапоги». Сейчас какие-то новые типажи замечаете?

— Многие больные горем от ума «новые люди» самонадеянно полагают, что раз они дожили до третьего тысячелетия, интернета, электронной почты, то, дескать, все знают. Новый типаж — это комплекс «училки». На самом деле почти все в этом мире — тайна. Женщина, мужчина, любовь, писательство, религия, рождение и смерть. Подлинные творцы это понимают и будут понимать. Жизнь вечна, что бы нам ни плели «училки» и атеисты всех мастей.

— У вас есть такая фраза, что кому-то из героев была присуща «любовь не к людям, а, наоборот, к изобразительному искусству». Любовь к искусству и чистой эстетике способствует некоторой мизантропии или ей вызвана?

— Любить нужно все-таки людей. А без искусства вполне можно обойтись даже при наличии мизантропии, лишь бы люди жили по-человечески, не грызли друг друга и чтоб у них была колбаса и туалетная бумага, чего в СССР отродясь не имелось, а части молодежи кажется, что «так не может быть», что это злобное «шестидесятническое» преувеличение.

— А что вы думаете о постмодернизме? Сейчас постмодернистов стали ругать за ироничность, релятивизм, небрежное отношение к этике. А он у нас был когда-то?

— Для меня постмодернизм — химера, как и соцреализм. Было время, когда меня представляли как образцового постмодерниста за сочинение «Накануне накануне», где я песьей сатирической рукой переписал знаменитый роман Тургенева, потому что считаю «офранцузившегося либерала» Ивана Сергеевича плохим писателем, не достойным находиться в одном ряду с Достоевским, Толстым и Лесковым. «И они пожали друг другу руку», — пишет он в своем «Накануне». У них на двоих была одна рука?

— Михаил Гундарин написал книгу о вас, называется «Солнце всходит и заходит. Жизнь и приключения Евгения Попова, сибиряка, пьяницы, скандалиста и знаменитого писателя». Про пьяницу и скандалиста — подтверждаете?

— Подтверждаю. Скандалист — явствует даже из этого интервью. Моя аксиома, что «алкоголизм погубил Россию, а пьянство — спасло», очень нравилась Ахмадулиной. Правда, я сейчас почти не пью. Свою бочку выпил еще до знакомства с Гундариным, который очень талантлив и является живым опровержением идиотского мнения, что русская литература кончилась. Все мои перманентные скандалы были только литературными, хотя меня иногда сдуру и считали диссидентом. В 16 лет — литературный журнал в Красноярске, за что меня выгнали из комсомола, в котором я отродясь не состоял ни до, ни после. В 32 — тоже чисто литературный альманах «Метрополь», который мы составили с Аксеновым, Битовым, Ерофеевым, Искандером, Ахмадулиной, Высоцким из рукописей отнюдь не антисоветских, но отвергнутых по причине трусости официальными изданиями. За что меня и исключили из Союза советских писателей.

— Какие вехи своей биографии вы считаете самыми значимыми: учебу на геолога, издание «Метрополя», дружбу с Аксеновым и Шукшиным?

— Что значит «учеба на геолога»? Я дипломированный горный инженер. Хотя и недолго работал по специальности «на просторах родины чудесной» (Алдан, север Эвенкии).

Василий Шукшин и Василий Аксенов — вот два моих литературных учителя. А скандал с «Метрополем» раздули официальные властвующие тогда писательские дураки и мерзавцы, чьи имена теперь, когда прошло более сорока лет, вам вряд ли что-нибудь скажут. Разумеется, сделать это им позволила власть, которая и навернулась, не прошло и десяти лет. Послушали, почитали бы «метропольцев» — Ахмадулину, Высоцкого, Битова, религиозного философа Тростникова, меня, наконец (от скромности я не умру!), — глядишь, и уцелела бы страна, которая развалилась в том числе и благодаря этим чудакам через букву «м» из Союза писателей СССР.

— Что исчезло из литературы, какой оптики и типа героя сейчас не хватает?

— Из литературы о людях ничто исчезнуть не может. Мне всего хватает. А чего не хватает, того мне и не нужно. Новые русские — это старые русские, в какие бы одежды ни рядились. Благородный человек остается благородным, скотина — скотиной. Все узнаваемо, и все узнаваемы.

— Вы родились и выросли в Сибири. Как считаете, есть сибирский характер? Сибирский литературный миф и школа?

— У меня две малые родины: Сибирь и Москва. И одна большая — Россия. Сибирский характер есть. Равно как и московский, питерский, поморский, кавказский. В этом плюс России — империи от моря до моря. Пусть здравствует Россия, пусть здравствует Москва и ее «Вечерка». Я люблю свою страну. Мы выстоим. Все будет хорошо.

ДОСЬЕ

Евгений Анатольевич Попов родился 5 января 1946 года в Красноярске. Писатель, драматург и эссеист, редактор, геолог. После окончания Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе в 1968 году, работая геологом, создал множество рассказов. Первая публикация в журнале «Новый мир» (1976) с предисловием Василия Шукшина принесла ему всесоюзную славу. Принятый в Союз писателей в 1978 году Попов через семь месяцев был из него исключен за создание легендарного неподцензурного альманаха «Метрополь», вышедшего на Западе. В 1988 году восстановлен в Союзе писателей. Лауреат премий «Триумф» и «Большая книга».

ТОП-10

Самых известные произведения Евгения Попова

  • Веселие Руси. Рассказы (1981)
  • Жду любви не вероломной. Рассказы (1989)
  • Самолет на Кельн. Рассказы (1991)
  • Ресторан «Березка». Поэма и рассказы о коммунистах (1991)
  • Душа патриота. Роман (1994)
  • Тихоходная барка «Надежда». Рассказы (2001)
  • Накануне накануне. Сборник повестей и романов (2001)
  • Мастер Хаос. Роман (2002)
  • «Опера нищих». Рассказы. Беседы. Случаи. (2006)
  • Аксенов (в соавторстве с Александром Кабаковым) (2011)

* Гвельфы — ремесленники, торговцы, купцы, некоторая часть знати. Направление их деятельности — поддержка папы римского и уменьшение влияния императора Священной Римской империи. Гибеллины — дворянство и знать. В противоположность гвельфам поддерживали императора и его власть.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.