Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Отменить ЕГЭ и сократить число уроков: возможно ли снизить нагрузку на школьников

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Отменить ЕГЭ и сократить число уроков: возможно ли снизить нагрузку на школьников
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин

Первый зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова выразила мнение, что сокращение количества уроков в день поможет снизить нагрузку на школьников, не ухудшая при этом уровень их знаний. По ее словам, современное образование чрезмерно ориентируется на академические успехи, в то время как физическое и эмоциональное состояние учеников игнорируется. В результате школьники страдают от хронической усталости, стресса и даже проблем со здоровьем. Насколько такая идея может помочь ученикам и жизнеспособна ли она, «Вечерняя Москва» узнала у заслуженного учителя России Александра Снегурова.

Нужна координация

По словам эксперта, у такого предложения есть свои плюсы и минусы, но нет воли, чтобы их реализовать и скоординировать с другими идеями.

— Только одно это решение не может быть осуществлено, потому что в педагогике (и не только в ней) все связано между собой. Чтобы уменьшить количество уроков, нельзя выполнить только какие-то технические процедуры: взять и вычеркнуть их из расписаний. Нужно пересмотреть учебные программы и всю стратегию, концепцию образования, — объяснил педагог.

В расписании учеников пятого, шестого классов можно увидеть по шесть, семь и восемь уроков день. В профильных классах их может быть еще больше из-за спецкурсов, которые нужно посещать в обязательном порядке.

— После девяти и 10 уроков это изматывающе, изнуряюще. Безусловно, есть группа мотивированных ребят — участников различных конкурсов, олимпиад, которые склонны к самообразованию. Для них такая модель образования подходит. Но мы забываем о большей массе учеников, которая утоплена и не замотивирована на такие нагрузки. Они не могут выносить по шесть или девять уроков, потому что они могут заниматься и на других площадках, — обратил внимание собеседник «ВМ».

Например, некоторые ученики ходят в спортивные, музыкальные, художественные школы. Другие могут ухаживать за малолетними сестрами и братьями или пожилыми родственниками. Кому-то приходится тратить много времени на дорогу до школы и обратно — например, в сельских образовательных учреждениях, одно из которых обслуживает сразу несколько деревень.

Отменить ЕГЭ?

— Здесь очень много разных конфигураций. И этот тезис о сокращении уроков сам по себе верный, но, тем не менее, мы не можем его рассматривать вне контекста. Например, наращивалось количество предметов — тех же уроков иностранного языка. Потом решили, что иностранный язык не нужен, и бросились вводить предмет «Труд», который отчасти дублирует уроки технологии. Эта путаница исходит сверху и транслируется на разные уровни, в результате чего мы наблюдаем хаос и директивность — выполнение каких-то директив управления образования, которые не скоординированы с глобальными задачами школы и учебы, — считает Снегуров.

Как итог — депутаты, общественные деятели говорят о психологической перегрузке школьников, их напряжении, выгорании, раздражении, стрессах. Эти утверждения верны, но и новые директивы продолжают поступать «сверху». Например, планировалось свести отчетность педагогов к пяти документам — хорошая идея, которая так и не была выполнена. То же самое и с запретом на использование гаджетов школьниками — об этом говорили много лет, дошло до указа президента, но до сих пор в каких-то школах это решение исполняется, а в других — нет.

— Изменения обязательно должны происходить, но это должно быть согласовано и обдумано. Как можно сказать «сократите уроки», если у ребят есть подготовка к Единому государственному экзамену? Надо наряду с этим и другими предложениями не просто декларировать, но и осуществлять отход от формы ЕГЭ как единственной формы аттестации учащихся, если уж не отменять вовсе, — выразил мнение педагог.

Как эффективно снизить количество уроков в расписании

Тезис о сокращении уроков в расписании школьников уместен, но его реализация должна быть не просто очередной кампанией, которую пытаются всколыхнуть для каких-то целей, а потом вернуть все к прежнему положению дел. Нужно поддержать это решение конкретными действиями, которых, увы, пока нет. Наблюдается только выполнение директив, а также наращивание бюрократии (теперь и цифровой) и коммерческой составляющей образования.

— У нас вводятся платные уроки, которые тоже перегружают расписание. Набираются классы, родителям и детям говорят об особой подготовке по тому или иному предмету на специальном уровне. Это уже в порядке вещей. Платные уроки — это не какие-то дополнительные кружки, их проводят в рамках обычного расписания. Но разве уроки такого рода не относятся к концептуальным вопросам? Нужно менять идеологию и стратегию образования, — отметил эксперт.

Если сделать это, то какие-то уроки действительно могут стать не нужны. Если структурировать образовательные программы, то русский язык, к примеру, можно будет эффективно изучать в два раза быстрее. А для этого нужна переработка программ пятого класса.

— Этим должны заниматься специалисты: обсуждать и тестировать это решение. Но у нас вообще отказались от периода тестирования каких-либо предложений. Они сразу внедряются, опять же директивным способом, с понедельника или какого-то конкретного дня, — заключил Снегуров.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.