Главное
Истории
Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Художник Бэнкси

Художник Бэнкси

Спортивный стиль

Спортивный стиль

Как отдыхали в СССР?

Как отдыхали в СССР?

Театр мимики и жеста: тонкости репетиций и закулисной жизни

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Театр мимики и жеста. Участники репетиции спектакля «Пиковая дама». На первом плане сидят: актриса Ольга Тимофеевв, режиссер Александр Буслаев, актер Вадим Николаев и диктор Юрий Шелковников. Стоят актеры: Игорь Стрелкин, Ольга Вологжина, Алексей Лемешев, Максим Тиунов, Юлия Агапова, Анастасия Заитова, Сергей Семененко
Театр мимики и жеста. Участники репетиции спектакля «Пиковая дама». На первом плане сидят: актриса Ольга Тимофеевв, режиссер Александр Буслаев, актер Вадим Николаев и диктор Юрий Шелковников. Стоят актеры: Игорь Стрелкин, Ольга Вологжина, Алексей Лемешев, Максим Тиунов, Юлия Агапова, Анастасия Заитова, Сергей Семененко / Фото: Екатерина Хорошилова

В столице есть уникальное место, где можно увидеть творчество профессиональных слабослышащих артистов, — Театр мимики и жеста. Здесь проходят спектакли на жестовом языке, но при этом сопровождают постановку дикторы, которые делают действие понятным слышащим зрителям. Корреспондент «Вечерняя Москва» побывала на репетиции и узнала обо всех тонкостях закулисной жизни необычного театра.

Театр мимики и жеста найти несложно — путь от станции метро «Первомайская» указывают афиши на стендах вдоль всего маршрута. Дорога кажется незаметной, ведь все это время внимание, скорее всего, будет поглощено рассматриванием постеров, по которым сразу можно определить настроение постановки: детская красочная сказка «Конек-Горбунок», необычное современное прочтение «Ревизора» или же наполненная символизмом и метафорами «Пиковая дама», премьера которой состоялась в начале сентября.

Этот спектакль готовится в год 225-летия Александра Пушкина в рамках проекта «Поддержка Театра мимики и жеста», финансируемого Министерством культуры РФ за счет субсидии из средств федерального бюджета. На репетиции этой постановки нам и посчастливилось побывать, чтобы увидеть, как ведется работа в уникальном театре.

Заглянем за кулисы

Нас встретил главный режиссер театра Александр Савельев. Сначала мы оказались в зрительском фойе, где установлены большие стенды с эскизами художника по костюмам. На выставке Гавриила Агуфа представлены яркие образы фантазийных героев разных спектаклей, наброски, которые часто создаются «в стол», но теперь их может увидеть и зритель. Все его работы выполнены в узнаваемой манере — четко очерченные силуэты при близком рассмотрении превращаются в детализированных до мельчайших подробностей персонажей, каждый из которых имеет выразительную эмоциональную окраску.

— Мы решили сделать эту экспозицию в фойе, поскольку нам важно показать, как много есть талантливых слабослышащих людей, взгляд которых на мир отличается от нашего, и при этом слышащим людям соприкосновение с их искусством и творчеством позволяет увидеть в этом мире что-то очень важное, что мы часто пропускаем на бегу, — отметил Александр Савельев.

Потом мы зашли в зрительный зал, чтобы познакомиться с процессом репетиций, обычно скрытым от глаз зрителей, понаблюдали за рождением магии спектакля. С колосников (так называются механизмы над сценой) спускались воздушные белые драпировки, среди которых артисты под руководством режиссера Александра Буслаева выстраивали мизансцены и проговаривали свои монологи.

Жестовый язык должен совпадать абсолютно синхронно с речью дикторов — каждый спектакль сопровождают артисты озвучания, обладающие умением говорить разными голосами, как при дубляжном переводе зарубежных фильмов. Обычно их можно увидеть за небольшим столиком перед сценой, где сидят суфлеры. Однако в «Пиковой даме» Александр Буслаев придумал необычный ход — дикторы будут введены в спектакль как альтер-эго персонажей, и со стороны зрителя будет создаваться ощущение, что это сам герой говорит, а жестами только усиливает экспрессию.

— Шесть лет назад в этом театре я поставил спектакль «Незнайка в Солнечном городе». Тогда мне было важно понять артистов, войти в их мир, поэтому месяц мы работали даже без переводчика, чтобы установить контакт, — отвлекся режиссер на несколько минут, чтобы ответить на наши вопросы. — «Пиковая дама» сложнее по тексту, и здесь нам всегда помогают переводчики.

После монологов отрабатывали сцену с хореографическими этюдами — слабослышащие артисты свободно танцуют. Кто-то из них улавливает музыку, кто-то чувствует вибрации от колонок и ориентируется по ним. Но для комфорта и спокойствия за кулисами всегда стоит счетчик — человек, отсчитывающий жестами ритм, на который и ориентируются актеры. Пластическая выразительность — главная отличительная особенность уникальных артистов, ведь слабослышащие люди четко понимают, что наши чувства выражаются не только в словах, а нашим телом. Поэтому им в чем-то легче, а манера их игры более динамичная и более экспрессивная — по выражению глаз и мельчайшим жестам они четко определяют эмоциональное состояние человека, поэтому и точнее передают его на сцене.

Каждый спектакль — открытие

После репетиции мы поднялись в кабинет директора Роберта Фомина, который начинал работать в этом театре как артист с 2000 года. Он рассказал нам больше о специфике театра и особенностях популяризации спектаклей, зрителях, которым были бы интересны постановки, о том, как учатся и работают слабослышащие артисты.

— Роберт Валерьевич, в Театре мимики и жеста спектакли идут только на жестовом языке или есть пластические или хореографические постановки, которые не требуют текста?

— В репертуаре нашего театре есть пластические спектакли — спектакли без слов, такие как «Женщина с витрины» и «История одного хау(о)са». Они позволяют нашим артистам в полной мере продемонстрировать свои пластические и мимические возможности. Драматические спектакли идут на жестовом языке, но обязательно сопровождаются синхронным дикторским озвучанием на русский язык.

Кстати говоря, в наших драматических спектаклях мы, как правило, тоже используем и пантомиму, и миманс, в них всегда много музыки и танцев.

— На ваши постановки часто приходят слышащие зрители? Как они реагируют?

— По отзывам слышащих зрителей, благодаря переводу они уже через пару минут забывают, что артисты на сцене играют на жестовом языке. Более того, те же зрители отмечают, что жест и мимика делают спектакль очень динамичным и выразительным, добавляют новые акценты и дополнительные нюансы при создании образов. Хочу еще отметить, что на спектакли, поставленные по произведениям «школьной классики», — «Ревизор», «Ночь перед Рождеством», «Конек-Горбунок» и на веселые детские постановки, такие как «Пеппи», юные зрители — именно слышащие — приходят часто целыми классами.

— Ведет ли театр социальные проекты, направленные на поддержку слабослышащих людей?

— Наши артисты ведут занятия с глухими и слабослышащими детьми, проводят по всей стране мастер-классы по жестовой песне и жестовому рассказу. Большинство наших премьерных показов мы делаем благотворительными и распространяем приглашения на них при содействии Всероссийского общества глухих (ВОГ). Один из наших новых детских спектаклей — «Играем в Пушкина» сделан так, чтобы его можно было показывать в малых залах, на ограниченном пространстве, в частности в учебных и лечебных учреждениях. Мы готовим специальные проекты, посвященные юбилейным и историческим датам — например, Дню Победы, Новому году, пушкинской годовщине, — чтобы люди с проблемами слуха тоже могли принять полноценное участие в празднованиях и не чувствовали себя обделенными. Театр участвует в инициативах, которые реализует Всероссийское общество глухих, в городских и общенациональных культурных мероприятиях. Так, наши артисты недавно принимали участие в московской акции «Театральный бульвар», мы второй год поддерживаем инициативу организаторов премии «Звезда театрала» по переводу финальной церемонии на жестовый язык, таким образом делая ее доступной для тех, кто не слышит.

Сейчас мы завершаем работу над проектом создания видеобиблиотеки классического русского рассказа на жестовом языке «Незабытая классика» — аудиокниги для неслышащих людей недоступны, и мы готовим видеокниги.

— В театре работают слышащие режиссеры. Их приглашает театр или они приходят по собственной инициативе?

— Бывает по-разному. И мы приглашаем режиссеров, с работами которых знакомы, и они сами приходят к нам, предлагают свои идеи. Как правило, они с интересом используют возможность получить необычный театральный опыт. Они быстро понимают, какими уникальными способностями обладают наши артисты, и в полной мере используют их в своих постановках. Интересно то, что режиссеры, единожды поработав с труппой нашего театра, охотно возвращаются вновь и вновь.

— Театр мимики и жеста — первый профессиональный театр слабослышащих артистов. Какую школу они проходят? И как идет сам процесс обучения?

— Важно подчеркнуть, что наш театр — именно профессиональный. Старейшие артисты нашей труппы оканчивали студию при Театре мимики и жеста, которая была создана на базе Театрального института имени Щукина. Большинство тех, кто служит в театре сегодня, в разные годы окончили театральный факультет Российской государственной специализированной академии искусств по специальности «Артист драматического театра и кино». РГСАИ уже более 30 лет дает возможность инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья получить высшее образование в таких сферах искусства, как музыка, театр, живопись. В процессе обучения созданы все условия для раскрытия творческого потенциала талантливой молодежи с инвалидностью, в том числе по слуху.

— Часто актеры совмещают работу в театре с другими проектами. Где еще можно увидеть ваших артистов?

— Наши артисты снимаются в кино, социальной рекламе, участвуют в различных конкурсах, в том числе общероссийских, и театральных проектах. Так, моноспектакль на жестовом языке нашего ведущего артиста Сергея Родина «Пугачев. Рождение» по драматической поэме Сергея Есенина, показанный в рамках Международного фестиваля цифрового театра Onlife iDEA Fest, завоевал «Приз зрительских симпатий». Другой наш ведущий артист — Максим Тиунов занял 3-е место на I Российском конкурсе чтецов «Бабочка Юрского». Он выступил с чтением поэмы «Медный всадник» на русском жестовом языке. Максим, кстати, был единственным неслышащим участником конкурса.

— Если обратиться к истории — насколько легко было пролоббировать идею о создании театра тогда, в 1960-х годах?

— Сегодня я, конечно, один из старожилов нашего театра, но того, что происходило при его создании, все же не помню — просто еще не родился. Если же говорить серьезно, то необходимость в таком театре была очевидна. Еще до революции существовали любительские театральные кружки глухих в обеих столицах, с 1919 по 1924 год работал «Московский театр глухонемых», после закрытия он продолжал функционировать на общественных началах, как самодеятельный драмкружок. В начале 1950-х существовал театральный коллектив при Московском доме культуры Всероссийского общества глухих, а в январе 1957 года Совет Министров РСФСР принял предложение руководства ВОГ об организации Театральной студии, которая и стала годом позже Театром мимики и жеста.

— Нужно ли сейчас доказывать, что ваш коллектив — не просто социальная институция, а серьезный драматический театр?

— Конечно, мы решаем социальные задачи — обеспечение культурным досугом тех, кто не может посещать другие театры, и предоставление возможностей для творческой самореализации талантливым людям с инвалидностью по слуху. Но я уже говорил, что театр наш — профессиональный. И актерская служба в нем — это тяжелая повседневная работа, такая же, как в любом другом театре. И результатом также должен быть спектакль, на который зрителю интересно будет прийти. Наши спектакли принимают участие в фестивалях и конкурсах — «Большом детском фестивале», «Звезде театрала», мы плотно сотрудничаем с Международным фестивалем цифрового театра Onlife iDEA Fest. Не знаю, нужны ли еще какие-то доказательства…

— Сейчас уже начинается третий сезон под вашим руководством. Как изменился театр за это время?

— Мы бережно храним традиции нашего театра, стараемся использовать богатейший опыт, накопленный нашими предшественниками. Поэтому я бы сказал, что мы стремимся не к «изменению», а к «возвращению», на современном этапе развития театрального искусства, разумеется. У театра были нелегкие времена, связанные в том числе с изменениями в стране, теперь мы стараемся вновь занять то место, которое Театр мимики и жеста долгие годы занимал в культурной жизни глухих и слабослышащих людей, в театральном мире России в целом. Конечно, повторюсь, при этом театр должен соответствовать духу времени, следовать современным тенденциям в искусстве. Думаю, постоянное пополнение труппы молодыми талантливыми актерами, привлечение ярких режиссеров, менеджеров, болеющих за наш театр, позволит нам достигнуть цели.

— Какие постановки вы порекомендовали бы для знакомства с вашим театром?

— Может ли ответственный родитель ответить на вопрос «кого из ваших детей вы любите больше»? Это, конечно, шутка, но для нас каждый спектакль — это открытие, это новые возможности для самореализации. В нашей афише много разных постановок — взрослых и детских, драматических и пластических, комедийных и трагедийных, по классике и по современным произведениям. Я думаю, каждый заинтересованный зритель сможет в этом многообразии найти что-то себе по душе.

— Что еще в творческих планах?

— В обозримом будущем — детский спектакль «Сказка о царе Салтане», оригинальная постановка в жанре «комедии дель-арте», она будет называться «Итак, мы начинаем!», и еще один спектакль, посвященный пушкинскому юбилею, — «Барышня-крестьянка». Над чем-то работа уже идет полным ходом, что-то в стадии подготовки, что-то — в доработке идей.

Кстати сказать, все три постановки будут осуществлять слышащие режиссеры, уже работавшие с нашей труппой.

Конечно, в ближайших планах уже в октябре — проведение очередного Международного фестиваля театрального искусства «Территория жеста», на который приедут коллективы, работающие на русском жестовом языке, из разных городов России и зарубежных стран. Мы проводим фестиваль уже седьмой год подряд при поддержке Министерства культуры России. Задумок множество, будем надеяться, что сможем их постепенно осуществить.

ТОП-5

Популярные постановки Театра мимики и жеста

  • Ревизор (реж. Евгения Акс),
  • Конек-Горбунок (реж. Александр Савельев),
  • Женщина с витрины (реж. Валерий Шевченко),
  • История одного хау(о)са (реж. Евгения Акс),
  • Безымянная звезда (реж. Юлия Чекмасова).

СПРАВКА

Театр мимики и жеста — первый в мире и единственный в России стационарный профессиональный театр слабослышащих актеров. Сначала в 1960-х годах была открыта студия слабослышащих актеров. Курировали обучение и работу ведущие артисты СССР, в том числе и директор Щукинского училища народный артист СССР Борис Захава. Первое время он относился к эксперименту неоднозначно, но посмотрев выпускной экзамен студийцев, изменил свое мнение. И уже в 1963 году при поддержке Всероссийского общества глухих был создан стационарный театр недалеко от станции метро «Первомайская». В 2021 году директором стал Роберт Фомин. Под его руководством театр активно развивается. В репертуаре много новых постановок, каждая из которых несет в себе особенный посыл и эмоциональную насыщенность. Также в театр активно приходит новое поколение артистов и режиссеров.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.