Главное
Истории
270 лет МГУ

270 лет МГУ

Юра Борисов номинирован на Оскар

Юра Борисов номинирован на Оскар

Трамп

Трамп

Иностранцы восхищаются московским метро

Иностранцы восхищаются московским метро

Челлендж год без покупок

Челлендж год без покупок

Сигма бой

Сигма бой

Полицейский с Петровки. Как часто удается найти телефонных мошенников и вернуть похищенные средства?

Полицейский с Петровки. Как часто удается найти телефонных мошенников и вернуть похищенные средства?

Полицейский с Петровки. Как себя обезопасить от телефонного мошенничества?

Полицейский с Петровки. Как себя обезопасить от телефонного мошенничества?

Рождество

Рождество

Святки

Святки

Открыты миру

Общество
Открыты миру
Фото: личный архив Александра Заточного

Учитель географии в Курчатовой школе Александр Заточный убежден: благодаря школе можно подобрать ключ к целому миру, и у детей сейчас есть для этого безграничные возможности. Как привить любовь к предметам и научить видеть в привычном новое и уникальное, рассказал Александр Заточный в интервью «ВМ» в дни проведения Всероссийского географического диктанта (16 — 17 ноября).

С Александром Заточным мы встречаемся на перемене, после очередного урока у старшеклассников. Ребята выходят из кабинета не торопясь, у некоторых остаются еще свои вопросы и идеи, которые им хочется озвучить учителю. Они подходят к интерактивный карте, расспрашивают, был ли географ в этой части России.

— У нас много удивительных мест, которые мы открываем вместе с ребятами, — поясняет учитель, после чего мы приступаем к отдельному разговору. Он, конечно же, начинается с вопроса о выборе профессии.

Поиск своего интереса

— На рубеже двух веков — ХХ и XXI — закрепился стереотип, что учитель — преимущественно женская профессия. Почему ее выбрали для себя?

— У меня нет такого стереотипа. В этом году, к примеру, побывал в Японии, где учитель — это в первую мужская и при этом очень уважаемая профессия. Но сам вопрос о выборе профессии я слышу не только от взрослых, но и от детей, своих учеников. Ответ тут прост: я люблю географию и все, что с ней связано. А любовь эту зародили во мне книги из домашней библиотеки. В детстве в фаворитах был писатель Альфред Шклярский и его литературный герой — Томек Вильмовский. Он путешествовал по всем материкам. В эти книги заложено столько информации по географии, истории, этнографии и биологии, что их можно скорее назвать экшн-энциклопедиями. Можно сказать, именно с тех пор у меня появилась любовь к географии. Плюс это был мой любимый предмет в школе, приносил одни «пятерки».

— Узнавали что-то новое для себя только из книг и учебников?

— Условия для моего поколения были другие. Без интернета мы отправлялись в библиотеки и читальные залы, выискивали по подписке тематические журналы, с нетерпением ждали по телевизору передачи про путешествия. Все это еще больше разжигало детское любопытство. Юрий Сенкевич, Михаил Кожухов, Жак Ив Кусто и другие только укрепляли идею о том, что мир изучать интересно.

— А почему в школе?

— Потому что с детьми интересно. Сложно, но интересно и весело. Я впервые это понял во время прохождения педагогической практики в вузе.

— Александр Анатольевич, сегодня в эпоху интернета кому нужна география, как считаете?

— Я ответил бы так: география нужна всем. В отличие от других дисциплин, это предмет мировоззренческого направления. География формирует представление о том, как сложно устроен современный мир, насколько он многогранен. В век развитых коммуникаций это особенно остро ощущается.

— Каким образом?

— Дети не ограничены в общении. Они ищут контакты в поездках по России и миру, в социальных сетях. Понимание о разных народах, религиях, устройстве и положении стран делает их картину мира более многогранной, насыщенной, более яркой. Возможно, каких-то ребят заинтересует вопрос изучения малых народностей, другие захотят помочь тем, кто находится в беде, третьи задумаются о волонтерских миссиях или научных поездках. География поможет правильно задать вопросы и получить на них нужные ответы.

Пропустить через себя

— Вы говорите, что с детьми сложно и интересно. А выгорание после 13 лет работы в школе чувствуете?

— Здесь на помощь приходят личные открытия. Как географ, я просто обязан их совершать. Пожалуй, это главный источник новых сил для меня. Я стараюсь очень много путешествовать. Порой кажется, что я не могу усидеть на месте, нужно отправиться куда-то. Причем неважно, далеко это или близко. Главное, чтобы я увидел, что-то новое пропустил через себя и потом по возможности рассказал, поделился этим с детьми. Они любят мои рассказы.

— А сами ребята загораются идеями исследовать мир?

— Каждый год, в День знаний мы собираемся после торжественной линейки в классе и рассказываем, как прошло лето. Составляем список стран и городов, анализируем его, вырисовывая свою витиеватую географию поездок. Детям это нравится, они активно делятся своими впечатлениями. Всегда призываю детей больше путешествовать, смотреть, стараться находить для себя что-то новое, необычное.

— А ученики могли вам подсказать интересные места для поездок? Чтобы уже после их рассказов вам захотелось побывать там, куда раньше не ездили?

— Да, и мы составляем маршруты. Важно и то, что родители вовлечены в эту работу, они активно откликаются на идеи и предложения, инициируют семейные поездки. Такой обмен помогает нам всем как можно лучше узнавать мир.

Открыты миру Фото: личный архив Александра Заточного

Атмосфера и любовь

— Александр Анатольевич, а как научить детей слушать?

— Это составная работа. У ребенка должна быть внутренняя дисциплина, развивать которую помогает в том числе и благожелательная атмосфера в школе. Но при этом нужно помнить, что не каждый может быть заинтересован в твоем предмете. Одни любят технические науки, другим важен гуманитарный профиль, третьи хотят изучать искусство. Сфера интересов у всех разная, но перед тобой 30 человек, и нужно ко всем и каждому найти свой ключ, подход.

— А как привить детям любовь к школе, чтобы было желание ходить туда каждое утро?

— Это обязанность лежит на плечах учителей. Они должны создать атмосферу, наполненную любовью к школе, чтобы дети с удовольствием просыпались каждое утро и шли учиться, общаться, дружить и самое главное — получать новые знания. В Курчатовской школе мы с этим хорошо справляемся.

— А роль родителей какова тогда?

— Если в школе какая-то негативная атмосфера, то как родители могут привить любовь к урокам и всем занятиям? Мне это абсолютно непонятно. Один совет: объясняйте детям, что знания — великая ценность, они пригодятся сейчас и в будущем.

— Видно, что в Курчатовской школе география в почете. Вы не раз приводили детей к победам на олимпиадах. Что помогает добиться успехов?

— Каждый год участвуем во множестве конкурсов и олимпиад. Одно из значимых событий — Чемпионат России по географии. Три года назад нам посчастливилось занять первое место. Мои девятиклассники стали лучшими в России. Главное здесь — работоспособность детей, их желание побеждать, трудолюбие и понимание, что просто так ничего не дается.

Найти наставников

— Вы как учитель для многих важны, становитесь значимым наставником, проводником в мир географии и мировых знаний. А у вас есть свои наставники, люди, которые вам помогают расти в профессии?

— Поддерживаю теплые дружеские отношения со своими научными руководителями из вуза — Евгением Владимировичем Баранчиков и Владимиром Борисовичем Пятунин. Мы часто общаемся. Это те педагоги, с которых я беру пример, как вести уроки, семинары, лекции. Кроме того, мы вместе отправляемся в путешествия, посещаем научные конференции и другие мероприятия. Сам часто обращаюсь за советами к наставникам из вуза. На помощь могут прийти и учителя в Курчатовской школе. У нас собран замечательный педагогический коллектив.

— Вы говорили о безграничной возможности интернета. В какой-то момент дети чаще переключаются на развлекательные, а не на познавательные функции Всемирной сети. Какие сервисы, которые сейчас есть в Москве, помогают готовиться, узнавать новое учителям, школьникам, родителям?

— В контексте учебы и получения новых знаний отмечу в первую очередь прекрасный сервис «Московской электронной школы». Им пользуются все: и учителя, и родители, и, конечно же, сами дети. В «МЭШ» собраны все функции для выполнения домашних заданий, контроля успеваемости, обратной связи. По-моему, идеальная задумка и разработка. Есть также разные сервисы и сайты, благодаря которым можно путешествовать по миру и отгадывать географические загадки. В этом плане интерактив помогает школьникам лучше погружаться в предмет и его изучение. Для детей, родителей и учителей стараюсь делать свои подборки интересных мест, веду активно соцсети, рассказывая о своих приключениях и путешествиях. Это тоже находит отклик у детей.

— А цензура для учителей должна быть в соцсетях?

— Здесь, скорее, вопрос личных убеждений и внутренних ограничений. Для меня соцсети — еще один способ воодушевить самых разных людей на большие и маленькие открытия, поезди, походы, на поиск ответов на географические и другие вопросы.

— А если представить, что вы сегодня школьник, изменили бы свою профессию, стали кем-то другим?

— Как и у любого человека, порой возникают мысли: а куда можно было бы пойти еще? Но для меня все связано с географией и любовью к путешествиям. Например, стать пилотом. А еще часто говорю детям учить иностранные языки. Это тоже по-своему открывай дверь в мир. Мне и сейчас хочется учить сложные языки: китайский, японский, арабский, а заодно изучать восточные страны. Главное — поймать свою волну воодушевления, чтобы становится примером для детей.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.