Специалисты предпочитают культуру заработной плате
Дефицит кадров стал серьезным вызовом для российской экономики. Привлечение сотрудников для многих компаний входит в число непростых задач. Сегодня бизнес отвечает на возникшую проблему не только повышением зарплат, но и дополнительными «плюшками». Эксперт в области внутренних коммуникаций и корпоративной культуры, руководитель оргкомитета премии «ИнтерКомм» Лариса Рудакова рассказала «Вечерней Москве», как работодатели заботятся о своем коллективе.
В условиях превращения «рынка труда» в «рынок работника» для многих соискателей все большее значение имеет не только размер вознаграждения за их труд, но и тот факт, насколько развита на их предполагаемом будущем рабочем месте корпоративная культура, подчеркивает Лариса Рудакова.
При этом компаниям важно не только принимать на работу новых сотрудников, но и в условиях серьезной конкуренции удерживать уже имеющихся. Поэтому специалисты в сфере внутрикорпоративных коммуникаций прилагают максимум усилий, чтобы сотрудники чувствовали себя в коллективе максимально комфортно.
— Люди всегда разделялись на тех, кто работает, чтобы жить, и на тех, кто живет, чтобы работать, — говорит Лариса Рудакова. — Сегодня тема, где и в каком формате — офисном, гибридном, удаленном — работать, становится очень актуальной. Предприятия переманивают сотрудников хорошими зарплатами, которые, согласно последним исследованиям, будут только расти. Но тенденция, когда человек приходит в компанию не только за деньгами, в настоящее время является всеобщей во всех отраслях экономики. Все больше исследований в разных секторах показывают, что зарплата — это не главный мотиватор, ради которого люди идут в ту или иную компанию.
По словам Ларисы Рудаковой, сотрудники теперь стали чаще обращать внимание на такие факторы, как психологический климат в коллективе, демократичные взаимоотношения, взаимопонимание, отсутствие жесткой иерархии, адекватность руководителей, наличие возможностей для обучения и личного развития, комфортное офисное пространство, наличие дней удаленной работы. И многие российские компании откликаются на этот запрос.
Например, распространяется практика открытого диалога между руководителями и коллективом, когда топ-менеджеры делятся с сотрудниками стратегическими планами, обсуждают перспективы и трудности, отвечают на просьбы разобраться в той или иной проблемной ситуации.
Другое направление — формирование карьерного пути и возможность получить дополнительное образование с помощью работодателя. Помимо прочего, проводятся Дни компании, специальные мероприятия для новых сотрудников, корпоративные фестивали и праздники, на которые приглашаются не только работники, но и члены их семей. Это стало новой нормой.
Развитая корпоративная культура способна не только делать компанию более привлекательной в глазах соискателей и сотрудников, но и повышает ее эффективность, согласно различным исследованиям, на 20–30 процентов.
— В первую очередь корпоративная культура организации зависит от ее руководителя, — продолжает руководитель оргкомитета премии «ИнтерКомм» Лариса Рудакова. — Есть компании, где она исходит от человека, который ее основал, и она здесь очень сильная.
Но существуют и промышленные гиганты, в том числе с государственным участием, где современная человекоцентричная корпоративная культура только начинает формироваться. Но она не менее важна, чем оптимизация производства и выстраивание бизнес-процессов.
За все новые «краски в палитре корпоративной культуры» на предприятиях отвечают руководители и сотрудники подразделений по внутрикорпоративным коммуникациям. Они разрабатывают стратегию внутренних коммуникаций, занимаются в этом направлении всем — от проведения командообразующих корпоративных мероприятий до создания сообществ сотрудников, организации встреч и прямых линий с руководством, формирования обучающих и развивающих программ.
Они же обеспечивают своевременное информирование всех подразделений компании и их сотрудников через корпоративные печатные и цифровые медиа, электронные рассылки, мобильные приложения, социальные сети и телеграм-каналы и так далее.
Еще один новый тренд — создание внутри коллективов различных сообществ. И не только для спорта или хобби. Это может быть любое профессиональное сообщество. К примеру, инженеров одной компании, где они обсуждают различные технологические решения и инновации как онлайн, так и на организованных встречах.
— Специалисты по внутрикорпоративным коммуникациям помогают бизнесу выстраивать наиболее эффективный диалог с сотрудниками, — резюмирует руководитель оргкомитета премии «ИнтерКомм» Лариса Рудакова. — Их цель — вдохновлять и помогать сотрудникам. Отрадно, что из года в год корпоративная культура в наших российских компаниях становится все более привлекательной и человекоцентричной.
СПРАВКА
Премия «ИнтерКомм» на протяжении 15 лет ежегодно вручается командам компаний, реализовавшим самые трендовые и перспективные проекты, направленные на совершенствование корпоративной культуры, выстраивание эффективных коммуникаций со своими внутренними аудиториями. В этом году на премию подано более 300 проектов, лучшие получат награду в Москве 21 ноября.