«Последний шаг»: детское ожирение в России теперь будут лечить хирургически
Сюжет:
Эксклюзивы ВММинздрав изменит стандарт лечения ожирения у детей, добавив в него хирургические методы. Согласно проекту, в перечень медицинских услуг для таких пациентов будут добавлены: продольная резекция желудка, гастрошунтирование и бандажирование желудка. Изменения могут вступить в силу с 1 января 2025 года. Действительно ли в России так остро стоит проблема детского ожирения, что для ее решения необходимы радикальные меры, «Вечерняя Москва» узнала у врача-эндокринолога, нутрициолога Алексея Калинчева.
Побочный эффект благополучия
По его словам, наша страна уже догоняет Европу по уровню ожирения, а «первопроходцами» в этом вопросе стали американцы. В России проблема массового ожирения появилась в 2010-е и более поздние годы.
— В Москве в 90-е и в нулевые не было значимой, заметной доли полных людей, а клиника Института питания сдавалась как офисный центр. По России, думаю, ситуация была примерно такая же. А теперь встаньте у любого детского сада или школы и посмотрите, какое там количество полных детей, — заметил собеседник «ВМ».
Можно сказать, что ожирение является побочным эффектом благополучия нации, считает врач.
— Ожирение изначально идет от переедания и избытка калорийной пищи. Когда люди съедают больше, чем нужно. И речь идет не о гречке и куриных грудках, а о сладком, мучном, жирных продуктах. Весь фастфуд этими характеристиками обладает — простые углеводы, трансжиры, сахар, всевозможные усилители вкуса. Большинство людей, которые привыкли питаться фастфудом, со временем уже не могут есть другую еду. И в этих семьях со взрослыми живут дети, которые питаются тем же, чем и родители, — объяснил эндокринолог.
Проблема детского ожирения пошла следующим этапом за проблемой взрослого ожирения, подчеркнул доктор.
— Беда в том, что родители этого не понимают. Похудение ребенка стоит начинать с папы и мамы, потому что очень сложно объяснить ему, почему все вокруг будут есть фастфуд, а ему такое будет нельзя. Но родители не хотят начинать с себя, — уверен Калинчев. — В лечении детского ожирения необходимы системные решения, которые возможны только в ситуации, когда взрослые осознают, что им надо меняться. Когда похудеют родители, тогда уменьшат вес и дети.
Почему операции предлагают включить в стандарт
Методы бариатрической хирургии являются довольно дорогостоящими. Поэтому их добавление в стандарт лечения будет помощью родителям, чтобы они могли платить за операции через обязательное медицинское страхование (ОМС).
— Но бариатрические операции — это последний шаг. Я более чем уверен, что детям будут делать операции, которые не несут никаких серьезных последствий. Скорее всего, это будут обратимые вмешательства. Просто Минздрав заранее ввел широкий перечень операций, чтобы у врачей не были связаны руки, — предположил эксперт.
Если человеку проводят продольную резекцию желудка, гастрошунтирование или бандажирование желудка, вне зависимости от возраста всегда есть риск, что сброшенные килограммы могут вернуться, предупредил специалист. Это касается и детей.
— Нужно лечить пищевое поведение человека. Если раньше он питался неправильно, то продолжит это делать. Нужна пропаганда правильного питания, — выразил мнение врач. — Если не решать первопричину, то расстройство пищевого поведения, у человека так и останется. После операции он не может съесть, допустим, килограмм еды. Но тогда он съедает меньший объем пищи, но неправильной.
Что касается возраста ребенка, с которого можно проводить бариатрические операции, то решение всегда принимается индивидуально, добавил Калинчев.