Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Когда сфальшивить невозможно: Максим Никулин рассказал о магии манежа и «сумасшествии» цирковых

Общество
Генеральный директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин в рабочем кабинете
Генеральный директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин в рабочем кабинете / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

В Москве завершила работу Первая национальная ассамблея детских любительских цирковых коллективов, проходившая в рамках проекта «Фестиваль «Дорога в цирк». Одновременно с этим прошел уже традиционный цирковой фестиваль «Артист», а в здании Цирка на Цветном бульваре открылся уникальный музей. Словом, цирковая жизнь бурлит! Об этом мы и поговорили с гендиректором Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максимом Никулиным.

Совпадений не бывает: сразу несколько знаковых для жизни цирковых артистов событий как минимум на неделю лишили сна всех, кто имеет отношение к Цирку Никулина. Но разнести их во времени было невозможно. Давно цирковые не собирались так плотно! Потому и итог впечатляет: и перезнакомились, наобщались вдоволь, и поделились опытом. Осталось выдохнуть и расспросить одного из главных «виновников» случившегося, что все это значило.

— Максим Юрьевич, ехала к вам на интервью и поймала себя на странной, наверное, мысли. Сейчас все опасаются искусственного интеллекта — в том смысле, что он готов, кажется, заменить собой кого угодно и что угодно. Тут и подумалось: а ведь цирк и цирковых он не заменит!

— Не заменит. Правда, то, что сделает этот хваленый искусственный интеллект, все равно всегда будет копией. А она априори слабее оригинала или по меньшей мере просто его повтор. Кто-то из режиссеров, не могу вспомнить кто, говорил: «Я — все могу! Могу поставить как Товстоногов, могу — как Плучек. Как Станиславский даже могу! Только как я — не могу…» Все повторяется, просто на разных уровнях, много у нас придуманного, ненастоящего появилось. Не хочу брюзжать, но я многого не понимаю в том, что происходит, причем искренне. Например, я понимаю, почему и за какие заслуги народным артистом СССР стал в свое время Михаил Иванович Жаров. Или Папанов. Или Миронов. Или Никулин. Раневская. Но за что сейчас дают народных — я часто отказываюсь понимать, и никто мне этого не объяснит. А ведь это тоже — искажение реальности, правда? Впрочем, бог со всем этим. Для меня вот огромная радость заключена в том, что состоялись и достойно прошли наш фестиваль «Артист» и параллельно с ним — Первая национальная ассамблея детских любительских цирковых коллективов. Она ведь собрала не наше сегодня, а наше завтра — совсем молодых ребят, которые придут современным цирковым на смену. К мысли о том, что их надо каким-то образом объединять, мы пришли после трех лет жизни нашего, без преувеличения, уникального фестиваля-марафона «Дорога в цирк». Он проходил в разных местах, от Крыма до Владивостока, в детских центрах — так сейчас называют условные «пионерские лагеря». Во Владивостоке, правда, в итоге нашу идею забрали себе, проводят теперь схожее мероприятие сами, но мы махнули рукой: да не жалко, а лучше оригинала не получится все равно.

— Поясните, пожалуйста, сказанное, не все читатели знают, что это за фестиваль — «Дорога в цирк».

— О нем бы, конечно, лучше рассказала его бессменный директор Ирина Зайцева, но и я попробую. Цель этого проекта, нами придуманного и поддержанного Президентским фондом культурных инициатив и Министерством просвещения РФ, — продвижение детского любительского циркового движения и помощь детям в получении нового образования и, возможно, новой профессии. Это яркая площадка, на которой справедливо оценивается скрытый от глаз зрителей труд педагогов, наставников, мастеров циркового дела. Фестиваль этот стартовал в 2022 году во Всероссийском детском центре (ВДЦ) «Смена», а в 2023 году он проходил уже в три этапа — в «Орленке», в «Смене» и в «Океане» — как раз том, что на Дальнем Востоке. А в этом году наш фестиваль приобрел статус международного благодаря участникам из Беларуси, Монголии, Лаосской Народно-Демократической Республики, Китайской Народной Республики и России. Сейчас в детских центрах детям предлагают море интересного. Дети учатся там разному — кто математике, кто гончарному делу или искусству кино. А мы предлагаем им цирковое дело. В этом году сначала фестиваль прошел в «Орленке», а потом в «Артеке». Я там побывал... Вы знаете, очень сильное впечатление. Глаза этих детей… Не забыть. Для цирковых это была одна история: они обменивались опытом, помогали друг другу, были вовлечены в процесс с головой. Но вы бы видели, какими глазами другие дети смотрели на них, маленьких артистов, настоящих цирковых! Все только и спрашивали: а еще будет такое? А нам можно попробовать? А как поучаствовать? Меня очень радует, что наше правительство сейчас начало всерьез заниматься детьми. Это ведь наш завтрашний день! И дети фантастически реагируют на внимание и заботу о них. Вот, например, девочка, Камила Степанова, которая два года назад принимала участие в фестивале «Дорога в цирк», в прошлом году была приглашена на фестиваль «Артист», уже работает, то есть участвует в программе нашего цирка на Цветном. Представьте только, она «финалит» нашу программу! А в августе ей исполнилось всего одиннадцать лет. Это же потрясающе просто! И в целом большой оптимизм внушает то, что, несмотря на наши непростые и переменчивые времена, на просторах нашей огромной страны находятся люди, в хорошем смысле слова сумасшедшие, которые собирают вокруг себя таких же, в хорошем смысле слова, сумасшедших детей и занимаются с ними цирком. Иногда, кстати, совершенно безвозмездно, просто по велению души и сердца.

— И много таких?

— А что такое «много»? По нашим подсчетам, и я говорю только о тех, кого мы знаем, сегодня это где-то три тысячи с лишним групп, этаких маленьких анклавчиков.

— Много! Думала, скажете — два десятка.

— Повторю: три тысячи. В общем, сложив все эти факторы вместе, посмотрев на то, как принимают и как реагируют на фестиваль «Дорога в цирк», мы и решили, что всех этих людей, увлеченных цирком, надо как-то объединить. Получается, объединить и детей, и взрослых.

— Но у вас же есть еще и фестиваль «Артист».

— Да, но на этот фестиваль, всем цирковым хорошо известный, все-таки приезжают люди уже сформировавшиеся, хотя там детская категория и присутствует. Но есть же те, кто в начале пути. Есть те, кто идет в цирк из спорта — по разным причинам. Кто хочет, но не знает, как… Им же надо дать шанс себя показать, развиться, реализоваться. Вот это и есть главная наша задача. Она, на мой взгляд, выполнена — объединение произошло, по итогам ассамблеи подписан меморандум, который определил и сформулировал многие базовые вещи. Ну и еще момент. Первые «делегаты» ассамблеи собрались в «Снегирях», а фестиваль «Артист» проходил в это же время, и на него приехали иностранные гости и члены жюри. Так все и совпало: те, кто приехал на ассамблею, получили возможность общаться и с зарубежными гостями, смогли узнать массу интересного о заграничном цирковом опыте работы на манеже, их правилах и так далее.

— Ух ты. А как так получается, что к вам и сейчас приезжают иностранные гости?

— Но ведь там есть нормальные люди! Их много. Когда специальная военная операция только началась, я со стороны некоторых знакомых иностранцев ощутил если не неприятие, то, скажем так, некоторую опаску или настороженность. А все потому, что они просто не понимали, что происходит, поскольку получают однобокую информацию. У меня недоброжелателей хватает, знаю, что меня и в частых визитах в Европу обвиняют. Да, я там бывал и сейчас бываю, и много разговариваю с людьми и объясняю, что на самом деле до 24 февраля 2022 года был 2014 год. Они же не знают этого! Тут я вот был как член жюри на цирковом фестивале в Испании. Говорю испанцам: ну вам-то точно есть с чем сравнивать! У вас же была ситуация с Каталонией, когда был жесткий конфликт и острый сепаратизм, но в Мадриде никому и в голову не пришло долбать ракетами по Барселоне. А наши люди в Донецке жили в таких условиях, под бомбежками, десять лет, и я знаю это не понаслышке, я бывал там! Так что люди, которые приезжают к нам, они не то что без вопросов на нашей стороне, но они понимают, что происходит, и приезжают поддержать цирк, в том числе и российский. А наши артисты и сейчас ездят по контрактам в Европу, и никого особенно не волнует, что они русские. Кстати, в этом году я как член жюри суммарно был на трех фестивалях, везде выступал под российским флагом, и мою фамилию не замазывали. Был эпизод: в Испании украинские ребята высказались, что не хотят стоять рядом с российским флагом, но им было сказано: не хотите — дуйте домой, не надо политику примешивать к искусству. А дирекция Будапештского фестиваля вообще все флаги решила представить исключительно в бело-черном формате, так сделав всех равными. Так что к нам как приезжали, так и в этом году приезжают из Америки, Канады, Европы, США, не говорю уже про Китай и Монголию. Президент наш точно сказал: нет недружественных стран. Страна — это люди, народ. Есть недружественное нам правительство, недружественный режим. Мы же не с Украиной воюем, а с режимом, с теми, кто насаждает национализм, фашизм и прочее.

— Это правда. Ну, вернемся к ассамблее. Она образовалась — и?..

— И она будет продолжаться. Наш фестиваль-марафон показал, как он востребован. И у ассамблеи есть будущее. Кстати, и иностранные гости, и участники ассамблеи стали первыми посетителями нашего Клуба-музея — это новый музей, открывшийся в эти дни в Цирке на Цветном. Два года шла огромная работа по подготовке открытия, занималась музеем Валентина Фирсовна Земцева, исполнительный директор нашего цирка и ангел-хранитель массы собранных ею реликвий. Очень советую в этом музее побывать, там масса интересных экспонатов.

— Мне тут попалась на глаза статистика, которая несколько, честно говоря, удивила: ощутимо растет посещаемость цирка. Заполняемость зрительных залов в цирках выросла на 22 процента. Почему? К настоящему люди потянулись?

— Судя по всему, да. Был момент, когда цирк немножко подзабыли, а сейчас он все больше и больше привлекает людей. Конечно, зрители сегодня более искушенные, чем прежде, но мы заметили, что их реально стало больше, а еще изменилась возрастная категория — приходит больше молодежи. Причем знаете, что интересно: раньше к нам шли как-то семейно, бабушки-дедушки с внуками, мамы-папы с детьми, а сейчас приходят и парами, а бывает, что и по одиночке. В цирке и правда все настоящее, и люди, может, и не задумываются об этом, но тянутся к настоящему интуитивно. Тут нет фонограмм, нет фотошопа. Сейчас это везде, но не у нас. Вы вот увидели что-то такое-эдакое по телевизору и не можете быть уверены, что все это не монтаж. А в цирке что? Все на ладони. Вот круглый манеж, вы видите все, насквозь, со всех сторон, видите даже глаза человека, сидящего напротив вас, через манеж. Тут не сфальшивишь. А что у нас осталось нефальшивого? Драматический театр, балет да цирк. И даже если какие-то технологии новые в цирковое искусство и внедряются, то это все равно не заслоняет основного: в цирке был и остается главным артист. Кстати, именно поэтому я не люблю Дю Солей — там артистов-персон нет, они все безликие. Недавно, к слову, я в Петербурге на форуме рассказывал об искусственном интеллекте и новых технологиях. То есть все это существует, появляется, и артисту в цирке нужно и можно этими технологиями помогать, но «закрывать» его этим нельзя.

— То есть за новыми технологиями вы все же следите…

— Конечно. Отставать нельзя. И мои ребята бывают и на Всемирной, и на Европейской выставках каждый год, это салоны, где демонстрируются новейшие достижения в шоу-бизнесе в том числе. Они приезжают оттуда обычно с квадратными глазами: там и такое было, и сякое… А потом все начинают обсуждать увиденное и понимают, что это сегодня — не для нас. И дело даже не в сумасшедших деньгах — на первых порах новации всегда стоят очень дорого. А как объяснить в чем... Попробую. Вот мне очень нравится, например, применительно к цирку, одна старая английская поговорка. Англичане говорят: «По-настоящему элегантный человек должен хотя бы на сезон отставать от моды». Это тонкое подмечено. Мода проходит, то, что было сегодня, завтра может оказаться никому не интересным. Но есть вещи вечные и настоящие, и цирк — одна из них. Артист, трюк — это ничем не заменишь.

— Хочу спросить пусть не о будущем, но о цирковых тенденциях. Они есть, в чем заключаются?

— Есть, конечно. Мы, например, решили когда-то следовать классике и исповедуем, как и прежде, классик-модерн. Думаю, мы не ошиблись. И этот образ цирка, придуманный нами, остается неизменным. У нас и афиши до сих пор рисуются руками. Кто-то скажет, что это по старинке, а для нас — в рамках нормы и стиля.

— Это трогает, наоборот. А еще на некоторых номерах в вашем цирке я зажмуриваюсь — боюсь…

— Отец говорил, что настоящий цирк должен удивлять, радовать и немного пугать. Если все смешано в нужной пропорции, тогда получается то, что нужно. Да я и сам зажмуриваюсь! Поскольку родился и вырос в цирке и понимаю, как делаются некоторые номера.

— Что заставляет людей цирковых совершать эти… безумства? Это все — адреналин?

— Не только. Это нечто другое. Помню, одну нашу прекрасную гимнастку, которая упала, поломалась, восстановилась и начала репетировать, спросили: «Ты что, опять полезешь туда?» Вы понимаете, что «туда» — то есть под купол цирка. А она отвечала: «Вы не понимаете, там же так прекрасно!» Да, мы делим мир на цирковых и нецирковых. Моя жена — цирковая, хотя она ни дня не работала в цирке. Сыновья — цирковые тоже, хотя заняты другими делами.

— Цирковые это вариант этакой легкой сумасшедшинки?

— Цирк — это мечта. Когда мы смотрим на летающих под куполом, танцующих, кувыркающихся артистов, нам в глубине души кажется, что и мы могли бы так же, просто… не получилось, не сложилось… Цирковые — это результат какой-то не ведомой никому положительной мутации, обладающие особым ощущением мира. Кстати, я видел людей, которые хотели работать в цирке, но этот круг тринадцатиметровый их не принимал, и кто знает почему? В цирк легко вой ти и трудно выйти. Во всем этом нет мистики, но есть что-то особенное, что разгадать я пока не смог. Тут невозможно предательство — оно может стоить жизни. Мне кажется, я вам рассказывал когда-то, как у нас два артиста, папа и сын, страшно разругались, но каждый вечер выходили на манеж и страховали друг друга. При том, что не разговаривали — в жизни! Артист театра скажет: «Мы отыграли спектакль». Цирковой скажет: «Отработали!» Нюанс маленький, но важный. В театре можно сыграть «в полноги» по каким-то причинам: устал, нет драйва, заболел. Твои партнеры по сцене тебя всегда прикроют, помогут, возьмут на себя внимание. В цирке же ты никак никого не прикроешь и не затенишь. И клоуны, кстати, — это единственная профессия, которой нельзя научить, ибо клоунство сидит даже не в крови, а в душе. Заметьте: молодых клоунов почти нет. Знаете почему? Надо пожить, приобрести опыт, и появятся некая философия, самоирония…

— Может и не получиться?

— Конечно. Папа встретил как-то мужика — фронтовика, работал он директором магазина. Замечательный человек, очень смешно что-то рассказывал… И отец ему как-то сказал: «Я вот смотрю на вас и думаю, а вы ведь могли бы быть клоуном!» А тот стал белее простыни. Оказалось, это была его мечта. Но — не сложилось.

— Нам, как ни старайся, не понять циркового мира. Мы приходим к вам за эмоциями, не думая, что стоит за этим праздником, какая работа.

— Знаете, когда-то я, маленький, лежал в больнице, в реанимации. Мама устроилась туда нянечкой, чтобы быть рядом, а папа тогда работал в Ленинграде. В перерыве между номерами он бежал в администраторскую и звонил, спрашивал: «Как?» Мама отвечала: «Пока жив». И папа уходил работать — смешить других детей. Чего ему это стоило? Не знаю. Но это — цирк…

В ТЕМУ

В течение 20 с лишним лет в цирке проводился Московский международный молодежный фестиваль-конкурс циркового искусства. Затем он был переименован в Международный фестиваль Московского цирка Никулина «Артист». За годы работы фестиваль посетили более 200 000 зрителей, около 3000 артистов из 30 стран мира.

ДОСЬЕ

Максим Юрьевич Никулин (род. 15 ноября 1956 года, Москва, СССР) — советский и российский журналист и телеведущий, генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре. Сын актера Юрия Никулина.

КСТАТИ

С 28 по 30 сентября 2024 года во Всероссийском детском центре «Алые паруса» (Республика Крым) будет проведен очередной детский Всероссийский открытый фестиваль «Дорога в цирк». Основными его участниками впервые станут детские любительские коллективы и исполнители, преимущественно из ДНР и ЛНР и Запорожья. Возраст участников Детского всероссийского фестиваля — марафона «Дорога в цирк» — от 11 до 16 лет.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.