Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Они просто идут за пастором: Патриарший экзарх митрополит Константин об африканской миссии

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Владыка Константин крестит ребенка в приходе святителя Николая Чудотворца в селе Кимамба, которое находится в Танзании
Владыка Константин крестит ребенка в приходе святителя Николая Чудотворца в селе Кимамба, которое находится в Танзании / Фото: Пресс-служба экзархата

На африканском континенте действует несколько сотен православных приходов. Чернокожие православные священники учат прихожан слову Божьему, причащают и устраивают русские чаепития. Эксперты-африканисты считают, что РПЦ в Африке — такой же бренд, символизирующий «сильную Россию», как и наше оружие. Так ли это и какие вообще стоят задачи перед православными священниками за экватором, мы выяснили у патриаршего экзарха Африки Константина Зарайского.

Для епископа Константина Зарайского назначение экзархом Африки в начале этого года, как он говорит, послушание. И добавляет: «Для монаха нет разницы — мести двор или служить экзархом Африки». Впрочем, в последнем случае ответственности намного больше. В чем заключается эта ответственность, чем отличаются африканские миряне от российских и об особенностях нашего духовного пути на Черном континенте, он рассказал «Вечерней Москве».

— Владыка Константин, в 2021 году Патриарший экзархат объединил отдельные православные приходы в разных африканских странах. Какова главная задача этого объединения?

— Русская православная церковь в Африке насчитывает сегодня более 300 общин, порядка 250 священников во многих странах на континенте. Эти страны очень разные. Есть богатые государства, а есть очень бедные. Я был в тех местах, где автомобили не ездят, а люди передвигаются на велосипедах и ишаках. Наша задача на континенте очень простая — заниматься церковной жизнью: совершением Божественной литургии, иных богослужений и духовным окормлением верующих.

— Но миссионерство заключается в том числе и в том, чтобы воцерковлять новых прихожан…

— Да, но тут важна здоровая естественность: Церковь живет и проповедует слово Божье. И люди, пришедшие в храм, слыша проповедь, тоже становятся частью Церкви.

— В чем была необходимость создавать экзархат?

— Сейчас очень трудное время. Оно связано с расколом во внутрицерковной жизни в Украине. К сожалению, несколько православных церквей, в том числе и Александрийский греческий патриархат, находящиеся в Африке, этот раскол признали. Многие местные священники не захотели быть частью таких решений своей церкви, и более 100 священников попросились в русскую Церковь. Мы их приняли, так и возник Экзархат. То есть мы не привезли туда русских священников, а взяли под опеку местное духовенство и верующих. Есть несколько русских приходов в Африке, тех, что и ранее были приходами русской традиции — в Тунисе, Марокко, Египте и ЮАР, сейчас организуется община на острове Маврикий. Все остальные общины — местные.

И для них многое изменилось потому, что они прикоснулись к традиции большой Церкви. А для меня, как для человека уже побывавшего во многих странах Африки, стало понятно, что мы очень многим можем послужить нашим африканским братьям. Это касается и организации богослужений, и переводческой деятельности, и устроения духовной жизни. Для нас — это большой вызов! Создание экзархата — историческое решение в масштабах всей Церкви и Русской Церкви в частности.

Больше не вместе

— Что изменилось для РПЦ после разрыва с Александрийским патриархатом?

— Все эти события — часть общего большого процесса, связанного с Украиной. То, что Александрийский патриарх признал решение своего старшего собрата Патриарха Константинопольского — означает, что он присоединился к этому процессу. Это часть войны Запада против России. И если раньше Александрийский Патриарх был нашим большим другом, то теперь, к сожалению, мы не находимся в молитвенном общении и не совершаем вместе службы. С другой стороны, к нам пришло большое число духовенства, которое захотело быть с нами. И для нас это новая страница в истории.

— А почему духовенство ушло от влияния Александрийского патриархата, с которым они долгое время сотрудничали?

— Главная причина — это, как я уже говорил, нежелание быть частью раскола. Потому что признание раскольников саму церковь ставит также в раскол. А второй момент — это просчеты и ошибки в отношении духовенства, верующего народа и в целом церковной ситуации, исправлением которых мы сейчас занимаемся.

— Одна из ошибок — дискриминация по цвету кожи в церквях и недопущение в некоторых приходах африканских верующих в храмы?

— И далеко не единственная. Я могу много говорить об ошибках, но, возвращаясь к примеру с больницей, когда в палате лежат раненые люди, вместо того, чтобы продолжать наносить им раны, нужно начинать людей лечить. Я вижу свою миссию в том, чтобы помогать верующим людям.

— Кто они — православные в Африке: потомки русских эмигрантов или местные жители, сознательно принявшие веру?

— Мы очень мало знаем про Африку, а ведь там христианство не вчера появилось. Там есть и те и другие. У прихожан очень разные истории воцерковления. Я разговаривал в Кении с папой монахини Матроны*. Он — серьезный священник одного из благочиний с большим пасторским опытом, сын его учится в семинарии в Москве. Но в массе своей это, конечно, люди простые. А священники наши — плоть от плоти своих прихожан. Поэтому одна из наших задач в Африке — помочь им с образованием. Сегодня в России обучают семинаристов — студентов, которые готовятся к священству. У нас есть онлайн-курсы для африканцев, экспресс-курсы для ставленников. Сейчас мы занимаемся образовательной помощью для катехизаторов и мирян.

— С какими трудностями миссионерам приходится сталкиваться в разных странах: рассказывают, что там очень трудно с послушаниями — люди не понимают, зачем нужны иконы и посты…

— А сколько человек в России соблюдает пост осознанно, понимая, что это не овощная диета? Их очень мало. Я хорошо знаю вопрос (улыбается). В Африке действительно посты соблюдают редко. Да и вообще всех традиций, что есть в России, поменьше. Их надо возрождать. Проблем вообще хватает. Так, например, у них фактически нет таинства исповеди. И эту важную задачу мы будем решать.

Еще африканцы менее дисциплинированы в отношении времени. Они не спешат. Будучи в Швейцарии, я видел, как волновались пассажиры, когда поезд пришел на две минуты позже. Здесь с этим попроще.

Кроме того, у них очень простые храмы — нет такой красоты, как у нас. Храмы надо строить. Но главное, чтобы кровь пульсировала. А кровь — это служба. Вот в их храмах литургия совершается, и кровь пульсирует.

В африканских семьях очень много детей, поэтому главные вопросы для них — воспитание и образование. К слову, образование очень ценится как в школе, так и в высших учебных заведениях. Еще дети интересные... Я обратил внимание на то, что у них нет игрушек. Но они, в отличие от нередко изнеженных русских детей, очень твердо стоят на земле — во всех смыслах. Это касается даже малышей. При этом они очень дисциплинированные: спокойно стоят в очереди из 50 человек за едой, и никакого шума не будет. Я вообще не заметил детских капризов. Они максимально приближены, что называется, к реальным боевым условиям (смеется). Заметил, что африканцы носят закрытую одежду — я не видел там ни мини-юбок, ни открытых топов. Из интересных впечатлений — объединение матерей Mothers’ Union: при каждом приходе есть советы матерей, которые занимаются приходскими делами и помогают священнику. Ну и работают местные жители в гораздо более простых условиях. Они очень приучены к труду.

— Это еще один из стереотипов об Африке — многие считают, что местные жители — ленивы…

— На самом деле мы не менее ленивы. Африканцы могут выглядеть чуть расслабленнее, а так — бывает по-разному. Я вообще не очень склонен обобщать. Но отмечу, что африканцы более открытые и общительные.

— Действительно ли в некоторых африканских странах практикуется смешение культов?

— Это еще один миф. Есть понятие народных ритуалов. Народные танцы — это культурная особенность африканцев. Богослужения проводятся с использованием музыкальных инструментов, поэтому они могут и потанцевать. Я объездил много стран и ни разу не видел ни ритуальных плясок, ни жертвоприношений.

Никогда нельзя расслабляться

— В ЮАР процветает «черный расизм»: в новостях передают об убийствах белых. Сталкивались ли священники РПЦ с опасностью для жизни?

— ЮАР действительно одна из самых криминальных стран на африканском континенте. Я три раза был в Южно-Африканской Республике, сейчас лечу в четвертый. С точки зрения соблюдения правил безопасности там все очень строго. Мы по улицам просто так не ходим. Но проблемы с безопасностью не отменяют обычную жизнь. Местные также играют в футбол, пьют пиво, ходят в школы и на работу.

— Какие из африканских стран требуют большей работы и внимания со стороны РПЦ?

— Работать надо везде, но типы проблем разные. Где-то все организовано, и надо углубляться, а где-то все еще пока только на старте. Больше всего — около 100 — православных священников в Кении, а есть страны, вроде ЮАР, где всего 5 священников. Хотя страна очень большая. Поэтому и задачи разные. Где-то есть проблемы с документацией и регистрацией, где-то этих проблем меньше, но есть кадровые вопросы. Я аккуратен в отношении прогнозов, руководствуюсь известной шуткой о том, что если у тебя все хорошо, то, скорее всего, ты чего-то не знаешь. Никогда нельзя расслабляться.

— Можно ли сказать, что РПЦ является «мягкой силой» России на Африканском континенте?

— Тут мы опять вернемся в больницу. Меньше всего в больничной палате нас интересует, за кого голосовал главный врач — за коммунистов или демократов. Главное — чтобы доктор был хороший и больница тоже. Церковь должна заниматься церковными вопросами. В этом случае люди будут ей доверять, ходить в храмы, слушать священников и идти с помощью Церкви своим путем к Богу. Ну а если африканцы через Церковь будут лучше относиться к России, то это прекрасно!

— Но вы согласны, что многие африканцы симпатизировали России в том числе и благодаря православным приходам на континенте?

— Симпатизировать — это еще ничего не значит. Вот я симпатизирую футбольному клубу «Реал Мадрид». От этого ни мне ни тепло, ни холодно, ни клубу. Важно дело! Если мы будем делать свое дело хорошо и люди будут находить оплот и духовное утешение в Церкви, то через это они получат шанс на спасение и вечную жизнь.

— Как люди воцерковляются?

— По-разному. Я видел самые разные истории пути к Богу. Иногда путь начинался в конце жизни. Как-то я пришел в больницу к женщине и спросил, хочет ли она причаститься. Она ответила: «да». Я причастил ее, и она умерла. Весь ее путь уместился в слово «да». Ну а кто-то приходит через примеры, видя другого верующего. Африка в этом плане ничем не отличается. Африканцы довольно простые люди, и они веруют по принципу «верую, потому что доверяю». Они эмоционально принимают веру и идут за пастором. Имея немалый опыт в России, я столкнулся с Африкой и понял, что люди везде одни и те же. Культура бывает разной, а проблемы и решения их те же самые.

Островские — люди активные

— И напоследок, расскажите, как вы общаетесь с братом, известным блогером Павлом Островским? Не критикуете ли некоторые его резкие высказывания, как старший по сану?

— Мы уже взрослые мальчики (улыбается). Мне — 47, а моему брату Павлу Островскому — 42 года. Будь ему 21 — ситуация была бы другой. Впрочем, несмотря на то что он разменял пятый десяток, отец Павел кажется себе очень моложавым. Я не совсем согласен с тем, что он делает. Но он человек весьма самодостаточный. В некоторых случаях я могу высказать ему свое мнение с решительностью, а иногда я и сам могу спросить его совета. В целом мы совпадаем по многим вопросам, просто он более публичный, а я — менее. Но мы оба деятельные и решительные, и понятно, что оба можем совершать ошибки.

— А ваш отец, протоиерей Константин Островский, может дать совет или уже не решается?

— У нас очень хорошие отношения с отцом. Папа сам советов не дает, он понимает, какие у него дети (смеется). Ему, конечно, помогает Бог, потому что когда у него один сын я, другой — Павел Островский и еще двое с такой же активной жизненной позицией, то родители могут где-то восхищаться, а где-то трястись. Так жизнь сложилась, что нам с отцом Павлом достались такие большие возможности для больших дел. Но мы платим за это немалую цену. И это очень интересно.

* Монахиня Матрона (Абигейл Джепчирчир) — дочь перешедшего в Русскую православную церковь из-за несогласия с признанием раскола на Украине кенийского священника Александрийского патриархата, стала в январе 2023 года первой монахиней, принявшей постриг в Патриаршем экзархате Африки Русской православной церкви.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.