Мистика по сходной цене: почему россияне доверяют астрологам и гадалкам
Сюжет:
Эксклюзивы ВМДепутат Госдумы Виталий Милонов призвал привлекать к уголовной ответственности за публикацию астропрогнозов и натальных карт, назвав астрологов «инфоцыганами». Но почему им верят?
Милонов охарактеризовал астрологические прогнозы как «интеллектуальное мракобесие, приправленное идеями инфоцыганства», и предложил ввести уголовное наказание за их распространение. Кроме того, депутат выразил мнение, что астрологами может руководить «кто-то из-за рубежа», поскольку это выгодно, так как позволяет манипулировать сознанием людей. Депутат добивается принятия закона о запрете рекламы ясновидящих, ведьм и экcтрасенсов.
Согласно Большой советской энциклопедии, астрология — «ложное учение, согласно которому по расположению небесных светил, главным образом планет, якобы возможно предсказывать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов». Что интересно, в Большой российской энциклопедии астрология называется уже просто учением. Возможно, потому, что многие в нее верят. А еще смотрят «Битву экстрасенсов». Почему люди это делают?
— Потому что хотят отдохнуть, только и всего, — считает завлабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин. — Вот зачем люди в 1990-х в тетрис играли? Расслабиться. А теперь они читают гороскопы. Тем более что астрологи любят давать благоприятные прогнозы, говорить, как все будет хорошо: денег прибавится, наладится личная жизнь. Так почему бы это не почитать и не послушать? Что касается «Битвы экстрасенсов», то это просто шоу. Вряд ли большая часть публики воспринимает этих людей всерьез.
Кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев считает, что не все так однозначно.
— Есть немало людей, кто не только верит в гороскопы, но и следует их советам. А «Битва экстрасенсов» — одна из самых популярных программ на российском телевидении в целом, — рассуждает эксперт. — Почему людям это близко? Обращаясь к астрологам, магам и гадалкам, они хотят узнать будущее и снять тревожность. Почитайте новости в интернете, посмотрите телевизор: войны, наводнения, глобальное потепление, отключили свет, ДТП, крушение поезда... С одной стороны, аудитория именно этого и хочет, иначе бы СМИ в принципе исчезли: раз это потребляют, значит, это нужно. С другой стороны, человек хочет в этом нестабильном мире как-то себя стабилизировать. Ходить к психологам у нас по большому счету не принято. Истинно верующих людей, для которых «на все воля Божия», а значит, беспокоиться не о чем, довольно мало. Отсюда внимание к гадалкам, экстрасенсам и астрологам. Именно они дают пусть и примитивную, но понятную картину мира. Заболел? Значит, сглазили. Плати копеечку, от сглаза избавлю. И ведь действительно избавляет! Если человек искренне верит, что после определенной магической процедуры ему полегчает, ему реально становится легче. Не зря ведь в Библии сказано — «по вере вашей и воздастся вам».
Как пояснил Виталий Караев, всевозможные прорицатели прекрасно приобщаются к требованиям времени.
— Слово «гадалка» уже не в моде. Сейчас эти женщины, как правило, «православные ясновидящие», хотя к православию никакого отношения не имеют. Иногда они и вовсе «коучи» по общению с астральным миром. Вариаций названий много, — пояснил эксперт.
Психолог Регина Заславская рассказывает, что гадалки и ясновидящие работают, как правило, по одной нехитрой схеме.
— Ну, понятно, антураж: полутьма, горящие свечи, иногда — «мистические» картинки или иконы на стенах. Клиент должен увидеть интерьер, максимально отличающийся от привычного, за это он и платит, — рассказывает эксперт. — Затем «ясновидящая» начинает с клиентом общаться, стараясь задать побольше вопросов, выяснить его потребности, конкретные желания и страхи. После того как представление о клиенте складывается, ему, как правило, говорят то, чего он больше хочет услышать. Ведь человек зачем к гадалке пришел? По сути за психологической поддержкой. Ну вот гадалка и поддерживает, дает надежду. И забрасывает какой-нибудь крючок, чтобы клиент пришел снова.
Как пояснила эксперт, гадалки используют несколько простых трюков.
— Ну, например, с глубокомысленным видом говорят: «Вижу, вижу, у вас проблемы!». Конечно, проблемы, если он к гадалке пришел! Но клиент, как правило, начинает думать, что гадалка «все знает», — рассказывает психолог. — Второй прием — напугать. Клиенту говорят, что на него «наведена порча», порой даже «порча на смерть». Затем ему популярно объясняют, что проблема решаема, и нужно только заплатить.
Есть и другой всегда работающий прием. Гадалка говорит: «Вижу, вы очень талантливы. И вижу, что вас не ценят. В вашем окружении есть человек, который вам завидует».
— По сути она говорит вещи, которые подходят всем. У всех какие-то таланты, практически у всех они или не раскрыты, или раскрыты не до конца. У всех есть друзья, и среди этих друзей, да, есть завистники. Это нормально: люди завидуют друг другу. Но клиент этот набор банальностей воспринимает как откровение.
Довольно хитрый прием — работа «без предоплаты». Гадалка говорит, что готова помочь «от чистого сердца», и начинает совершать какие-то шаманские действия, демонстрируя «мистическое усердие». Клиент проникается уважением — надо же, как сильно «забесплатно» старается, видно, хороший честный человек! В результате, как правило, платит больше, чем по обычному тарифу.
Почему люди верят в гороскопы? Еще в ХIХ веке ученые открыли так называемый эффект Барнума. Финеас Барнум жил в США и работал директором цирка. Он активно прибегал к различным мистификациям. Например, Пинхеда Зипа, карлика с микроцефалией, он одевал в пушистый костюм, а затем сажал в клетку с обезьянами, приказав визжать погромче и греметь прутьями. Барнум заявлял, что Пинхед — «недостающее звено в цепи развития», где-то между человеком и обезьяной. И вообще его поймали в Африке. И публика верила! Впоследствии американские психологи назвали в честь Барнума психологический закон, который формулируется так: «Человек склонен верить в общие, расплывчатые, банальные утверждения, если они основаны на малопонятных для него умозаключениях». Никто не понимал, как может остаться в живых «недостающее звено в цепи развития», но понимания и не требовалось. Верьте в чудо — и все тут!
Вывод: астрология, гадания и разного рода астральная помощь — это бизнес. Хотите чуда — деньги в кассу. Только вот чудо будет липовым.
СЕРАЯ ЭКОНОМИКА
Объем рынка оккультных услуг в России приближается к 2 триллионам рублей в год. Больше того: он растет примерно на 20 процентов в год. Хотя это серая экономика, и более точную статистику привести невозможно, пояснила доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Плеханова Анна Цветкова. Примерно 60–70 процентов рынка оккультных услуг занимают гадалки: на картах Таро, по руке, по звездам и т.д. Еще 15–20 процентов — проведение разнообразных обрядов: снятие порчи, привороты, отвороты и т.д. Оставшаяся доля рынка — оккультно-магические практики: наведение проклятий, общение с духами, лечение энергетическим воздействием, информация о пропавшем человеке по его фото и прочие чудеса Вселенной.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман Лункин, религиовед ведущий научный сотрудник Института Европы РАН:
— Все традиционные религии отрицают гороскопы. Ведь что такое гороскоп? Это предсказание будущего. Но если ты знаешь будущее, то, очевидно, выстраиваешь свою жизнь в соответствии с этим знанием. Ну, например, не отправляешься в запланированную поездку, потому что Меркурий ретроградный. А если ты действуешь в соответствии с прогнозом, то, согласно, скажем, христианской доктрине, лишаешь себя свободы воли, которой наделил Господь. Ты отходишь от образа Божьего. Конечно, это не приветствуется. Как Церковь, например, не приветствует святочные гадания. В целом, согласно всем традиционным религиям, заглядывание в астральный мир — это большой риск. Ведь там человек встречает разные астральные сущности. В том числе — бесов, которые способны оказать на него влияние. Да, Милонов перегибает палку: привлекать к уголовной ответственности астрологов и тех, кто распространяет гороскопы, — это слишком. Но посыл у депутата верный. Он предлагает обществу задуматься: а кому вы верите?