Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Актер и режиссер Всеволод Шиловский: Ты счастлив, что принадлежишь этой Родине

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Всеволод Шиловский: интервью
Фото: Из личного архива

Советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист РСФСР Всеволод Николаевич Шиловский — личность уникальная. Таких одаренных людей в нашем отечественном кинематографе не так много. Он не только более 60 лет играет на театральной сцене, ставит спектакли и снимается в кино, но и вдохновляет молодых артистов. Всеволод Николаевич строг к себе и другим.

— Актерство — это когда всю жизнь ты держишь экзамен. Профессия такая… — говорит он своим ученикам.

«Вечерняя Москва» пообщалась со знаменитым режиссером.

В день своего 85-летия Всеволод Николаевич стал художественным руководителем Московского театра-студии и собрал под крышей театра своих лучших учеников. И репертуар театра — самый настоящий подарок для театралов и ценителей настоящего искусства. Спектакль «В ожидании сердца» по пьесе Юрия Полякова всегда идет с неизменным аншлагом.

— Всеволод Николаевич, театральных пьес в Москве предлагается к постановке в огромном количестве, а вы выбрали именно эту. Почему?

— Меня заинтересовали не только сюжет и потрясающие характеры, которые выписаны драматургом Юрием Поляковым, а важность социальных вопросов, поднимающихся в этой истории. И вопросы эти волнуют каждого человека — и с этой стороны рампы, и с другой. Поэтому каждая пьеса Полякова для меня как кислород. Спектакль «В ожидании сердца» — про что он? Про совесть, про сердце, про чувство долга. Мне 86 лет. И мне играть там нечего, потому что это моя жизнь.

— В пьесе ярко показан образ современного олигарха. А вы никогда не занимались бизнесом, только лишь театром и кино. Откуда вам знать о хищнических нравах этих людей?

— Бизнесом я как раз занимался. У меня был друг, крупнейший руководитель банка, который меня баловал. Он профинансировал постановку фильма «Кодекс бесчестия». Там сыграли Тихонов, Куравлев, Костолевский, и я был продюсером и режиссером. Более того, когда ставил сериал «День за днем», также имел отношение к финансовой сфере. Я дружен с людьми из бизнеса и знаю многое об их жизни, знаю, как оттуда уходят в никуда… То есть мне не нужно было куда-то забредать. А вообще, спектакль наш вовсе не про бизнес. Тема выбора — вот что главное.

— У вас для руководителя театра очень скромный кабинет…

— Да и само помещение театра маленькое. Я могу сказать, что это самое главное мое достижение. О таком помещении мечтал мой учитель Станицын. И получил даже разрешение от Станиславского. Почему? Во-первых, врать нельзя. Пойдите в другой театр. Посмотрите. Артисты играют. А у меня все живут. Расстояние очень маленькое между актерами и зрителями. Как же ты можешь играть плохо и не жить этой жизнью? Уйдут же зрители и больше не придут. А они не уходят, стоя аплодируют. Кабинет тесный? А мне больше ничего не надо. А что еще надо? На стенах висят телеграммы с благодарностями, потрясающие имена, начиная с президента РФ Владимира Путина… И так далее. Они все поздравляют наш театр, потому что понимают, что здесь рождается маленький МХАТ. Самое ужасное — когда уничтожали МХАТ. Буква «А» — это было самое дорогое в названии: Московский академический художественный театр. Почему? Артисты в свое время начинали работать в сарае, а стали первым театром мира. И слово «академия» кровью заработано. Станиславский изобрел систему, по которой работают сейчас в Америке, в Голливуде. Все кинозвезды работают по Станиславскому. Кто-то пытается отменить систему старика Станиславского и изобрести что-то новое, а ничего не получается… Лучше ничего нет. На нас равняются.

— В последнее десятилетия Россия все делала с оглядкой на Запад. И теперь как это изменить?

— А были времена, когда именно Россия диктовала Западу: режиссура, кинематограф, живопись, музыка. Когда мы приехали с гастролями в Японию, они с ума сходили от Рахманинова, Чайковского, от «Дяди Вани», от спектакля Горького «На дне». Вот такие рецензии выходили! За мной везде ездили. Я был молодой, играл Костылева. Вот что такое был МХАТ.

В свое время за постановку «Сладкоголосая птица юности» получил автограф от самого Теннесси Уильямса. Я единственный человек, который удостоился этой чести. Мой друг Марис Лиепа был в Лондоне на гастролях, к нему подошли и сказали, что с ним хочет поговорить Теннеси Уильямс. А Уильямс обожал Мариса Лиепу, он ездил по всем странам, где тот выступал. И Лиепа говорит: «Вот мой друг поставил ваш спектакль «Сладкоголосая птица юности». А Уильямс ему: «Зачем же ты врешь мне? Я в Советском Союзе не ставлюсь». А Лиепа говорит: «Вот видите, как вас плохо информируют. И в вашем спектакле играют живые ученики Станиславского — Степанова и Массальский. А поставил мой друг Шиловский». И Уильямс написал на визитке: «Севе Шиловскому». Марис привез мне автограф: «Тебе приятно?», — спрашивает. Я чуть не упал: «Ты понимаешь, что ты сделал?». Показывал визитку всему театру: «Смотрите издалека. В руки не дам». Я единственный обладатель автографа Теннеси Уильямса. А все почему? Дружба. А дружба — это поступки.

Всеволод Шиловский: интервью Фото: Из личного архива

— Актерам тяжело дружить. Это же конкуренция…

— Это не имеет значения. Актерство — это когда всю жизнь ты держишь экзамен. Профессия такая… Здесь ты на глазах. Вот в чем сложность. И сколько бы у тебя не было регалий — держишь экзамен. Провалил спектакль — отойди. Провалил роль — отойди, не получилось. И Виктор Станицын — мой учитель, грандиозный режиссер. Его спектакли шли по 25 лет, а как актер он вообще был потрясающий. С себя спрашивал по максимуму, а также с других. Не получилось, говорил: «Отойди в сторону. Не мешай другим». А ведь лезут. Плохо, но лезут. За десять дней разве можно поставить спектакль? Разве можно осилить роль? А пытаются…

— Из детских спектаклей на сегодняшний день в вашем театре-студии только «Золушка»?

— Мы полтора года всего существуем. Для этого надо время и репертуар. Это непросто. Спектакль не рождается вот так — вдруг. Это колоссальная затрата времени, все надо режиссировать. Я сам ищу пьесы. С улицы приносят — и сразу читаю. Или — «свободен», или — «годится». Мы молодые, динамичные, без всякого пафоса. Ищем хорошие пьесы. Хорошие! Есть у нас потрясающий спектакль «Не покидай меня» на военную тему, во время которого школьники плачут. Значит, наш театр все правильно делает. Слово «патриотизм» ни разу за весь спектакль не сказано, а ты — там. Ты счастлив, что принадлежишь этой Родине.

— Всеволод Николаевич, можно услышать от вас пожелания для читателей «ВМ».

— «Вечерняя Москва» для меня с детства дорогая газета. Я желаю и редакции, и читателям лелеять и боготворить русскую культуру!

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.